Й раздел. Формирование грамматического строя речи

1. Формирование умения различать имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского родов в именительном падеже (кот ~ коты, кукла — куклы).

2. Формирование умения образовывать родительный падеж имен существитель­ных со значением отсутствия (Чего нет у кота? Хвоста).

3. Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего време­ни (стою — стоим — стоит).

4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди).

5. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и
женского родов единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша).

6. Обучение употреблению предлога у.

7. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, мес­тоимений по демонстрации действия.

6-й раздел. Развитие речевого общения, связной речи

1. Формирование простого предложения: Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?

2. Формирование фразы с прямым дополнением: Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.

3. Обучение ответам на вопросы по демонстрации действия и по картинке.

4. Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них.

5. Формирование умения заканчивать фразу.

6. Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки.

7-й раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

1. Дальнейшее освоение геометрических фигур и форм предметов, обучение их различению и правильному называнию.

2. Обучение группировке предметов по основным признакам (размеру, цвету, количеству).

3. Сравнение двух групп предметов по контрастным признакам.

4. Сравнение двух предметов, одинаковых или контрастных по длине, ширине, высоте (путем приложения).

5. Определение количества путем пересчета (1, 2, 3).

6. Развитие ориентировки на плоскости, в строении собственного тела, в про­странстве.

7. Формирование умения ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь).

8-й раздел. Развитие мелкой моторики

и конструктивного праксиса.

Художественно-творческая деятельность

1. Обучение сооружению простых построек по образцу и представлению.

2. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидакти­ческими играми, игрушками, в пальчиковой гимнастике.

3. Формирование умения работать с кубиками и разрезными картинками (2—4 час­ти, диагональный и прямой разрезы).

Развитие интереса к лепке, желания лепить предметы несложной формы. Обучение приемам лепки: расплющиванию комка ладонями и загибанию края паль-:. отрыванию маленького кусочка от большого комка и скатыванию маленьких .нов. Формирование умения лепить фрукты круглой формы, птичку из двух .нов, улитку путем сворачивания столбика.

Побуждение к отражению в аппликации простых предметов и явлений. Закрепление навыков наклеивания. Обучение составлению на четырехугольнике узора из готовых геометрических фигур. Освоение косого разреза.

Продолжение знакомства с правилами работы карандашом. Обучение закрашиванию круглых форм, формирование умения рисовать вертикальные линии на ном расстоянии друг от друга. Продолжение обучения обращению с кистью. Закрепление способов декоративного рисования концом кисти точек, мазков, колец, прямых, волнистых, узких и широких линий. Обучение рисованию солнца, деревьев, кустарника, перекладин лесенки.

9-й раздел. Физическое развитие

Формирование правильной осанки. Профилактика плоскостопия.

Обучение построению в шеренгу, в колонну по одному, по двое, в круг. Развитие ловкости, умения действовать сообща.

Обучение прыжкам с продвижением, спрыгиванию, запрыгиванию на скамейку высотой 10 см.

Обучение бросанию мяча вдаль из-за головы и катанию мяча в ворота. Обучение лазанию на вторую ступеньку гимнастической стенки.

10-й раздел. Музыкальное развитие

. Формирование умения дослушивать песню до конца. Закрепление умения самостоятельно узнавать и называть знакомые песни по тлению и мелодии.

. Пение гласных и их слияний, слогов с согласными звуками [м], [п], [б], [д],

[и], [к], [г], [х], [й], [м'], [п'], [б'], [д'], [т'], [н'], [к'], [г'], [х']. ;. Обучение детей пению припевов песен с звукоподражаниями. Воспитание вокально-хоровых навыков при исполнении песен, попевок. Развитие координации движения при ходьбе и беге под музыку, в движении

парами, кружении в парах и по одному.

. Формирование умения собираться в круг, в хороводе двигаться по кругу, взявшись за руки. Постепенное привлечение детей к активному участию в утренниках.

III период (март, апрель, май, июнь)

1-й раздел. Развитие слухового и зрительного внимания

и восприятия

1. Обучение различению звуковых сигналов, состоящих из 3—4 звуков.

2. Развитие чувства темпа и ритма.

3. Воспитание слухоречевой памяти.

4. Воспитание зрительного внимания и памяти.

2-й раздел. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков

1. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительно­го ротового выдоха (4—5 сек.).

2. Развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с соглас­ными.

3. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции го­лоса.

4. Воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением).

5. Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности.

3-й раздел. Развитие фонематического восприятия,

дифференциации звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1. Развитие произносительных навыков. Различение гласных, близких по арти­куляции. Сопоставление согласных в открытых слогах: [м]—[п], [м]—[н], [п]—[м], [н]-[т], [п]-[т], [т]-[к].

2. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком (бочка — точка, дом — ком).

3. Прохлопывание, отстукивание слогов в словах с определенной звуко-слоговой структурой (ротик, лимон, собака, саночки).

4-й раздел. Формирование и совершенствование лексического состава языка

Март

Лексические темы

1-я неделя — «Мамин праздник»;

2-я неделя — «Домашние животные»;

3—4-я недели — «Дикие птицы».

Апрель

1—2-я недели — «Дикие животные»;

—4-я недели — «Транспорт».

Май

1-я неделя —весенние каникулы, проводится только инди­видуальная работа;

2-я неделя — «Лето. Цветы»;

3-я неделя — «Лето. Насекомые»;

4-я неделя — «Лето. Игры с водой».

Развитие импрессивной речи

Продолжение работы по расширению пассивного словаря. Повторение и за­менив пройденного: закрепление и дифференциация единственного и множе­нного числа имен существительных; закрепление и дифференциация единственногои множественного числа глаголов.

Различение глаголов, противоположных по значению (сними — надень, завяжи- развяжи).

Различение возвратных и невозвратных глаголов (одевается — одевают). обучение пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках.

Различение глаголов прошедшего времени по родам (вымыл — вымыла ,надел — надела).

Обучение пониманию падежных окончаний существительных.

Обучение пониманию пространственных отношений предметов, выраженных :,предлогами на, в, под, из, около, от, за (по демонстрации действий).

Обучение пониманию предлогов с, без.

Закрепление обобщающих понятий.

Различение противоположных по значению прилагательных (большой — маленький).

Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения впередu—сзади, вверху—внизу, далеко—близко, справа—слева).

Развитие экспрессивной речи

Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение. Формирование глагольного словаря, активное усвоение инфинитива и повелительного наклонения глаголов.

Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов. Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождения предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество много,мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно,вкусно).

5-й раздел. Формирование грамматического строя речи

1. Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, киске), творительном падеже (карандашом, топором), родитель­ном падеже с предлогом у (у киски).

2. Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зайчик, сырок, носочки, котята, котенок).

3. Закрепление умения использования глаголов в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклоненииях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа {сидеть, сиди, сидит, сидят).

4. Обучение образованию глаголов изъявительного наклонения от повелитель­ного путем «наращивания» звука [т] (сиди, сидит).

5. Обучение образованию и дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного чисел изъявительного наклонения по демонстрации действий и по сюжетным картинкам, а также различению вопросов к этим глаголам. (Что делает? — Поет. Что делают? — Поют.)

6. Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единст­венного числа настоящего времени по демонстрации действия и по картинке (умы­вается, одевается).

7. Обучение согласованию подлежащего со сказуемым. (Он идёт. Дети спят.)

8. Согласование прилагательных, обозначающих признаки предметов, с существи­тельными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.

9. Согласование местоимений с существительными. (Моя книжка. Мой мяч.)

10. Правильное употребление местоимений меня, мне в родительном и дательном падежах.

11. Различение рода и числа глаголов прошедшего времени (упал, упала, упали).

6-й раздел. Развитие речевого общения, связной речи

1. Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картин­кам: кто это? что он делает? что это?

2. Подбор существительных к глаголам. (Сидит кто? — Девочка, собака, кошка.)

3. Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом. (Дети спят. Мама варит суп.)

4. Развитие умения использовать инфинитив глаголов в словосочетаниях. (Хочу есть. Можно поиграть?)

5. Совершенствование умения договаривать словосочетания в разучиваемых сти­хотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов.

6. Заучивание небольших песенок, потешек, стишков со зрительной опорой на картинки.

Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда.

-й раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

1. Дальнейшее развитие ориентировки на плоскости, в пространстве и во времени.

2. Сравнение различных и одинаковых по длине, ширине, высоте, толщине, объему предметов с использованием приемов наложения, приложения, сопоставления.

3. Обучение детей умению выяснять, в какой из групп предметов больше, мень­ше, поровну.

4. Обучение навыкам счета до 3.

5. Обучение воспроизведению заданного количества звуков и движений (в пре­делах трех).

8-й раздел. Развитие мелкой моторики,

конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность

1. Совершенствование умения сооружать несложные постройки по образцу и представлению и воссоздавать знакомые предметы в вертикальной и горизонталь­ной плоскостях.

2. Обучение составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу.

3. Закрепление навыков работы с разрезными картинками из 3—4 частей со всеми видами разрезов.

4. Продолжение работы с кубиками, пирамидками, столбиками, матрешками.

5. Развитие мелкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях. пальчиковых гимнастиках.

6. Закрепление навыка работы ведущей рукой в направлении слева направо.

7. Совершенствование приемов лепки: умения скатывать пластилин круговыми дви­жениями; оттягивать пальцами отдельные детали; вдавливать шар пальцами внутрь для получения полой формы; лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

8. Развитие умения пользоваться ножницами, дальнейшее освоение всех видов пря­мых разрезов, косого разреза. Продолжение знакомства с правилами наклеивания: узора из готовых фигур; узора с чередованием элементов по размеру, форме, цвету.

9. Развитие умения держать кисть и карандаш правильно. Совершенствование уме­ния закрашивать готовое изображение карандашом. Освоение способов изображения простейших предметов и явлений с использованием прямых, округлых, наклонных, длинных и коротких линий. Закрепление умения подбирать основные цвета.

10. Накопление впечатлений о произведениях народно-прикладного искусства.

9-й раздел. Физическое развитие

1. Развитие умения действовать в играх сообща.

2. Формирование навыков разнообразных движений, развитие ориентировки в пространстве, координации движений.

3. Освоение выполнения движений не только по демонстрации, но и но устному указанию.

4. Обучение ходьбе и бегу на носках, в колонне по одному, с изменением направ­ления, с перешагиванием через предметы, между предметами, с высоким подни­манием колена, по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по шнуру.

5. Обучение ходьбе парами и бегу врассыпную, построению в колонну, в круг.

6. Совершенствование навыка устойчивого приземления при прыжках в длину, при спрыгивании со скамейки, при совершении прыжков в играх.

7. Обучение бросанию мяча вверх и ловле его двумя руками, бросанию мяча в горизонтальную цель, через веревку, от груди, правой и левой руками.

8. Формирование навыков лазания но гимнастической стенке, но наклонной ле­сенке, подлезания под шнуром.

10-й раздел. Музыкальное развитие

1. Обогащение музыкальных впечатлений детей, создание радостного настроения.

2. Развитие слуховой памяти и внимания. Узнавание знакомых произведений по вступлению и мелодии, их самостоятельное называние.

3. Дальнейшее развитие чувства музыкального ритма, темпа.

4. Закрепление полученных певческих навыков:

© начинать петь вместе с педагогом после окончания вступления;

© петь с точной интонацией — с музыкальным сопровождением и без него;

® правильно брать дыхание;

© ритмично исполнять песни.

5. Развитие правильного диафрагмального дыхания, модуляции голоса, ритмич­ности, плавности, интонационной выразительности, произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.

6. Развитие умения выполнять серию танцевальных движений, согласовывая их с музыкой.

7. Привлечение детей к активному участию в утренниках.

Й раздел. Формирование грамматического строя речи - student2.ru КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации