Воспитании слепых дошкольников
Одним из средств эстетического воспитания детей является окружающая их обстановка, в которую входят не только красивые вещи, но и отношения, поведение людей, с которыми общается ребенок. Все, кто работает со слепыми, знают, что дети чувствуют уют, порядок. Обстановка всегда действует на них организующе, красивые вещи они берегут. Валя говорит: «По ковровым дорожкам в галошах ходить нельзя, они пачкаются, я сниму галоши и понесу их в руках до шкафчика».
А. С. Макаренко считал организацию эстетики быта непременным условием решения задач эстетического воспитания. Понятие «красиво» мы всегда стараемся связывать с чистотой и аккуратностью. Красивая сервировка стола, чистота скатерти, подбор посуды, правильно и красиво разложенные салфетки помогают прививать детям художественный вкус.
Привлекая внимание детей к красивым вещам, воспитатель учит видеть и понимать красоту, чувствовать тонкость и филигранность работы мастеров, создавших эти вещи. Например, при рассматривании посуды мы обращаем внимание на разнообразие ее форм. Мы показываем очень тонкие изящные фарфоровые чашки и чашки из глины, толстые и грубые. Обращаясь к детям, воспитатель говорит: «Подойдите к столу и покажите, какая чашка вам нравится». Дети подходили и в большинстве случаев выбирали чашку овальной формы из тонкого фарфора. Все говорили, что она легкая, гладкая, тонкая, красивая. Воспитательница рассказывает детям, что такая чудесная чашка -получилась в результате долгого и кропотливого труда гончаров-художников. Поэтому с ней нужно обращаться осторожно, бережно.
Эстетическое воспитание предполагает воспитание восприятия иправильного понимания прекрасного в искусстве,в общественной жизни, в быту, в природе и способности к самостоятельному творчеству.
Эстетические переживания, связанные с восприятием произведений искусства, родной природы, красоты поступков человека, оказывают огромное влияние на детей, облагораживая их. Во время экскурсии в парк им. А. Матросова обращаем внимание детей на скульптурное изображение Александра Матросова, рассказываем о его жизни и подвиге, описываем скульптуру: позу, выражение лица, стремительный порыв. Скульптор передал его беззаветную любовь к Родине. Рассказываем также о том, что все прохожие любуются скульптурой. Воспитатель читает стихотворение «Он спит». Коротенький эмоциональный рассказ воспитателя вызывает ответные чувства ребенка.
На экскурсиях к архитектурным сооружениям г. Уфы мы «показываем красоту нашего родного города. Проводя экскурсии к памятникам В. И. Ленина, Салавата Юлаева, на детскую железную дорогу, к фонтану кинотеатра «Родина» ив парк им. Мажита Гафури, мы рассказывали о красоте улиц, о бульварах, скверах и парках. В беседах после экскурсий дети рассказывали, где они были, что знают о нашем городе. Такие экскурсии обогащают представления детей, вызывают творческую активность, влияют на формирование доброжелательного отношения друг к другу и к окружающим их людям.
Природа дает богатейший материал для развития эстетических чувств. Ажурные рябины, раскидистые дубы, стройные сосны, кудрявые березки, орешники — все используется воспитателями для того, чтобы дети почувствовали красоту зеленого леса. Обследовать руками ветки дуба, березы, елки, акации, обхватить ствол, уметь различать формы листьев и узнавать плоды деревьев — этому учат воспитатели своих питомцев. Рассматривая березы, воспитательница обращает внимание детей на длинные поникшие ветки, на гладкую атласную кору. Дети потрогали, погладили кору и тонкие нежные веточки. Витя говорит: «Ой, какая нежная веточка, сразу поломается, их ломать нельзя».
Красивые разноголосые птицы оживляют тишину леса. Дети с удовольствием слушают пение птиц икукушку, они часто ходят в лес за цветами, составляют букеты. Воспитательница учит детей называть цветы иразличать их по форме и запаху. Во время отдыха на лужайке, сравнивая только что распустившийся цветок и пушистый шар одуванчика, воспитательница читает стихи:
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся ничего,
Даже ветра самого.
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Свои наблюдения на участке мы начинаем с ранней весны, когда вся природа оживает: набухают почки, распускаются клейкие листочки; дети чувствуют горьковатый запах растертых листьев, запах молодой хвои.
Как только зацветет черемуха, воспитатель, показывая ветку, спрашивает детей: «Что я показываю? Чем пахнет?» Не все дети узнают черемуху. Воспитательница читает им стихотворение и рассказывает о черемухе, о ее нежно-белых цветах, обращает внимание на то, как можно красиво рассказать о черемухе:
Черемуха душистая
С весною расцвела,
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Вслед за черемухой распускается сирень. Дети сравнивают сирень с черемухой, учатся их различать по форме листьев и по запаху цветов. Они часто ходят в лес, когда цветет липа. На аромат липы дети сами обращают внимание. Наташа говорит: «Здесь как будто цветами пахнет». Воспитательница просит детей прислушаться к жужжанию вокруг лип. «Это пчелы! — говорит она.— Вспомните стихотворение П. Воронько «Липа», которое мы учили в прошлом году». Минзира читает стихотворение:
Я густая липка,
Подрастаю шибко,
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом,
Береги меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою,
Полюби меня!
Выразительно и уместно прочитанное стихотворение пробуждает интерес к природе и помогает детям самостоятельно сделать вывод, что пчелы собирают мед. Воспитательница дала понюхать цветы липы и мед, и дети сразу же определили, что мед пахнет так же, как липа.
Истинное удовольствие доставляет детям купание в реке. Детям кажется, что они умеют плавать, нырять. Резиновые круги помогают им хорошо держаться на воде; брызги, шум, радостные возгласы всегда сопровождают купание. «Вода теплая, приятная»,— говорят дети. «Песок «а берегу мелкий, горячий, даже ноги. жжет»,— замечает Вова.
После купания подолгу сидим на берегу, и дети внимательно слушают, как кричат с лодки рыбаки, как буксир с шипением и гудками тащит длинные плоты, как, нарушая тишину, всплескивают рыбки. Сидя на берегу, воспитатель рассказывает детям о прекрасной реке Ак-Идель (Белая), окаймляющей наш город, о пионерских лагерях, которые расположены по ее берегам, о том, сколько песен сложено про красавицу Ак-Идель. «Послушайте, я спою вам песню»,— говорит воспитательница Зоя Борисовна Данилевич:
В камышах на Ак-Иделе
Спит карасик в колыбели,
И волнами Ак-Идель
Чуть колышет колыбель.
(Ахрам Валеев)
Дети чутко прислушиваются к пеоне. «Красивая песня, нежная, грустная»,— говорит Нина.
Реку Ак-Идель дети наблюдали из парка им. Салавата Юлаева в разные времена года. Беседуя на берегу реки, мы вспоминали, какая была река зимой и какая во время бурного весеннего разлива.
Дети любят дарить цветы, часто приносят букеты малышам, воспитателям. Но форма преподнесения очень примитивна: «Нате вам». Некоторые говорили: «Я дарю вам букет». Принимая букет, я всегда отмечала, что он очень красивый, душистый. Такие нежные, красивые цветы надо научиться преподносить, например, так: «Пожалуйста, от старших детей мы дарим вам букет». Старалась при детях поставить цветы в вазу, чтобы они украшали мою комнату.
Воспитатели привлекают детей к участию в украшении детского дома. Дежурные ежедневно приносят букеты цветов, ставят на стол ib столовой, меняют воду, при этом воспитательница рассказывает, что цветы лучше срывать с длинными стебельками, они красивее выглядят в вазе.
Красиво сервированный стол, ваза с цветами — все это является стимулом для поддержания порядка в групповой комнате, для создания теплой и уютной обстановки.
Воспитатель учит детей бережно охранять природу, ухаживать за растениями, за кроликами, цыплятами; знакомит детей с трудом садоводов; объясняет сенокошение, сеноуборку. При наблюдении расчистки рядов сосны объясняет, что это делают для того, чтобы сосны росли стройными, красивыми.
Воспитатель обращает внимание детей на те или иные явления природы, учит прислушиваться к звукам леса, журчанию ручья, пению птиц, шелесту листвы и наслаждаться звуками. Обращает внимание на шелковистую, мягкую травку, на множество полевых цветов, их приятный запах. Это воспитывает у детей чувство
прекрасного.
В своей работе воспитатель использует поэтическое богатство стихов Пушкина, Некрасова, Плещеева. На экскурсиях, прогулках читает детям стихи, учит их любить родную природу.
О. Л. Жильцова