Художественное слово в эстетическом воспитании слепого дошкольника

Одна из важных задач эстетического воспитания слепого — пробуждение его творческой активности под воздействием произведений искусства. В этом огромную роль играют произведения искусства, создающие эмоциональные, живые образы людей, действующих в усло­виях, хорошо знакомых и понятных детям. Дети, поняв­шие и прочувствовавшие произведения, прочитанные носят на себя черты героев, особен­но им запомнившихся и понравившихся.

Детские книги, издающиеся для зрячих детей, богато иллюстрированы. Картинки и иллюстрации помо­гают детям яснее представить основных действующих лиц. В художественной иллюстрации заостряются цент­ральные эпизоды, подчеркиваются положительные или отрицательные черты действующих героев.

Воспитатели, работающие со слепыми детьми, ли­шены этого добавочного и очень действенного иллю­стративного материала. Они должны сосредоточить внимание на самом тексте, словом, интонацией подчеркивая характеристики героев, отношение к ним автора.

Например, при знакомстве детей с русской народной сказкой «Кот и лиса» воспитатель передает и хитрый ласковый голос лисы, и простодушный грубый — медве­дя, и мяукающий — кота так, чтобы дети сразу почувствовали характер каждого героя. Сама идея сказки выражается через интонацию воспитателя. Для передачи характера действия, описанного впроизведении, воспи­татель пользуется дополнительными действиями или звуками, характеризующими действие.

Так, он рассказывает о том, как тяжело ступает мед­ведь, когда несет на себе быка или кота, размеренно постукивает ногами и говорит басом: «Ох, тяжело идет медведь, тяжело несет». Пли, читая сказку В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», копирует свист крыльев уток, чтобы дать представление детям о том, как свистит ветер в крыльях у уток, когда они летят: «Фьють, фьють, фьють», и бросает сверху в таз с водой маленький резиновый мяч, чтобы показать детям, как плюхнулась лягушка в пруд, сопровождая это словами: «Плюх в воду».

Такое чтение и рассказывание художественного тек­ста помогают слепым детям полнее овладеть содержа­нием художественного произведения. Задача эстетиче­ского воспитания слепых детей при прослушивании художественных произведений состоит в том, чтобы дети научились воспринимать словесные образы, чтобы эти образы вызывали у них живые и яркие представления и переживания. Поэтому словесные образы необходимо подкреплять наглядностью, пополнять запас конкретных представлений о предметах, изображаемых в произве­дениях. Очень важно эмоциональное и выразительное чтение сочетать с пояснением смысла, с беседой на тему произведения, со словарной работой.

Например, в детском доме для слепых дошкольни­ков г. Уфы перед разучиванием стихотворения С. Баруз­дина «Интересная машина» воспитательница М. Ф. Маслова напомнила детям о том, как они встретили на улице удивительную машину.

— Вспомните, дети, как у машины шумели тетки, подметающие мостовую, как журчала вода; мы тогда только слушали, как работает эта машина, а теперь я дам ее посмотреть — у меня есть игрушечная машина. Она совсем как настоящая. Вот здесь спереди два кра­на для полива мостовых, а вот вместо кузова большой бак для воды, а внизу, между колесами, щетки. Машина идет по улицам и подметает их. Улицы становятся чи­стыми. Я прочитаю вам стихотворение об этой машине, и мы его будем разучивать.

Дети с удовольствием рассматривают машину и на­чинают разучивать стихотворение. Однако ограничивать работу только знакомством с машиной нельзя. Необхо­димо, кроме этого, провести работу над текстом, ра­зобрать отдельные выражения. Например, словосоче­тание «серебряная метла» осталось детям непонятным, хотя они все его запомнили и употребляли, рассказы­вая стихотворение. Только когда смысл художествен­ного произведения становится понятным, оно может оказать на слепого ребенка глубокое, эмоционально пе­реживаемое воздействие.

Важно, чтобы каждое слово и выражение было де­тям понятно, чтобы за ними у детей возникали четкие образы.

Дети всегда радуются тому, что конкретные дейст­вующие лица или события, описанные в рассказе или в сказке, знакомы им из личного опыта, и начинают о них рассказывать. Так, например, после рассказывания сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» Игорь С. сказал: «Я видел лягушку. В Ташкенте около дома был арык, я залез в него, а на меня прыгнула ля­гушка и укусила. Я очень испугался и выскочил из ары­ка — лягушка холодная». Люда Т. рассказала, как она с братом ловила лягушек и маленьких лягушат.

Эти рассказы свидетельствуют об активности де­тей, вызванной чтением художественного произведения. В этом и состоит огромная коррекционная активизирую­щая роль художественного чтения.

В развитии творческой активности огромную роль играет эмоциональное живое отношение к рассказу воспитателя и требование от детей самостоятельности выводов.

Дети очень живо реагировали на вопросы воспита­теля и, ответив на них, продолжали обсуждение рас­сказа. Оля сказала, что ей жалко Котьку — ему одному надо идти в поле. Он ведь больше не будет брать огур­цы без спроса.

Тима возразил: «Нет, пусть идет, он неправильно сделал, стащил из колхоза огурцы».

Приведенные выше высказывания детей показыва­ют, что вопросы, поставленные воспитателем, вызвали самостоятельное обсуждение поступков героя рассказа. Дети высказывали свое отношение к Павлику и Котьке.

У дошкольников порой не хватает слов для выраже­ния своих чувств и отношений к воспринимаемым яв­лениям природы, к общественной жизни. Большую помощь в этом оказывают художественные произведе­нии и особенно стихотворения. В дошкольной группе Московской школы слепых во время прогулок в сад, в лес, наблюдая за падающим снегом, убравшим в бе­лый наряд все кругом, воспитатель знакомит детей со стихотворением 3. Александровой «Зима» и обращает их внимание на то, как можно красиво сказать о зим­ней природе и как верно в стихотворении подмечены признаки зимы:

Наши рекомендации