Художественное слово в эстетическом воспитании слепого дошкольника
Одна из важных задач эстетического воспитания слепого — пробуждение его творческой активности под воздействием произведений искусства. В этом огромную роль играют произведения искусства, создающие эмоциональные, живые образы людей, действующих в условиях, хорошо знакомых и понятных детям. Дети, понявшие и прочувствовавшие произведения, прочитанные носят на себя черты героев, особенно им запомнившихся и понравившихся.
Детские книги, издающиеся для зрячих детей, богато иллюстрированы. Картинки и иллюстрации помогают детям яснее представить основных действующих лиц. В художественной иллюстрации заостряются центральные эпизоды, подчеркиваются положительные или отрицательные черты действующих героев.
Воспитатели, работающие со слепыми детьми, лишены этого добавочного и очень действенного иллюстративного материала. Они должны сосредоточить внимание на самом тексте, словом, интонацией подчеркивая характеристики героев, отношение к ним автора.
Например, при знакомстве детей с русской народной сказкой «Кот и лиса» воспитатель передает и хитрый ласковый голос лисы, и простодушный грубый — медведя, и мяукающий — кота так, чтобы дети сразу почувствовали характер каждого героя. Сама идея сказки выражается через интонацию воспитателя. Для передачи характера действия, описанного впроизведении, воспитатель пользуется дополнительными действиями или звуками, характеризующими действие.
Так, он рассказывает о том, как тяжело ступает медведь, когда несет на себе быка или кота, размеренно постукивает ногами и говорит басом: «Ох, тяжело идет медведь, тяжело несет». Пли, читая сказку В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», копирует свист крыльев уток, чтобы дать представление детям о том, как свистит ветер в крыльях у уток, когда они летят: «Фьють, фьють, фьють», и бросает сверху в таз с водой маленький резиновый мяч, чтобы показать детям, как плюхнулась лягушка в пруд, сопровождая это словами: «Плюх в воду».
Такое чтение и рассказывание художественного текста помогают слепым детям полнее овладеть содержанием художественного произведения. Задача эстетического воспитания слепых детей при прослушивании художественных произведений состоит в том, чтобы дети научились воспринимать словесные образы, чтобы эти образы вызывали у них живые и яркие представления и переживания. Поэтому словесные образы необходимо подкреплять наглядностью, пополнять запас конкретных представлений о предметах, изображаемых в произведениях. Очень важно эмоциональное и выразительное чтение сочетать с пояснением смысла, с беседой на тему произведения, со словарной работой.
Например, в детском доме для слепых дошкольников г. Уфы перед разучиванием стихотворения С. Баруздина «Интересная машина» воспитательница М. Ф. Маслова напомнила детям о том, как они встретили на улице удивительную машину.
— Вспомните, дети, как у машины шумели тетки, подметающие мостовую, как журчала вода; мы тогда только слушали, как работает эта машина, а теперь я дам ее посмотреть — у меня есть игрушечная машина. Она совсем как настоящая. Вот здесь спереди два крана для полива мостовых, а вот вместо кузова большой бак для воды, а внизу, между колесами, щетки. Машина идет по улицам и подметает их. Улицы становятся чистыми. Я прочитаю вам стихотворение об этой машине, и мы его будем разучивать.
Дети с удовольствием рассматривают машину и начинают разучивать стихотворение. Однако ограничивать работу только знакомством с машиной нельзя. Необходимо, кроме этого, провести работу над текстом, разобрать отдельные выражения. Например, словосочетание «серебряная метла» осталось детям непонятным, хотя они все его запомнили и употребляли, рассказывая стихотворение. Только когда смысл художественного произведения становится понятным, оно может оказать на слепого ребенка глубокое, эмоционально переживаемое воздействие.
Важно, чтобы каждое слово и выражение было детям понятно, чтобы за ними у детей возникали четкие образы.
Дети всегда радуются тому, что конкретные действующие лица или события, описанные в рассказе или в сказке, знакомы им из личного опыта, и начинают о них рассказывать. Так, например, после рассказывания сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» Игорь С. сказал: «Я видел лягушку. В Ташкенте около дома был арык, я залез в него, а на меня прыгнула лягушка и укусила. Я очень испугался и выскочил из арыка — лягушка холодная». Люда Т. рассказала, как она с братом ловила лягушек и маленьких лягушат.
Эти рассказы свидетельствуют об активности детей, вызванной чтением художественного произведения. В этом и состоит огромная коррекционная активизирующая роль художественного чтения.
В развитии творческой активности огромную роль играет эмоциональное живое отношение к рассказу воспитателя и требование от детей самостоятельности выводов.
Дети очень живо реагировали на вопросы воспитателя и, ответив на них, продолжали обсуждение рассказа. Оля сказала, что ей жалко Котьку — ему одному надо идти в поле. Он ведь больше не будет брать огурцы без спроса.
Тима возразил: «Нет, пусть идет, он неправильно сделал, стащил из колхоза огурцы».
Приведенные выше высказывания детей показывают, что вопросы, поставленные воспитателем, вызвали самостоятельное обсуждение поступков героя рассказа. Дети высказывали свое отношение к Павлику и Котьке.
У дошкольников порой не хватает слов для выражения своих чувств и отношений к воспринимаемым явлениям природы, к общественной жизни. Большую помощь в этом оказывают художественные произведении и особенно стихотворения. В дошкольной группе Московской школы слепых во время прогулок в сад, в лес, наблюдая за падающим снегом, убравшим в белый наряд все кругом, воспитатель знакомит детей со стихотворением 3. Александровой «Зима» и обращает их внимание на то, как можно красиво сказать о зимней природе и как верно в стихотворении подмечены признаки зимы: