Детей-дошкольников старшей группы
Привитие навыков самостоятельного действования является одной из самых важных задач в воспитании слепого дошкольника.
Слепые дети, приходящие в детский дом и школу, как правило, поражают своей беспомощностью, боязнью взяться за самое простое дело и неумением самостоятельно выполнить его. Дошкольников старшей группы надо научить самообслуживанию и бытовому труду, привить им навыки самостоятельной ориентировки на знакомой территории, помочь научиться самостоятельно мыслить.
Очень важным в подготовке к школе является воспитание способности к произвольному вниманию. В начале учебного года я заметила, что некоторые дети на занятиях как будто слушали, а когда их спрашивали, не могли ничего ответить. Я старалась постепенно привлечь их внимание к занятию, задавала вопросы, просила повторить вопросы и ответы, при решении задач часто спрашивала: «Как у тебя получилось? Как ты думаешь?»
Это заставляло детей активно следить за работой всей группы, самостоятельно думать и правильно отвечать. Решая задачи и отвечая на вопросы, многие дети повторяли чужие слова, чужие мысли. Например, после чтения рассказа Толстого «Котенок» на мой вопрос: «Почему Вася упал на котенка?» — Володя ответил: «Споткнулся на котенка и упал». Аня отвечает так же.
Приходится изменить вопрос так, чтобы Аня не могла повторить ответа Володи: «А что стало бы с котенком, если бы Вася не упал?» Аня, подумав, отвечает: «Собака укусила бы котенка». «Как нужно сказать, что Вася сделал, когда увидел подбегающую собаку?» Ответ: «Вася лег животом на котенка и защитил его от собаки». Очень важно, чтобы дети сначала внимательно выслушали объяснение всех последовательных действий в любой работе и только после этого начинали самостоятельно работать. Это требует активного внимания. Дети на практике убеждаются в том, что, не дослушав объяснений, они не могут выполнить задание.
Марсель всегда торопится с ответом, но отвечает неправильно. Чтобы отучить его от этого, я стараюсь спрашивать его одним из последних, даю ему возможность подумать и сопоставить свой ответ с ответами товарищей. Напоминаю, что нужно сначала подумать и только тогда отвечать.
Чтобы дети научились делать обобщения, выводы, стараюсь подвести их к анализу рассказов и сказок, помогаю находить причины действий их персонажей, направляю внимание на отдельные логически связанные части произведения. Например, после прочтения «Волшебного слова» В. Осеевой спрашиваю: «Почему сестра никогда не давала мальчику цветные карандаши и бумагу?»— «Потому что он никогда не говорил «волшебного слова», был груб и не умел хорошо просить».
Летом на даче мы выяснили, что Марьям и Толя не умеют самостоятельно ориентироваться; не знают, где находятся клумбы, где уголок для игр, не могут выполнить ни одного поручения воспитателя. Вместе с воспитателем дети поливают огород и цветник. Воспитатель разливает воду по детским лейкам и вместе с детьми идет к грядкам поливать, полоть, собирать зеленый горох.
Постепенно я приучала детей все это делать самостоятельно. Например, посылала Марьям по известной ей дороге в кухню и говорила: «Когда идешь по мостику, то справа стоит бочка с водой, из которой берем воду для поливки грядок и клумб. Отойдешь от бочки шесть шагов — здесь клумба, можно поливать». При прополке показывала, как отличить морковь от сорной травы, от лука; обращала внимание на форму листьев, на запах,вкус. Находить стручки зеленого гороха дети научились очень быстро. Так же быстро научились отыскивать грядки гороха. Я объясняла им путь: идти по деревянному мостику до душа, потом свернуть налево. Первые две грядки — гвоздика, третья — лук, четвертая — горох. Напоминала, что ходить можно только по дорожкам между грядками. После этого мы вместе ходили и отыскивали грядку гороха. Затем посылала отдельных детей сорвать к обеду зеленого лука, укропа, гороха.
Дети научились самостоятельно ориентироваться на огороде, набирать в лейки воду, поливать грядки, клумбы, собирать урожай. Они очень хотели помочь взрослым.
С первых дней пребывания в группе я начала воспитывать у детей навыки самостоятельности, приучала поддерживать порядок в комнате, следить за своим костюмом; проверяла, как дети умеют обслуживать себя. Казалось, что дети, пришедшие из средней группы, все делают самостоятельно, но как "им было далеко до полной самостоятельности! Девочки не умели расчесать волосы, пришить пуговицу, правильно зашнуровать ботинки, пользоваться носовым платком. На это уходило много времени. Предстояла серьезная работа. Вначале пуговицы пришивала сама, затем давала докончить пришивание детям, потом, усадив их за столы, каждому показывала, как на осязание найти дырочки, как прикрепить пуговицу. Многократные упражнения дали свои результаты. Когда дети услышали, что у Вовы оторвалась пуговица, и он ходит неряхой, они подошли ко мне и попросили дать иголку с ниткой, чтобы пришить ему пуговицу. У них появился интерес и желание попробовать свои силы в самообслуживании.
Я приучала детей следить за личными вещами — ленточкой, платочком. Однажды, когда дети спали, я собрала ленты, платки, фартуки, постирала, выгладила и повесила на стульчики. Дети сразу же заметили, что вещи их стали как новенькие. Когда они снова загрязнились, я предложила детям постирать их. Некоторые отказывались, говоря, что не умеют. Я не настаивала, но хвалила тех, кто хорошо это сделал. Всем, кто заходил в нашу группу, рассказывала о тех, кто умеет хорошо стирать. Старалась привлечь всех детей к посильному труду, рассказывала что-нибудь интересное, чтобы работа не казалась скучной.
Я часто поручаю группе. детей привести в порядок строительный материал, объясняю, как это делать, и в конце работы проверяю выполнение. Требовательное отношение и справедливая оценка приучают детей хорошо выполнять свои обязанности.
Дети всегда очень охотно дежурят. Дежурства положительно влияют на дисциплину воспитанников, приучают к самостоятельности, учат доводить начатое дело до конца. Во время дежурства нужно накрыть столы к обеду, завтраку, полднику и ужину, приготовить материал к занятиям. Дежурный должен позаботиться об уголке природы: полить цветы, вычистить клетку птиц, насыпать им корм. Я требовала от детей большой самостоятельности и усложняла обязанности дежурных. Слепые дети очень медленно справляются со своими делами; к прежним требованиям я присоединяла новые и добивалась, чтобы обязанности выполнялись не только хорошо, но и быстро.
Добиваться хороших результатов в работе дежурных помогали самоконтроль и оценка их работы коллективом. Дружеские отношения от этого не нарушались; наоборот, у детей появлялось желание помочь товарищу. Для этого я назначала активного и живого ребенка в паре с менее активным. Дети учились прислушиваться к замечаниям товарищей и исправляли свои ошибки.
Очень важным для дежурных является заинтересованность воспитателя в выполнении задания и его осведомленность в делах детей. Если воспитатель не замечает, как дети выполняют свои обязанности во время дежурства, у них ослабевает интерес, падает активность.
Особенно большое значение в воспитании самостоятельности и привычки быть занятым имеет работа детей по самообслуживанию. Систематическая работа в этом направлении начинается с легкого — с одевания и раздевания, с умения вешать свою одежду в определенной последовательности, ставить на место обувь, помогать друг другу в застегивании пуговиц.
Самостоятельность детей, тесно связана с их активностью, инициативой. Эти качества развиваются в повседневной жизни. Марьям — неповоротливая и стеснительная девочка — не умела заправлять свою кровать. Много раз приходилось вставать за ее спиной и, взяв ее руки в свои, показывать, как встряхнуть простыню, как постелить ее, как красиво положить подушку. Важно было вселить в нее уверенность, что она многое может сделать не хуже своих товарищей. После нескольких удачных работ я похвалила ее при детях, и она почувствовала себя увереннее, стала стараться не отставать от товарищей; сейчас она вполне самостоятельно и хорошо умеет заправлять кровать, помогает малышам.
Серьезным моментом в воспитании детей является создание привычки мыть руки, пользоваться платком, следить за своей обувью без напоминания воспитателя.
Осматривая детей перед утренней гимнастикой, я увидела, что дети стаптывают обувь, небрежно надевают чулки. Похвалила тех, кто был аккуратен. Дети сразу же выразили недовольство: «Вы же нам не говорили!» Я напомнила, что они должны сами следить за состоянием своей одежды. Напоминать об этом приходилось еще несколько раз, но многие дети стали более самостоятельными.
Беседуя с няней, обслуживающей нашу группу, я подробно рассказывала ей, какую работу можно поручить детям, как следить за ее выполнением. А детям напоминала, что у няни много работы, ей нужно помочь. Дети с удовольствием помогали поддерживать чистоту и порядок в группе, чистить игрушки, вытирать пыль и т. д.
К концу года мы добились того, что уже не надо было напоминать о мытье рук, о необходимости пользоваться платком, салфеткой, следить за обувью. Все это дети делали сами, без прямых указаний воспитателя. Все быстро и аккуратно одеваются на прогулку, не забывают вытирать ноги при входе в помещение, самостоятельно стирают носовые платки, фартуки, кукольное белье, убирают по субботам свою групповую комнату.
Мы убедились на опыте, что самостоятельность у слепых детей можно воспитывать в повседневной работе с ними путем индивидуального показа и обучения. Большое значение имеет поощрение детей, создание у них положительного эмоционального отношения к выполнению заданий, мнение коллектива, взаимопомощь, чувство ответственности за порученное дело. Очень важно показать слепым детям их возможности, вселить в них уверенность в своих силах.
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ
Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие. В условиях специализированного детского сада игра приобретает важное значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы.
В зависимости от возраста и клинической формы нарушения зрения дети принимаются в наш детский сад на различные сроки — от нескольких месяцев до 1—2 лет. В течение этого времени воспитатели должны не только осуществить коррекцию нарушенных функций зрения, но и всесторонне развивать детей, подготовив их к обучению в массовой школе.
Дети, страдающие косоглазием и амблиопией, сталкиваясь с обычными, нормально видящими сверстниками, часто избегают участия в коллективных играх, стремятся к уединению, становятся замкнутыми. Подготовить их к обучению в массовой школе, помимо всего прочего, значит, и научить сообща работать в коллективе, воспитать в них навыки дружбы и товарищества.
В нашей группе 20 воспитанников, поступивших с диагнозом косоглазие и амблиопия, в том числе 2 — с монокулярным зрением, 5 — с альтернирующим косоглазием и 4 — с постоянным.
Все дети были приняты в группу одновременно, но имели разный уровень развития. Многие из-за плохого зрения отличались крайней неусидчивостью, неустойчивым вниманием, в работе быстро утомлялись.
Избрав игровую деятельность как наиболее эффективный метод воспитания и развития, мы, прежде всего, присмотрелись, во что играют дети r свободное от занятий и лечебных процедур время. Оказалось, что чаще и охотнее всего они играют в «магазин». Но оборудование игры было бедным: в качестве «товаров» фигурировали камешки, щепки. Мы предложили детям подумать, каким реквизитом стоит пополнить эту игру, чтобы она стала интересней. И сразу же приступили к изготовлению всего, что необходимо для настоящего «магазина»: оборудовали молочный, гастрономический, а также фруктово-овощной отделы. Во время прогулки организовали игру в «хлебопекарню», в процессе которой дети вылепили из глины батоны, булки, бублики, сушки для булочной. В качестве образцов детям были предложены готовые муляжи, которые они рассматривали, ощупывали, а затем воспроизводили в глине. Таким образом, опираясь на зрительное и осязательное восприятия, мы формировали и закрепляли навыки детей в лепке.
И вот на прилавках в «магазине» появились батоны, ватрушки, баранки, булки и даже торт, украшенный цветами. Осталось все покрасить. Эту работу мы поручили детям с низкой остротой зрения, которым особенно полезны такого рода упражнения. Поделки получились яркими, и дети радовались, что все сделано их руками.
Мы не только стремились пополнить игру разнообразным реквизитом и вызвать у всех детей желание играть, но и учитывали коррекционные задачи:
- предлагали детям лепить изделия разной формы и величины,
- при раскраске подбирали те цвета, которые лучше воспринимались — все овощи и фрукты были покрашены в яркие тона (желтый, оранжевым, красный, зеленый).
Чтобы пополнить и закрепить знания детей, а затем воплотить их в игре, мы организовали экскурсию в настоящий магазин и при этом обратили внимание детей не только на содержимое витрин и прилавков, но и на систему самообслуживания. А значит, и доверия, которое она предполагает, на дружелюбные взаимоотношения между продавцами магазина, а также между продавцами и покупателями. Атмосфера дружелюбия — важный момент для подражания в игре.
После экскурсии в «Универсам» и последующей беседы мы организовали игру в «магазин», а чтобы помочь детям ее наладить, сами приняли в ней активное участие. Многим ребятам непременно хотелось быть кассирами, и никто не желал уступить эту роль другому. У некоторых появились даже слезы обиды. Видя это, мы предложили использовать считалку:
«Я зверек, и ты зверек,
я — мышонок, ты — хорек,
ты хитер, а я умен,
кто умен, тот вышел вон!»
Кассир был определен, обиды исчезли, и начатая игра была продолжена.
Чтобы интерес к ней закрепился, игровые сюжеты обновлялись. Мальчикам было предложено «привозить продукты на базу», куда они «приезжали на машинах», а девочкам — фасовать продукты и размещать их на полках. К фасовке особенно привлекали детей с остротой зрения 0,2—0,5 на косящем глазу. Через некоторое время дети стали самостоятельно договариваться и распределять между собою роли. Им нравилось быть и продавцами, и контролерами, и шоферами, и рабочими на базе.
В процессе игры в «магазин» мы впервые отметили, что дети тянутся к совместной игре, у них формируются дружеские взаимоотношения, которые не прерываются и в повседневной жизни.
В формировании личности ребенка немалое значение имеет воспитание интереса к труду взрослых.
Когда мы в присутствии детей шили на машинке платьица для кукол, то заметили, что девочки проявляют к нашей работе большой интерес. Это подтвердилось и во время экскурсии в ателье. После экскурсии мы предложили детям выкроить для кукол одежду из бумаги. К этой игре мы старались привлечь, прежде всего, детей с плохо развитой моторикой мелких мышц рук. К концу года движения пальцев и рук у этих ребят стали более уверенными и координированными. С каждым днем интерес к игре возрастал. Это привело нас к мысли, что его нужно поддержать и развить дальше. Мы решили организовать «ателье» с раскроечным и пошивочным цехами, а также залом для примерок. Чтобы обогатить знания детей о работе в ателье, мы пригласили двух матерей, работавших на швейной фабрике. Они рассказали, как кроят и шьют одежду, какие красивые вещи выпускает фабрика. В процессе игры всем куклам была сшита летняя и зимняя одежда, а также постельное белье, салфетки и пр.
Дети учились не только шить, но и вышивать. К этому занятию привлекались все, так как вышивание способствует повышению остроты зрения. Начали с обучения вышиванию на плотной бумаге. Сделали яркие рисунки с изображением фруктов и овощей, прокололи их по контуру шилом. Когда вышивание на основе простых контуров было освоено всеми, мы предложили для тех же целей сюжетные картинки, используя готовые печатные иллюстрации к сказкам. Дети с амблиопией слабой степени выполняли вышивку по сюжетным картинкам с относительно мелким рисунком, а при высокой степени амблиопии — на основе крупных и контрастных рисунков, нитками красно-оранжевых тонов.
Освоив вышивание на картоне и бумаге, мы перешли к вышивке по ткани. Сначала дети учились выдергивать и продевать нитки на рогожках, изготовляя салфетки для кукольного уголка, потом салфетки украсили аппликацией из бумаги и, наконец, перешли к вышиванию на ткани по контуру.
Проведенная работа показала, что важным моментом в организации игры является умение детей совместно обдумать и обсудить не только ее тему, но и самый ход. Для этого мы проводили совместные обсуждения, на которых предлагали детям подумать и рассказать, во что они собираются играть, как намерены, распределить роли, что необходимо использовать в ходе игры. Такие обсуждения приучали считаться с интересами товарищей, поддерживать их предложения, проявлять взаимопонимание и выдержку. Кроме того, такое предварительное обсуждение помогало каждомуребенку найти свое место в игре, проявить выдумку, инициативу, развивало речь.
После четырех месяцев работы мы заметили положительные моменты в развитии игрового творчества, а также в сплоченности детского коллектива. Увеличилась длительность игр, возросло число участников в одной игре (до 6—8 человек). Если споры и возникали, то деловые; конфликты между играющими становились редкими.
Чтобы тематика и содержание сюжетно-ролевых игр были разнообразными, мы обогащали представления детей знаниями об окружающей действительности. Такого рода знания дети получали и в процессе других занятий: чтения вслух художественной литературы, изучения иллюстраций, в беседах и экскурсиях.
Осенью все 20 детей, наших воспитанников, поступили в массовую школу, где сейчас они успешно учатся. Детский сад постоянно поддерживает связь с детьми, продолжающими консультироваться у врача-окулиста, и их родителями.
В том, что дети оказались хорошо подготовленными к обучению в массовой школе, немалая роль принадлежит игре, которая способствовала и всестороннему их развитию, и коррекции зрения.
М. В. ВЕЛОВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ