Детей-дошкольников старшей группы

Привитие навыков самостоятельного действования является одной из самых важных задач в воспитании слепого дошкольника.

Слепые дети, приходящие в детский дом и школу, как правило, поражают своей беспомощностью, боязнью взяться за самое простое дело и неумением самостоя­тельно выполнить его. Дошкольников старшей группы надо научить самообслуживанию и бытовому труду, при­вить им навыки самостоятельной ориентировки на зна­комой территории, помочь научиться самостоятельно мыслить.

Очень важным в подготовке к школе является воспи­тание способности к произвольному вниманию. В начале учебного года я заметила, что некоторые дети на заня­тиях как будто слушали, а когда их спрашивали, не могли ничего ответить. Я старалась постепенно привлечь их внимание к занятию, задавала вопросы, просила по­вторить вопросы и ответы, при решении задач часто спрашивала: «Как у тебя получилось? Как ты ду­маешь?»

Это заставляло детей активно следить за работой всей группы, самостоятельно думать и правильно отве­чать. Решая задачи и отвечая на вопросы, многие дети повторяли чужие слова, чужие мысли. Например, после чтения рассказа Толстого «Котенок» на мой вопрос: «Почему Вася упал на котенка?» — Володя ответил: «Споткнулся на котенка и упал». Аня отвечает так же.

Приходится изменить вопрос так, чтобы Аня не могла повторить ответа Володи: «А что стало бы с котенком, если бы Вася не упал?» Аня, подумав, отвечает: «Собака укусила бы котенка». «Как нужно сказать, что Вася сделал, когда увидел подбегающую собаку?» Ответ: «Вася лег животом на котенка и защитил его от собаки». Очень важно, чтобы дети сначала внимательно вы­слушали объяснение всех последовательных действий в любой работе и только после этого начинали самостоя­тельно работать. Это требует активного внимания. Дети на практике убеждаются в том, что, не дослушав объяс­нений, они не могут выполнить задание.

Марсель всегда торопится с ответом, но отвечает не­правильно. Чтобы отучить его от этого, я стараюсь спрашивать его одним из последних, даю ему возмож­ность подумать и сопоставить свой ответ с ответами то­варищей. Напоминаю, что нужно сначала подумать и только тогда отвечать.

Чтобы дети научились делать обобщения, выводы, стараюсь подвести их к анализу рассказов и сказок, по­могаю находить причины действий их персонажей, на­правляю внимание на отдельные логически связанные части произведения. Например, после прочтения «Вол­шебного слова» В. Осеевой спрашиваю: «Почему сестра никогда не давала мальчику цветные карандаши и бу­магу?»— «Потому что он никогда не говорил «волшеб­ного слова», был груб и не умел хорошо просить».

Летом на даче мы выяснили, что Марьям и Толя не умеют самостоятельно ориентироваться; не знают, где находятся клумбы, где уголок для игр, не могут выпол­нить ни одного поручения воспитателя. Вместе с воспита­телем дети поливают огород и цветник. Воспитатель раз­ливает воду по детским лейкам и вместе с детьми идет к грядкам поливать, полоть, собирать зеленый горох.

Постепенно я приучала детей все это делать само­стоятельно. Например, посылала Марьям по известной ей дороге в кухню и говорила: «Когда идешь по мости­ку, то справа стоит бочка с водой, из которой берем воду для поливки грядок и клумб. Отойдешь от бочки шесть шагов — здесь клумба, можно поливать». При прополке показывала, как отличить морковь от сорной травы, от лука; обращала внимание на форму листьев, на запах,вкус. Находить стручки зеленого гороха дети научились очень быстро. Так же быстро научились отыскивать грядки гороха. Я объясняла им путь: идти по деревян­ному мостику до душа, потом свернуть налево. Первые две грядки — гвоздика, третья — лук, четвертая — горох. Напоминала, что ходить можно только по дорожкам между грядками. После этого мы вместе ходили и оты­скивали грядку гороха. Затем посылала отдельных детей сорвать к обеду зеленого лука, укропа, гороха.

Дети научились самостоятельно ориентироваться на огороде, набирать в лейки воду, поливать грядки, клум­бы, собирать урожай. Они очень хотели помочь взрослым.

С первых дней пребывания в группе я начала воспи­тывать у детей навыки самостоятельности, приучала поддерживать порядок в комнате, следить за своим ко­стюмом; проверяла, как дети умеют обслуживать себя. Казалось, что дети, пришедшие из средней группы, все делают самостоятельно, но как "им было далеко до пол­ной самостоятельности! Девочки не умели расчесать во­лосы, пришить пуговицу, правильно зашнуровать ботин­ки, пользоваться носовым платком. На это уходило много времени. Предстояла серьезная работа. Вначале пуговицы пришивала сама, затем давала докончить при­шивание детям, потом, усадив их за столы, каждому по­казывала, как на осязание найти дырочки, как прикре­пить пуговицу. Многократные упражнения дали свои результаты. Когда дети услышали, что у Вовы оторва­лась пуговица, и он ходит неряхой, они подошли ко мне и попросили дать иголку с ниткой, чтобы пришить ему пуговицу. У них появился интерес и желание попробо­вать свои силы в самообслуживании.

Я приучала детей следить за личными вещами — ленточкой, платочком. Однажды, когда дети спали, я собрала ленты, платки, фартуки, постирала, выгладила и повесила на стульчики. Дети сразу же заметили, что вещи их стали как новенькие. Когда они снова загряз­нились, я предложила детям постирать их. Некоторые отказывались, говоря, что не умеют. Я не настаивала, но хвалила тех, кто хорошо это сделал. Всем, кто заходил в нашу группу, рассказывала о тех, кто умеет хорошо стирать. Старалась привлечь всех детей к посильному труду, рассказывала что-нибудь интересное, чтобы ра­бота не казалась скучной.

Я часто поручаю группе. детей привести в порядок строительный материал, объясняю, как это делать, и в конце работы проверяю выполнение. Требовательное отношение и справедливая оценка приучают детей хо­рошо выполнять свои обязанности.

Дети всегда очень охотно дежурят. Дежурства поло­жительно влияют на дисциплину воспитанников, при­учают к самостоятельности, учат доводить начатое дело до конца. Во время дежурства нужно накрыть столы к обеду, завтраку, полднику и ужину, приготовить мате­риал к занятиям. Дежурный должен позаботиться об уголке природы: полить цветы, вычистить клетку птиц, насыпать им корм. Я требовала от детей большой само­стоятельности и усложняла обязанности дежурных. Сле­пые дети очень медленно справляются со своими делами; к прежним требованиям я присоединяла новые и добива­лась, чтобы обязанности выполнялись не только хорошо, но и быстро.

Добиваться хороших результатов в работе дежурных помогали самоконтроль и оценка их работы коллекти­вом. Дружеские отношения от этого не нарушались; на­оборот, у детей появлялось желание помочь товарищу. Для этого я назначала активного и живого ребенка в паре с менее активным. Дети учились прислушиваться к замечаниям товарищей и исправляли свои ошибки.

Очень важным для дежурных является заинтересо­ванность воспитателя в выполнении задания и его осве­домленность в делах детей. Если воспитатель не заме­чает, как дети выполняют свои обязанности во время дежурства, у них ослабевает интерес, падает активность.

Особенно большое значение в воспитании самостоя­тельности и привычки быть занятым имеет работа детей по самообслуживанию. Систематическая работа в этом направлении начинается с легкого — с одевания и разде­вания, с умения вешать свою одежду в определенной последовательности, ставить на место обувь, помогать друг другу в застегивании пуговиц.

Самостоятельность детей, тесно связана с их актив­ностью, инициативой. Эти качества развиваются в повсе­дневной жизни. Марьям — неповоротливая и стеснитель­ная девочка — не умела заправлять свою кровать. Много раз приходилось вставать за ее спиной и, взяв ее руки в свои, показывать, как встряхнуть простыню, как посте­лить ее, как красиво положить подушку. Важно было вселить в нее уверенность, что она многое может сде­лать не хуже своих товарищей. После нескольких удачных работ я похвалила ее при детях, и она почувство­вала себя увереннее, стала стараться не отставать от товарищей; сейчас она вполне самостоятельно и хорошо умеет заправлять кровать, помогает малышам.

Серьезным моментом в воспитании детей является создание привычки мыть руки, пользоваться платком, следить за своей обувью без напоминания воспитателя.

Осматривая детей перед утренней гимнастикой, я увидела, что дети стаптывают обувь, небрежно наде­вают чулки. Похвалила тех, кто был аккуратен. Дети сразу же выразили недовольство: «Вы же нам не гово­рили!» Я напомнила, что они должны сами следить за состоянием своей одежды. Напоминать об этом прихо­дилось еще несколько раз, но многие дети стали более самостоятельными.

Беседуя с няней, обслуживающей нашу группу, я подробно рассказывала ей, какую работу можно пору­чить детям, как следить за ее выполнением. А детям напоминала, что у няни много работы, ей нужно помочь. Дети с удовольствием помогали поддерживать чистоту и порядок в группе, чистить игрушки, вытирать пыль и т. д.

К концу года мы добились того, что уже не надо было напоминать о мытье рук, о необходимости пользоваться платком, салфеткой, следить за обувью. Все это дети делали сами, без прямых указаний воспитателя. Все быстро и аккуратно одеваются на прогулку, не забы­вают вытирать ноги при входе в помещение, самостоятельно стирают носовые платки, фартуки, кукольное белье, убирают по субботам свою групповую комнату.

Мы убедились на опыте, что самостоятельность у слепых детей можно воспитывать в повседневной ра­боте с ними путем индивидуального показа и обучения. Большое значение имеет поощрение детей, создание у них положительного эмоционального отношения к вы­полнению заданий, мнение коллектива, взаимопомощь, чувство ответственности за порученное дело. Очень важ­но показать слепым детям их возможности, вселить в них уверенность в своих силах.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ

Игра — основной вид деятельности ребенка дошколь­ного возраста. В игре закрепляются полученные зна­ния и представления об окружающем мире, формируют­ся психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие. В условиях специализированно­го детского сада игра приобретает важное значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной ра­боты.

В зависимости от возраста и клинической формы на­рушения зрения дети принимаются в наш детский сад на различные сроки — от нескольких месяцев до 1—2 лет. В течение этого времени воспитатели должны не только осуществить коррекцию нарушенных функций зрения, но и всесторонне развивать детей, подготовив их к обучению в массовой школе.

Дети, страдающие косоглазием и амблиопией, стал­киваясь с обычными, нормально видящими сверстниками, часто избегают участия в коллективных играх, стре­мятся к уединению, становятся замкнутыми. Подгото­вить их к обучению в массовой школе, помимо всего прочего, значит, и научить сообща работать в коллекти­ве, воспитать в них навыки дружбы и товарищества.

В нашей группе 20 воспитанников, поступивших с диагнозом косоглазие и амблиопия, в том числе 2 — с монокулярным зрением, 5 — с альтернирующим косо­глазием и 4 — с постоянным.

Все дети были приняты в группу одновременно, но имели разный уровень развития. Многие из-за плохого зрения отличались крайней неусидчивостью, неустойчи­вым вниманием, в работе быстро утомлялись.

Избрав игровую деятельность как наиболее эффективный метод воспитания и развития, мы, прежде всего, присмотрелись, во что играют дети r свободное от за­нятий и лечебных процедур время. Оказалось, что ча­ще и охотнее всего они играют в «магазин». Но оборудование игры было бедным: в качестве «товаров» фи­гурировали камешки, щепки. Мы предложили детям по­думать, каким реквизитом стоит пополнить эту игру, чтобы она стала интересней. И сразу же приступили к изготовлению всего, что необходимо для настоящего «магазина»: оборудовали молочный, гастрономический, а также фруктово-овощной отделы. Во время прогулки организовали игру в «хлебопекарню», в процессе кото­рой дети вылепили из глины батоны, булки, бублики, сушки для булочной. В качестве образцов детям были предложены готовые муляжи, которые они рассматрива­ли, ощупывали, а затем воспроизводили в глине. Таким образом, опираясь на зрительное и осязательное вос­приятия, мы формировали и закрепляли навыки детей в лепке.

И вот на прилавках в «магазине» появились батоны, ватрушки, баранки, булки и даже торт, украшенный цветами. Осталось все покрасить. Эту работу мы пору­чили детям с низкой остротой зрения, которым особен­но полезны такого рода упражнения. Поделки получи­лись яркими, и дети радовались, что все сделано их ру­ками.

Мы не только стремились пополнить игру разнооб­разным реквизитом и вызвать у всех детей желание иг­рать, но и учитывали коррекционные задачи:

- предлагали детям лепить изделия разной формы и величины,

- при раскраске подбирали те цвета, которые лучше воспри­нимались — все овощи и фрукты были покрашены в яр­кие тона (желтый, оранжевым, красный, зеленый).

Чтобы пополнить и закрепить знания детей, а затем воплотить их в игре, мы организовали экскурсию в на­стоящий магазин и при этом обратили внимание детей не только на содержимое витрин и прилавков, но и на систему самообслуживания. А значит, и доверия, кото­рое она предполагает, на дружелюбные взаимоотношения между продавцами магазина, а также между продавца­ми и покупателями. Атмосфера дружелюбия — важный момент для подражания в игре.

После экскурсии в «Универсам» и последующей бе­седы мы организовали игру в «магазин», а чтобы помочь детям ее наладить, сами приняли в ней активное уча­стие. Многим ребятам непременно хотелось быть кас­сирами, и никто не желал уступить эту роль другому. У некоторых появились даже слезы обиды. Видя это, мы предложили использовать считалку:

«Я зверек, и ты зверек,

я — мышонок, ты — хорек,

ты хитер, а я умен,

кто умен, тот вышел вон!»

Кассир был определен, обиды исчезли, и начатая игра была продолжена.

Чтобы интерес к ней закрепился, игровые сюжеты обновлялись. Мальчикам было предложено «привозить продукты на базу», куда они «приезжали на машинах», а девочкам — фасовать продукты и размещать их на полках. К фасовке особенно привлекали детей с остро­той зрения 0,2—0,5 на косящем глазу. Через некоторое время дети стали самостоятельно договариваться и рас­пределять между собою роли. Им нравилось быть и про­давцами, и контролерами, и шоферами, и рабочими на базе.

В процессе игры в «магазин» мы впервые отметили, что дети тянутся к совместной игре, у них формируются дружеские взаимоотношения, которые не прерываются и в повседневной жизни.

В формировании личности ребенка немалое значение имеет воспитание интереса к труду взрослых.

Когда мы в присутствии детей шили на машинке платьица для кукол, то заметили, что девочки проявля­ют к нашей работе большой интерес. Это подтвердилось и во время экскурсии в ателье. После экскурсии мы предложили детям выкроить для кукол одежду из бу­маги. К этой игре мы старались привлечь, прежде всего, детей с плохо развитой моторикой мелких мышц рук. К концу года движения пальцев и рук у этих ребят стали более уверенными и координированными. С каж­дым днем интерес к игре возрастал. Это привело нас к мысли, что его нужно поддержать и развить дальше. Мы решили организовать «ателье» с раскроечным и поши­вочным цехами, а также залом для примерок. Чтобы обогатить знания детей о работе в ателье, мы пригла­сили двух матерей, работавших на швейной фабрике. Они рассказали, как кроят и шьют одежду, какие кра­сивые вещи выпускает фабрика. В процессе игры всем куклам была сшита летняя и зимняя одежда, а также постельное белье, салфетки и пр.

Дети учились не только шить, но и вышивать. К это­му занятию привлекались все, так как вышивание спо­собствует повышению остроты зрения. Начали с обуче­ния вышиванию на плотной бумаге. Сделали яркие ри­сунки с изображением фруктов и овощей, прокололи их по контуру шилом. Когда вышивание на основе простых контуров было освоено всеми, мы предложили для тех же целей сюжетные картинки, используя готовые пе­чатные иллюстрации к сказкам. Дети с амблиопией сла­бой степени выполняли вышивку по сюжетным картин­кам с относительно мелким рисунком, а при высокой степени амблиопии — на основе крупных и контрастных рисунков, нитками красно-оранжевых тонов.

Освоив вышивание на картоне и бумаге, мы пере­шли к вышивке по ткани. Сначала дети учились выдер­гивать и продевать нитки на рогожках, изготовляя сал­фетки для кукольного уголка, потом салфетки украсили аппликацией из бумаги и, наконец, перешли к вышива­нию на ткани по контуру.

Проведенная работа показала, что важным момен­том в организации игры является умение детей совмест­но обдумать и обсудить не только ее тему, но и самый ход. Для этого мы проводили совместные обсуждения, на которых предлагали детям подумать и рассказать, во что они собираются играть, как намерены, распределить роли, что необходимо использовать в ходе игры. Такие обсуждения приучали считаться с интересами товари­щей, поддерживать их предложения, проявлять взаимопонимание и выдержку. Кроме того, такое предваритель­ное обсуждение помогало каждомуребенку найти свое место в игре, проявить выдумку, инициативу, развива­ло речь.

После четырех месяцев работы мы заметили положи­тельные моменты в развитии игрового творчества, а так­же в сплоченности детского коллектива. Увеличилась длительность игр, возросло число участников в одной игре (до 6—8 человек). Если споры и возникали, то де­ловые; конфликты между играющими становились ред­кими.

Чтобы тематика и содержание сюжетно-ролевых игр были разнообразными, мы обогащали представления детей знаниями об окружающей действительности. Та­кого рода знания дети получали и в процессе других за­нятий: чтения вслух художественной литературы, изу­чения иллюстраций, в беседах и экскурсиях.

Осенью все 20 детей, наших воспитанников, поступи­ли в массовую школу, где сейчас они успешно учатся. Детский сад постоянно поддерживает связь с детьми, продолжающими консультироваться у врача-окулиста, и их родителями.

В том, что дети оказались хорошо подготовленными к обучению в массовой школе, немалая роль принадле­жит игре, которая способствовала и всестороннему их развитию, и коррекции зрения.

М. В. ВЕЛОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Наши рекомендации