Спец. курс «организация воспитательного процесса в школе-интернате, в классе для детей с зпр».
Тема 1: Нарушения поведения детей с ЗПР – 2 часа.
Значение биологических факторов в формировании нарушений поведения учеников с ЗПР. Роль неблагоприятных социально-психологических факторов формирования нарушений поведения детей с ЗПР. Психопатологические синдромы при различных формах нарушения поведения. Основные направления воспитательной работы с учениками, имеющими нарушения поведения.
Тема 2: Дети с ЗПР как объект воспитания – 2 часа.
Диагностическая программа изучения уровней воспитанности детей с ЗПР. Составление карты Стотта. Методика изучения уровня воспитанности ученика, предложенная Фридманом Л. Программа изучения ученического коллектива.
Тема 3: Цели и задачи воспитания детей с ЗПР – 2 часа.
Общие и специфические задачи воспитания детей с ЗПР. Технология выдвижения перспективных задач воспитания детей с ЗПР.
Тема 4: Система воспитательной работы – 2 часа.
Теория становления, развития и управления воспитательной системой в условиях школы-интерната для детей с ЗПР. Воспитание в процессе обучения. Внеурочная деятельность. Внеклассная воспитательная работа. Работа с родителями и общественностью. Стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат.
Тема 5: Функции и содержание работы воспитателя – 2 часа.
Аналитическая, прогностическая, организационно-координирующая, коммуникативная функции.
Тема 6: Проектировочная деятельность и планирование воспитательной работы в школе-интернате, классе для детей с ЗПР – 2 часа.
Проектировочная деятельность, прогнозирование, разработка воспитательных программ. Перечень документации воспитателя школы-интерната и классного руководителя класса для детей с ЗПР. Структура плана воспитательной работы.
Тема 7: Методы воспитания детей с ЗПР – 2 часа.
Классификация методов. Метод упражнений как ведущий в процессе воспитания детей с ЗПР. Мотивационные методы – убеждение, внушение. Метод этической беседы в воспитании детей с ЗПР. Поощрение и порицание.
Тема 8: Личностно-ориентированный подход в воспитании – 2 часа.
Что такое личностно-ориентированный подход. Принципы индивидуального подхода к воспитанию детей с ЗПР. Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель – ученик -класс». Уважение самооценки личности. Вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера.
Тема 9: Взаимодействие социума, школы, семьи и общественности – 2 часа.
СПЕЦКУРС «РИТМИКА».
Тема 1: Общие вопросы методики преподавания ритмики в начальных классах для детей с ЗПР – 4 часа.
Сущность и предмет ритмики. Система музыкально-ритмического воспитания детей с ЗПР.
Тема 2: Содержание и структура ритмики как учебного предмета – 8 часов.
Средства, методы и приемы ритмики. Традиционный подход. Ритмика в системе психолого-педагогической работы по преодолению заикания. Ритмика как средство устранения фонетико-фонематических нарушений и расстройств голоса. Ритмика в системе работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Тема 3: Новое в практике преподавания ритмики в специальной школе – 6 часов.
Психогимнастика как средство формирования и коррекции личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
Особенности осуществления дифференцированного подхода в курсе преподавания ритмики.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
1. Причины возникновения ЗПР у детей.
2. Классификация ЗПР по К.С.Лебединской.
3. Особенности восприятия и памяти детей с ЗПР.
4. Особенности мышления и речи детей с ЗПР.
5. Содержание понятия «готовности к школьному обучению».
6. Педагогическая характеристика детей с ЗПР.
7. Особенности обучения грамоте детей с ЗПР.
8. Особенности развития речи детей с ЗПР.
9. Организация работы по формированию у детей с ЗПР вычислительных навыков.
10. Методика работы над арифметической задачей на уроках математики.
11. Коррекционная направленность уроков трудового обучения детей с ЗПР.
12. Понятие инклюзивного образования.
13. Проблемы инклюзивного образования в Казахстане.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей /под ред. К.С.Лебедевой – М. Педагогика, 1982.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. Педагогика. 1973.
3. Дети с задержкой психического развития. /под ред. Власовой Т.А. и др. – М.
4. Педагогика,1984.
5. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М. Педагогика. 1973.
6. Обучение детей с ЗПР. /под ред. Т.А.Власовой и др. – М. Педагогика, 1981.
7. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. /под ред. Мачихиной М.Ф., Цыпиной Н.А.. – М. Педагогика, 1987.
8. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. –М. Ника-пресс. 1998.
9. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – С.-Пб. 1997.
10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М. Владос. 1999.
Куратор Елисеева И.Г.
«____» ______________ 200__г.
Контрольная работа