Формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Примерное содержание работы:
(3-7 го ода жизни – возраст по выбору студента).
1. Задачи по формированию морфологической стороны речи.
2. Особенности формирования морфологической стороны речи в области имени существительного, глагола, прилагательного.
3. Содержание и методика формирования морфологической стороны речи.
Приложение: конспекты занятий, разработка дидактических игр (использовать 2-3 грамматические категории, например: род имён существительных, степень сравнения прилагательных, спряжение глагол и т.д. на выбор, в зависимости от возраста).
Рекомендуемая литература
1.Алексеева М.М.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.:2000г
2.Бородич А.М.. Методика развития речи. М., 1981г.
3.Программа воспитания и обучения в детском саду. — М., 2009г.
4.Тамбовцева А.Г.. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984г.
Вариант №7
Формирование связной речи у детей 7-го года жизни в процессе словесного творчества (на материале русских народных сказок).
Примерное содержание работы:
1. Понятие связной речи в психологической и лингвистической литературе.
2. Понятие детского словесного творчества.
3. Особенности содержания и художественной формы сказок и животных.
4. Изучение особенностей восприятия сказок, уровня развития связной речи и слоеного творчества у детей экспериментальной группы.
5. Формирование связной речи в процессе сочинения детьми сказок о животных.
Рекомендуемая литература.
1. Алексеева М.М.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.:2000г.
2. Стрелкова Л.. Уроки сказки. М.: 1985г.
3. Ушакова О.С.. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1972г. - №9.
4. Шибитская А.Е.. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми. // художественное творчество и ребёнок. М.:1972г.
5. Шибитская А.Е.. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале народных сказок // Художественное творчество в детском саду М.:1974г.
Вариант №8
Активизация словаря детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (по выбору студента).
Примерное содержание работы:
1. Сущность словарной работы и её значение.
2. Задачи, направления и содержание словарной работы в возрастных группах.
3. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста.
4. Формирование словаря в разных видах деятельности.
5. Методика проведения дидактических игр на развитие словаря.
Рекомендуемая литература.
1. Кабан Ж.. обогащение и активизация словаря детей в процессе трудовой деятельности // Дошкольное воспитание. – 1895г. - №9.
2. Колунова Л. А., Ушакова О. С. «Умноватый мальчик». Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1994г. - №9.
3. Логинова В. И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984г. - С. 79-83.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М., 2009г.
5. Сохин Ф. А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984г.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М., 1994г.
Вариант №9
Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин.
Примерное содержание работы:
1. Понятие диалог и его особенности.
2. Типы картин для детских садов. Требования к картинам.
3. Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.
4. Диалогические умения, формируемые в процессе рассматривания картин.
5. Методика рассматривания картин в возрастных группах.
Приложение: конспекты занятий.
Рекомендуемая литература
1. Алексеева М.М.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.:2000г
2. Тихеева Е.И.. Развитие речи детей. М., 1981г.
Вариант №10
Система работы по развитию речи в детском саду с учётом возрастных особенностей.
Примерное содержание работы:
1. Научные основы программы развития речи и её структура.
2. Анализ современных программ (не менее 2х). Содержание программных требований к различным сторонам речи и их усложнение по возрастным группам.
Рекомендуемая литература
1. Алексеева М.М.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.:2000г
2. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, М., 2009г.
3. Программа «Радуга». Т.Н. Доронова. М., 1999г.
4. Программа развития Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1999г.
5. Программа «Детство» В.И. Логинова и др. М., 1999г.
6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. / Под ред. Т.И. Ерафеевой. М., 1999г.