Вопрос №19: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся

Трудовое воспитание в школе, семье, в обществе — это система форми­рования работника, человека, который понимает необходимость труда, ува­жает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности. Это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудо­любия, добросовестности, инициативы и др. Надо добавить, что работник должен обладать гибким экономическим мышлением, чтобы найти свое место в мире труда в наше время, когда почти каждый вынужден менять род занятий даже не один раз в жизни. Современная социально-экономи­ческая ситуация в России сделала реальностью для всех слова: рыночная экономика, безработица, профессиональная подготовка и переподготовка, карьера. Это заставляет педагогическую науку и практику по-новому ста­вить вопрос о трудовой и профессиональной подготовке в общеобразова­тельной и профессиональной школе.

Задача школы, семьи и общества — подготовить каждого выпускника к успешной адаптации, к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, втом числе благодаря работе, которая доставит ему моральное и материальное удовлетворение. Можно пояснить это цепочкой: учение — труд — профес­сия. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение. Понятно, что жизненное самоопре­деление не ограничивается выбором профессии, но вэтом процессе соци­ального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах. Профессио­нальное самоопределение зависит от общих взглядов, развития, установок старшеклассника, от многих других факторов, в том числе от помощи службы профессиональной ориентации.

Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является труд школьни­ков, трудовое обучение и воспитание в педагогическом процессе. Труд яв­ляется и педагогической ценностью, и педагогическим средством. Идея включения труда в учебный процесс зародилась еще в XVII—XVIII вв., раз­вивалась в XIX в., трудовое обучение как часть образовательного процесса стало почти везде обязательным в XX в. Советская школа строилась на принципе связи обучения с трудом учащихся, она называлась единой тру­довой школой, а затем и политехнической, и в ней были и есть уроки тру­дового и профессионального обучения. На этих уроках ученики начальных и средних классов получают навыки работы с бумагой, тканями, деревом, металлом, знакомятся с бытовой электротехникой, домоводством. Стар­шеклассники получают начальные знания и умения по ряду профессий, со­став которых зависит от возможностей школы и базовых предприятий: автодело, делопроизводство, машинопись, компьютер, модельер, парикмахер и др. В школах, кроме того, имеются программы и учебники по технологии современного производства.

Психолого-педагогическими исследованиями показано значение труда в развитии и воспитании ребенка, выявлена экспериментально связь физи­ческой, двигательной активности и интеллектуального, психоэмоциональ­ного развития даже в самом раннем возрасте. Глубоко понимал значение труда в психическом, умственном и нравственном развитии человека еще много лет назад великий К. Ушинский. Он писал, что труд — «такая сво­бодная и согласная с христианской нравственностью деятельность челове­ка», которая ведет его к достижению «истинно человеческой цели в жизни» (Педаг. соч.: В 6 т. М., 1988. Т. 2. С. 11).

Кроме уроков труда в школе, сложились такие виды труда учащихся: труд по самообслуживанию (бытовой труд), общественно полезный труд, производительный труд. Надо помнить, что основной труд школьника ум­ственный, учебный, и этому труду школа тоже обучает детей с первого класса. Производительный труд учащихся (работа по производству реаль­ного продукта, товара) не всегда имела и имеет место. Это вообще спорный вопрос, должны ли дети, подростки учиться и работать. В советской прак­тике был отличный опыт А. Макаренко по организации производительного труда учащихся. В 60—70-е гг. были ученические бригады и даже заводы для школьников. Вряд ли сегодня это можно оценить однозначно. Пра­вильно думать, что привлечение учащихся к производительному труду дол­жно быть подчинено исключительно целям их воспитания, обучения и раз­вития. Педагоги должны также знать, что часть школьников работает се­годня вовремя учебы илетом, муниципальные органы создают рабочие места для них, и этот свободный труд подростков, очевидно, как-то меняет их сознание, отношение к жизни, влияет на развитие, социальное станов­ление. В учебно-воспитательной деятельности школ это явление пока мало учитывается.

В настоящее время в условиях рыночной экономики система образова­ния, школа осуществляют и экономическое воспитание учащихся, которое тесно связано с трудовым. Для экономической подготовки юношества раз­работаны программы, учебные пособия. Школьники должны не только знать элементарные основы экономической жизни общества, но и приоб­рести навыки экономического мышления, целесообразного личного эконо­мического поведения. Уже в школе нужно учить умению рационально ре­шать вопросы о доходах и расходах, об экономике семьи школьника; учить умению рассчитывать экономическую сторону его ближайшей и отдален­ной жизни, сознательно выбирать нужный для этого образовательный и профессиональный путь, делать карьеру. Необходимо давать знания о сущ­ности и динамике экономических процессов в стране и мире.

Экономические знания и поведение человека связаны с социальным, нравственным развитием, поэтому задачей экономического воспитания яв­ляется формирование у школьников стремления активно участвовать в тру­довой и экономической жизни своей страны. Средства массовой информа­ции внушают молодежи: «Бери от жизни все» — и не говорят, что надо много работать, чтобы хорошо жить. В развитых странах мира люди много работают, производительность труда в США значительно выше, чем в Ев­ропе, тем более в России. Мысль о необходимости много работать, чтобы много получать, еще очень слабо усвоена молодежью, и это составляет пе­дагогическую проблему.

Но вопрос не только в этом. Есть проблема мотивации труда, соотно­шения содержания работы и вознаграждения за труд и связанные с этим варианты экономического поведения и жизненные установки, стратегии. Согласно прагматической экономической стратегии работа — только источник материального благополучия: здесь есть ориентация на зарплату независимо от содержания работы. Молодежь с таким поведением легче вписывается в рыночную экономику. Согласно второй стратегии (можно сказать, профессиональной) важно содержание труда: работа служит реали­зации способностей, развитию, росту личности. Таким людям трудно най­ти место в рыночных отношениях. Третью стратегию, тип экономического поведения, можно назвать безразличной: все равно что делать, лучше вовсе не работать. Так пишут специалисты по проблемам молодежи1. Они пола­гают, что взависимости от типа экономического поведения складываются два «основных модуса жизни». Один, ориентированный на труд как на цен­ность и условие реализации личности, другой — на внетрудовые ценности (семья, материальные блага).

Составной частью трудового иэкономического воспитания является профессиональная ориентация — процесс оказания помощи учащимся в вы­боре профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система профориентации включает в себя следующие компо­ненты:

• профессиональное просвещение — ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения;

• профессиональная диагностика — изучение учащихся с целью выра­ботки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть меди­цинской, социально-психологической, педагогической;

• профессиональная консультация — выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению;

• профессиональный отбор — выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии;

• профессиональная адаптация — процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии и условиям производства.

Специальную деятельность по профориентации проводят центры про­фессиональной ориентации, где работают специалисты. В профориентационной работе имеются два подхода — адаптационный и развивающий. Первый состоит в подборе профессии ученику по его наличным возможно­стям, обнаруженным в учебных достижениях и с помощью диагностиче­ских методик. Второй подход предлагает развивать ученика, обеспечить условия для разностороннего развития и готовить его к самостоятельному выбору спектра специальностей. Российская школа ориентируется на вто­рой подход и в определенной мере проводит профориентационную работу, цель которой — профессиональное самоопределение учащихся. Она конк­ретизируется в следующих задачах: помощь в изучении мира профессий, производства; руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального само­определения; изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомен­даций по саморазвитию и выбору профессии.

Эти задачи реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельно­сти, в учебно-производственных комбинатах силами учителей, врачей, пси­хологов, других специалистов, родителей. Ознакомление с миром профес­сий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры.

Итогом профессиональной ориентации является профессиональное само­определение учащихся, понимаемое полностью как состояние готовности вы­пускника к реальному и осознанному выбору профессии. Показатели готовно­сти к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специально­сти, наличие общих трудовых навыков.

Наши рекомендации