Формирование навыков самообслуживания и бытового труда
Обучение слепых детей навыкам самообслуживания, бытового и ручного труда требует от воспитателя значительной затраты энергии, а также знания специальных тифлопедагогических приемов обучения. Цель воспитателя не только познакомить детей со способом выполнения каких-то определенных трудовых действий, но и выработать у них привычку к аккуратности и порядку, своевременному проведению всех необходимых гигиенических процедур, создать элементарные навыки организации труда. При этом важно, чтобы сам воспитатель неуклонно и строго поддерживал порядок в группе. Например, воспитатель показывает ребенку его место за столом в игровой комнате, в столовой, его кровать, место для одежды в шкафу. Нужно, чтобы были четко определены для полотенца, зубной щетки, зубного порошка, мыла, ночного горшка, таза для мытья ног, ночной рубашки, туфель, шапки, пальто и т. д. Детей следует научить, куда и в каком порядке складывать одежду при раздевании, как складывать постельные принадлежности. Все это, особенно в первые, дни пребывания детей в группе, требует помощи воспитателя.
Для создания навыков самообслуживания воспитатель дает готовый образец, а также показывает этапы выполнения деятельности. Объяснение последовательности действий обычно предваряет практический показ.
На первом этапе обучения выбираются самые необходимые навыки: умывание, одевание, раздевание, поведение за обеденным столом. На первых же занятиях детей необходимо научить различать в предметах обихода верх и низ, правую и левую сторону. Дети должны понимать, что значит широкий и узкий, толстый и тонкий. Без умения различать эти признаки предметов детям трудно овладеть процессами самообслуживания.
Формирование навыков одевания и раздевания — предпосылка развития самостоятельности и активности у ребенка. Поэтому в режиме дня, кроме повседневной работы по самообслуживанию, отводится специальное время для упражнений в этих трудовых навыках.
В дошкольной группе Пермской школы слепых воспитатель К. А. Толпыго отводит 30 минут после завтрака на самообслуживание. В это время дети учатся надевать школьные костюмы, последовательно складывать и свертывать одежду, правильно развешивать се на вешалке в шкафу.
К. А. Толпыго каждому ребенку показывает каждое действие, сопровождая его развернутыми словесными пояснениями, чтобы за каждым действием закрепилось определенное слово, чтобы каждое слово, обозначающее действие, было для слепого ребенка связано с конкретным действием.
Самое главное в обучении процессам самообслуживания не запоминание последовательности действий и ориентиров (это слепые ими усваивают быстро), а умение практически и последовательно найти ориентиры, указанные воспитателем. К. А. Толпыго при обучении процессам самообслуживания опирается на индивидуальные ориентиры каждой вещи. Перед тем как дети начнут надевать костюм, воспитательница разбирает с ними все принадлежности туалета, чтобы выделить ориентиры. Определяются характерные особенности лицевой и изнаночной стороны данного предмета. К. А. Толпыго использует не только осязательные признаки предметов, но и такие, которые могут быть восприняты остаточным зрением. Выделяются несколько основных признаков для определения лицевой и изнаночной стороны одежды:
1. Швы изнаночной стороны верхней одежды. (Их можно определить при помощи осязания и используя остаточное зрение. Если на одежде запошивные швы, для определения изнанки используется подшивка, всегда обращенная на изнаночную сторону.)
2. Сама ткань.
а) В бельевых и окрашенных однимцветом тканях лицевая сторона гладкая, неворсистая.
б) На лицевой стороне больший блеск, лоск , приятный при осязании (сатин, ластик, ит. д.).
в) Только на лицевой стороне имеется ворс (бумазея, вельвет)
г) На лицевой стороне более яркий рисунок.
3. Индивидуальные признаки. (Наличие на лицевой стороне пуговиц, крючков, карманов, бантиков, оборочек.)
Объясняя, как найти лицевую сторону вельветовой куртки, К. Л. Толпыго показывает, что курточка на лицевой стороне ворсистая, а на изнанке ворса нет; кроме того, на изнанке имеются швы. Для определения лицевой и изнаночной стороны достаточно выделить один- два признака, остальные подключаются лишь в случае сомнения в правильности определения лицевой стороны. Чтобы определить перед одежды (платья, свитера, рубашки), достаточно положить любую верхнюю вещь на стол, сравнять плечи и найти вырез у шеи. Спереди он более глубокий. Если есть воротник, дети обращают внимание на то, куда обращены концы воротника, где находится застежка — спереди или сзади, где находятся карманы и т. д.
Когда дети научатся находить изнанку одежды, застежку, воротник, можно учить их выворачивать платье ка лицевую сторону. Здесь важно установить последовательность действий: ребенок находит подол, всовывает руки в рубашку, доводит их до самого ворота и, захватив руками ворот, опускает их вместе с рубашкой вниз. Сильновстряхнув руками, ребенок выворачивает рубашку на лицевую сторону. После этого последовательно выворачиваются рукава.
Слепые дети дошкольного возраста часто, даже умея правильно определить перед испинку одежды, надевают ее задом наперед. Для того чтобы научить их правильно одеваться, важно показать исходное положение рубашки при надевании. Для этого можно положить рубашку на кровать пли стол, так, чтобы передняя часть была обращена вниз от ребенка. Если рубашка с разрезом сверху донизу, то научиться ее надевать значительно быстрее и проще. Левой рукой нужно взять за ворот рубашки, а правую просовывать в рукав. Специально следует показывать детям застежки различного вида и учить их застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки.
Воспитательница Московской школы слепых Р. Л. Зимина заготовила на каждого воспитанника по 2 планки с нашитыми на них пуговицами и прометанными застежками. В верхней части обе планки сшиты (это верх) Застегивают пуговицы всегда сверху вниз, а расстегивают - снизу вверх. (Планки используются также во время занятий по счету в пределах 5, так как на каждой планке нашито 5 пуговиц. Дети составляют задачи, изучают состав числа «пять», расстегивая и застегивая пуговицы.)
Для того чтобы приучить слепых к аккуратности, научить их быстро одеваться и раздеваться, нужно, чтобы они, раздеваясь в определенном месте, складывали свою одежду. Знание точного места каждой вещи исключает поиски, которые особенно трудны без зрительной ориентировки.
Почти никто из детей, приходящих в дошкольную группу, не умеет зашнуровывать ботинки и завязывать шнурки.
Шнуруются ботинки в следующем порядке: левая рука отыскивает на ботинке нижнюю свободную дырочку, а правая продергивает в нее снизу вверх шнурок. Левая рука захватывает шнурок и вытягивает из дырочки. Свободная правая рука отыскивает другой конец шнурка. Теперь, когда концы шнурка в обеих руках, нужно выпустить из левой руки шнурок, а тот, что был в правой, переложить в левую. Правая рука отыскивает справа свободную нижнюю дырочку, а левая продергивает в нее свой конец шнурка е тем, чтобы правая его вытащила. Эти операции повторяются и закрепляются путем индивидуального показа. Передача одного конца шнурка из левой руки в правую и обратно обеспечивает точность шнуровки. Дети в этом случае не путают последовательность шнуровки то одним, то другим концом шнурка.
Обучив детей шнуровать ботинки, можно перейти к завязыванию шнурков. Сначала нужно учить завязывать толстый шнур или шарф и только после того, как дети научатся завязывать простые узлы на толстом материале, можно переходить к завязыванию шнурков. Это можно делать и непосредственно на обуви, и на папках для бумаг, и на ботинках для кукол. Для лучшего объяснения процесса завязывания шнурков, его можно разбить на несколько этапов.
Многие понятия дети получают, играя с куклами и игрушками, раздевая кукол и готовя их к купанию. Как это делать, показывается сначала руками детей, а затем предмет дается ребенку в руки и он прощупывает швы одежды, обследуя, где изнаночная и лицевая сторона платья или рубашки куклы. Дети находят застежку, петли и пуговицы. Определяют перёд и спинку одежды.
Дети начинают учиться стелить постель, играя с кукольной кроваткой. Перенести образовавшиеся навыки в новую ситуацию (стелить большую постель) значительно легче, чем сразу учиться стелить большую постель. Однако в этой новой ситуации приходится снова повторять всю последовательность операции и при переносе сложившихся умений показывать детям новые приемы, так как в работу включаются другие группы мышц.
Дети складывают накидку, как раньше складывали салфетку, вешают ее на спинку кровати, снимают подушку, кладут ее на стул рядом с кроватью и берутся у изголовья кровати за покрывало, расставив руки как можно шире. (Воспитатель проверяет, правильно ли они взялись за край покрывала.) После этого дети осторожно ведут покрывало к другой стороне кровати (к ногам), пятясь назад. Доведя покрывало до спинки кровати, отпускают края и разглаживают руками, чтобы не было ни одной складки. Покрывало сложено пополам. Затем на середине кровати дети находят сгиб покрывала и еще раз также ведут покрывало к спинке кровати. Покрывало сложено еще раз пополам и стало совсем узким. Теперь дети берутся за середину покрывала, поднимают его до уровня груди и кладут на верхнюю перекладину спинки кровати. После этого в изголовье кровати кладется подушка так, чтобы пуговицы наволочки были обращены вниз, к простыне.
На основе уже полученных умений складывать постельные принадлежности дети учатся стелить постель после сна. При этом слепым дошкольникам бывает очень трудно сложить одеяло вдоль кровати. Каждый воспитатель находит свои рациональные пути объяснения и показа этой операции.
Методы трудового воспитания определяются целя я и задачами воспитания, особенностями возрастного развития детей и индивидуальными особенностями слепых детей. Трудно разграничивать индивидуальные и возрастные особенности детей в случаях сложного комбинированного дефекта у слепого ребенка. Поэтому один из самых важных методов всей воспитательной работ со слепыми детьми — индивидуальный, дифференцированный подход к воспитанию слепого дошкольника, учет особенностей имеющихся трудовых навыков и недостатков в трудовом воспитании слепого ребенка.
Воспитатель анализирует трудовые навыки, имеющиеся у детей, и в соответствии с этим строит индивидуальную программу обучения, выбирает приемы и методы.
В трудовом воспитании слепого дошкольника необходимо много времени отводить вопросам выработки отношений к своему труду, к труду взрослых, незнакомых людей, концентрирующемуся в вещах, которыми дети пользуются.
&3. Занятия лепкой со слепыми дошкольниками
При обучении слепых детей лепке решается несколько задач, корригирующих недостатки развития, вызванные слепотой.
В лепке дети воспроизводят воспринятые объекты. Это требует активного и детального восприятия, поэтому лепка становится для слепого не только средством эстетического воспитания, но и в первую очередь средством формирования приемов осязательного восприятия. Ценность лепки для воспитания слепого заключается в том, что, работая над воспроизведением предметов, лети учатся активно воспринимать окружающий их мир, отражать и передавать в лепке форму, объем, величину и характер поверхности предметов. Таким образом, лепка содействует углублению знаний и уточнению представленийоб окружающем.
Огромно значение лепки и в развитии координации движений слепых детей, в развитии мелких мышц рук для письма и чтения рельефного шрифта Брайля. Поэтому овладение техническими приемами лепки является важной ступенью в подготовке слепого ребенка к школе, в подготовке его руки для письма.
При обучении слепых детей лепке ставятся следующие конкретные задачи:
1. Научить детей отражать в лепке разные стороны жизни — природу, предметы, сделанные человеком, сцены из жизни детей и взрослых.
2. Развить у детей интерес к познанию предметов. Преодолеть страх перед ощупыванием предметов и научить замечать характерные для данного предмета детали.
3. Научить детей передавать в лепке существенные и характерные признаки объекта.
4. Научить передавать строение несложных предметов, правильно соотносить основные части по величине, форме, расположению.
5. Научить различать простейшие формы предметов и узнавать их в сложных фигурах.
Лепка со слепыми дошкольниками проводится с натуры (т. е. дети во время работы имеют возможность повторно обследовать объект лепки) и по представлению (т. е. дети лепят только по памяти). Основная задача первых занятий — показать слепым воспитанникам, что из глины можно лепить различные фигуры, сделать много простых предметов. Воспитатель обращает внимание детей на приемы работы с глиной, на необходимость быть аккуратными, соблюдать гигиенические правила: пить только на дощечках, засучивать до локтей рукава, после занятий мыть руки с мылом. Важно, что воспитатель не разрешал отступать от выполнения этих правил, только тогда дети быстро привыкнут точно их выполнять.
Лепка начинается с изготовления «палочек», «шариков». Особое внимание обращается на то,
чтобы слепые дети придавали изделию нужную форму руками, а не раскатывали глину на доске. Это важно для них, так как развитие силы осязающей руки является важным условием овладения приемами и способами осязательного восприятия. В ходе занятия воспитателю
приходится показывать приемы лепки индивидуально, руками ребенка, придавая глине заданную форму.
Вылепить палочки слепым детям обычно очень легко, движения рук вперед — назад они легко усваивают и быстро вылепливают палочки, столбики. Труднее дается шарик или мячик. У большинства детей шарики получаются продолговатой, яйцевидной формы Лепку шариков в различных вариантах приходится повтор несколько раз.
Занятия следует начинать лепкой с натуры, чтобы ребенок мог постоянно сверять результат работы
с объектом. При этом важно следить за тем, чтобы у детей был достаточно большой кусок глины, чтобы вылепленный предмет соответствовал по величине натуральному. Это позволяет ребенку легко провести сравнение своей работы с заданным объектом.
Очень часто дети стараются лепить из маленького кусочка глины. Это неплохо для развития мелких движений пуки. Однако невозможность изменить деталь из-за малых ее размеров часто ведет к тому, что ребенок ломает всю поделку. Это отрицательно сказывается на ребенке: он не заканчивает свою работу вовремя, теряет уверенность в своих силах, у него появляется негативизм, аффективные вспышки.
Лепка с натуры позволяет воспитателю научить детей воспринимать в предмете не только его существенные черты, но и признаки, характерные для данного конкретного предмета. Этому следует учить с первых занятий. Постепенно воспитатель организует наблюдение предметов слепым ребенком, направляет их, систематизирует, ставит прямое задание - внимательно познакомиться с предметом, осмотреть его, чтобы затем вылепить.
Наблюдение предмета под руководством воспитателя непосредственно перед лепкой положительно влияет на качество изображения. Дети легче удерживают в памяти и передают в лепке свойства и качества предмета, которые только что воспринимали, узнавали, определяли при наблюдении и называли. Поэтому во время лепки перед детьми должен лежать натуральный предмет, который они лепят, это дает возможность при повторном -ощупывании лучше изобразить его.
Воспитатель, давая детям для лепки натуральные предметы, учит воспринимать не только общую форму, но и выделять видовые признаки предмета, признаки, которые отличают яблоко от ранее слепленного шара. В то же время воспитатель учит детей в реальном предмете увидеть те простые формы, которые являются для нас мерками (в данном случае дети видят, что яблоко имеет круглую форму — форму шара).
В лепке сложных предметов огромную роль играет образец, сделанный воспитателем. Образец делается заранее. Осмотрев образец и прослушав объяснения воспитателя, дети понимают, что они должны будут вылепить. В процессе лепки дети пользуются полученными указаниями и сравнивают свою поделку с образцом. Последовательное выполнение действий требует от слепого дошкольника умения в соответствующем порядке расположить части на доске. Дети это еще не всегда в состоянии сделать и при обследовании деталей путают их ста. Поэтому лепку из составных частей со слепыми детьми МЫ ограничиваем только двумя-тремя частями, а сложные фигуры зверей и птиц выполняем из одного куска, начиная применять лепку из одного куска значительно раньше, чем в массовых дошкольных учреждениях.
Один навыки и умения дети приобретают быстрее, другие требуют долгих упражнений.
Лепить округлые формы, свойственные живой и неживой природе, детям легче, чем прямоугольные:
Например, лепить мебель слепым детям трудно, потому что в ней много элементов прямоугольной формы. Кроме того, слепым детям трудно представить и понять, как соединяются части предмета. Необходимо, чтобы к началу работы у детей уже были представления о составных частях сложного предмета. Готовый образец позволит ребенку восстановить образы деталей, необходимых для его выполнения. Подготовительные занятия по конструированию сложных фигур позволяют воспитателю использовать и укрепить представления детей, осуществлять лепку по представлению.
Лепка по представлению проводится на объектах, которые дети ранее не только воспринимали, но и лепили. Для закрепления материала со слепыми детьми проводятся занятия, на которых воспитатель предлагает самим детям выбрать объекты лепки. Такие занятия принято называть лепкой по замыслу детей.
Дети должны научиться ставить такую задачу, которую они сумеют выполнить, должны уметь
соотнести с целью свои силы и возможности. Это очень сложно, и лепку по замыслу детей можно проводить только тогда, когда они уже поняли, что умеют делать. Если детям предложить лепку по замыслу раньше, то они, не вполне владея приемами лепки и не представляя четко объекта, выбирают для воспроизведения те предметы, которые им нравятся, но вылепить которых они не сумеют.
Детей необходимо учить и руководить лепкой по замыслу. Предлагая лепить, кто что хочет, воспитатель называет предметы, которые дети уже научились лепить, напоминает: «Можно сделать огурчик, морковь, мячики, куклу». Предоставление детям сразу неограниченной самостоятельности не приводит к желаемым результатам. Вместо инициативы и творчества у большинства детей развивается подражательность. Иногда даже понижается интерес к занятиям.
Огромное воспитательное значение имеет сюжетная лепка.
Она становится показателем больших достижений ребенка, характеризует богатство представлений об окружающем и является завершающим этапом в работе и на занятиях по лепке в дошкольном возрасте. Начинается сюжетная лепка с простого подражания. Дети подражают деятельности своих более умелых товарищей. Однако они редко ограничиваются точной копией.
Подражание превращается в активную форму самостоятельной деятельности. Дети не останавливаются, например, на лепке фигуры снеговика из трех шаров, а развивают и усложняют свою работу: лепят снеговика, дают ему в руки палку, метелку, на голову надевают ведро.
Чтобы провести сюжетную лепку, детям нужно накопить много знаний, навыков, умении.
Опыт работы показывает, что в дошкольном возрасте со слепыми детьми можно проводить все виды работ по лепке: лепку по натуральному объекту и по представлению, по замыслу и сюжетную.
Лепка обогащает мир слепого дошкольника, уточняет его представление о предметах окружающей жизни и позволяет развивать его творческую активность.
АППЛИКАЦИИ
Совершенствованию ручных умений у слепых детей способствуют занятия по аппликации. Работы по выполнению аппликаций со слепыми детьми решают несколько задач: развитие ориентировки в малом пространстве на листе бумаги, развитие и формирование осязания, обогащение представлений слепых детей, наконец, подготовка к передаче объемных фигур в плоскостном изображении.
Очень важной частью работы являются занятия с мозаикой. Мозаика служит средством развития ориентировки в малом пространстве и, что особенно важно, средством, развивающим тонкость и точность движения пальцев рук слепых детей.
Сначала выкладывание аппликаций из мозаик проводится с целью обучения простому вставлению штифтов грибковой мозаики в соответствующие им ячейки наборного полотна. Для этого дети правой рукой берут шпенек мозаики и вставляют его в ячейку, найденную левой рукой. Такая работа важна для выработки умения оперировать левой и правой рукой. Функция левой руки при работе с мозаикой сходна с функцией руки при написании Брайлевского алфавита: левая рука направляет правую, указывает ей точку накола.
После того как дети овладеют умением вставлять шрифты в ячейки грибковой мозаики точными и свободными движениями, им ставят более сложные задачи, требующие высокой техники развития движений, например составление рамочек по краям наборной доски. Когда дети овладеют этим видом работы, можно переходить к составлению простых узоров. В работе со слепыми детьми грибковая мозаика наиболее доступ- на, так как штифты грибков плотно входят в ячейки и не выходят из них при прикосновении. На этой мозаике слепые дети легче могут проверить результаты своей работы, ощупывая выложенные фигуры, сравнивая их с наколотыми образцами.
Переход к шариковой мозаике требует от детей совершенно других умений — более точной координации движений, точного укладывания шарика в ячейку, указанную левой рукой.
Первые движения детей с шариковой мозаикой обычно судорожные, напряженные. Дети сжимают пальцами шарики с такой силой, как будто хотят раздавить их. Руки детей трясутся от напряжения. Так же напряженно они вставляют шарик в ячейку. Только снятие этого излишнего напряжения позволит овладеть выкладыванием узоров на шариковой мозаике. Дети должны легко держать шарик в пальцах и не втыкать сто со всей силой в ячейку (от этого он прилипает к пальцам и не укладывается на место), а свободно отпускать, разжимать пальцы так, чтобы шарик легко падал на наборную доску.
Воспитатель сначала учит детей легко брать шарик и выпускать его из пальцев, а потом переносит это умение в работу с наборной доской. Легкие координированные движения позволяют укладывать в ячейку шарик
В работе с мозаикой дети используют остаточное зрение. Шарики и грибки мозаики цветные, очень красочные. Дети обычно выбирают для своих работ наиболее ярко окрашенные.
Работа с мозаикой удается детям по-разному. Одни дети быстро справляются с заданиями, а другим требуются длительные упражнения.
При обучении слепых дошкольников составлению несложных предметных аппликаций из бумаги представления детей обогащаются знаниями о возможности передачи в плоском изображении объемных предметов. Это служит подготовительной работой к восприятию детьми рельефного рисунка в букваре по системе Брайля и к обучению рельефному рисованию.
На занятиях по аппликации с успехом используется описанный ранее аппликатор. Первые работы по выкладыванию предметных аппликаций для овладения пространственным взаиморасположением предметов проводятся на аппликаторе, так как слепым детям, не имеющим навыков работы с клеем, трудно решать сразу две задачи: овладевать пространственной ориентировкой и операциями наклеивания. Аппликатор позволяет развести эти две задачи.
Работа с клеем начинается с наклеивания на лист бумаги небольших листьев деревьев, собранных во время прогулки. Дети ощупывают лист и наклеивают его на бумагу. Они чувствуют гладкость бумаги и шероховатость листа. Обводят пальцем по краю листа. Воспитатель вырезает из бумаги листья той же формы и размера, что и натуральные, раздает их детям и спрашивает, похожи ли они на настоящие. Дети отвечают, что похожи.
Воспитатель говорит, что из одинаковых листков можно сделать узоры.
В следующий раз воспитатель приносит флажок и показывает, как можно вырезать из велюровой бумаги такой же флажок и наклеить на лист бумаги.
Рассматривая флажок, дети обращают внимание на то, что он состоит из двух частей — древка и полотна.
Воспитатель дает детям вырезанные части флажка, предлагая наклеить их на бумагу. Перед ними ставится задача — правильно расположить ли части на бумаге, чтобы получился целый флажок.
Сложные аппликации из двух-трех частей требуют от воспитателя четкого объяснения и особого внимания к взаимному расположению частей, так как у слепых дошкольников представления об этом очень поверхностные. Например, занятие по аппликации в детском доме г. Уфы с наклеиванием на листе бумаги елочки и сидящего под ней зайчика показало, что дети считают возможным поместить зайчика под верхней веткой. Это значит, что при подготовке к занятию было недостаточно четко показано, как может сидеть зайчик под елочкой. Для конкретизации представлений можно использовать инсценировки. Например, в дошкольной группе Московской школы очень интересно была поставлена песенка «В лесу родилась елочка». Были использованы костюмы, сшитые для музыкальной сказки «Теремок», вырезана из картона елка.
На следующий день после веселой шумной игры было проведено занятие по аппликации на тему «Зайка под елочкой». Воспитатель предложил детям вспомнить, как и где сидел вчера зайка под елочкой, отметить на листе бумаги черточкой землю, приклеить елочку, а под елочкой посадить зайку. Все дети справились с заданием. Катя сказала: «А можно мне солнышко наклеить?»
Четкое действенное объяснение на живых предметах помогает слепым детям преодолеть трудности соотнесения частей предметов.
Занятия аппликацией в дошкольных группах способствуют развитию пространственных представлений, координации движений рук слепых детей, учат их аккуратно обращаться с материалами. В процессе занятий аппликацией дети начинают понимать, что объемные предметы можно изобразить на бумаге, а это уже шаг к обучению чтению рельефного рисунка, систематический курс которого начинается в I классе школы слепых. Таким образом, занятия аппликацией — важный вид деятельности, готовящий слепого ребенка к школьному обучению.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Одним из основных видовработ на занятиях по конструированию в дошкольной группе являются работы с бумагой.
Дети должны научиться сгибать бумагу, складывать из нее несложные предметы, склеивать, плести коврики.
Наиболее простой вид работ из бумаги, не требующий никаких инструментов,— складывание. Оно ценно тем, что способствует развитию пространственных представленийу слепых детей. Путем складывания можно изготовлять различные поделки: коробочки, лодочки, корзиночки, галчонка, шапку ит. д. Они складываются из квадратного листа бумаги.
Прежде чем приступить к складыванию поделок из бумаги,необходимо проверить, знают ли дети направления «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и т. д. Дли этого детям даются задания: согнуть квадрат пополам, берясь за нижние уголки и подводя их к верхним так, чтобы получились прямоугольники, наложить правый нижний угол на левый верхний так, чтобы при сгибе квадрата у детей получались треугольники, и т. д. Для работы сначала берут небольшие листы обыкновенной писчей бумаги, так как брайлевскую бумагу дети-дошкольники сгибают с большим трудом.
Первой объемной формой, которую дети могут сложить из квадратного листа бумаги, является коробка.
Показывая, как складывать коробку, воспитатель кладет перед детьми квадратный лист бумаги и просит их взять правойрукой за правый нижний угол, а левой—за нижний левый, подтянуть нижние углы к верхним и согнуть лист бумаги пополам. Полученный прямоугольник дети складывают снова и развертывают лист бумаги. Развернутый квадрат нужно еще раз сложить таким образом,чтобы сгибы образовали 16 маленьких квадратиков, После этого сверху и снизу листа бумаги нужно надрезать два крайних квадратика до первой, поперечной линии сгиба.
Таким образом, дети приготовили выкройку для коробки. При этом способе объяснения поделки слепые дети могут легко с ней справиться, так как линии сгиба хорошо прощупываются и являются хорошими ориентирами.
Теперь детям нужно рассказать, как сложить коробку из полученной выкройки.
Для этого нужно взять разрезанные части листа и наложить их на оставшийся в середине маленький прямоугольник, помазать его клеем и приклеить к надрезанным квадратикам. Надрезанные квадраты с другой стороны листа таким же образом склеиваются. На первых занятиях по конструированию воспитатель помогает детям проверять правильность работы, в дальнейшем они должны сами справляться с заданном. Первые самостоятельные поделки доставляют детям много радости.
Из такой же выкройки дети могут сделать стол, стулья. Для того чтобы склеить стол, сначала склеивают коробочку, перевертывают ее вверх дном и вырезают с четырех сторон небольшие прямоугольники, оставляя четыре ножки стола. При конструировании стула следует в приготовленной выкройке отрезать семь маленьких квадратиков (4 снизу и 3 сбоку). На оставшейся части выкройки, разделенной на 9 квадратов, нужно сделать надрезы снизу и сверху до первого сгиба.
Стул складывается следующим образом: выкройку надо положить так, чтобы надрезы смотрели вверх и вниз. Средний нижний квадратик нужно отогнуть вверх, а левый и правый наложить и наклеить друг па друга. Так мы получим спинку стула. Левый верхний квадратик наложим на правый, а к нему приклеим средний — получится сиденье стула. Теперь остается вырезать ножки стула.
Для изготовления домика квадратный лист бумаги делится сгибами на шестнадцать частей, четыре противоположных крайних квадратика с верхней и нижней стороны надрезаются до первого сгиба. Два средних квадратика нижней стороны накладываются друг на друга и склеиваются, образуя крышу дома. Левый и правый приклеиваются к выступающей части крыши, образуя стены. Таким же образом складываются разрезанные части с другой стороны. Сконструированный дом приклеивается на картонную подставку, а на стенах рисуются или наклеиваются окна, на крышу ставится труба.
Слепые дети очень любят работу с бумагой и картоном, если они получают посильные задания.
Дети долго играют своими поделками, бережно относятся к ним.
Первые объяснения при каждом виде ручною труда должны быть более подробными, детальными, а дальнейшие более краткими, рассчитанными на самостоятельность и смекалку детей, на выработку привычки догадываться самому, активно додумывать то, что умышленно упущено воспитателем. Очень хороши в этом отношении работы но готовому обращу, когда воспитатель не показывает детям путь создания вещи. Ребенок должен сам догадаться, как ее сделать, лиан основные приемы складывания. Для слепых детей такая работа сложна, однако ее роль в формировании самостоятельности и активности очень велика. Поэтому воспитатель должен уберечь ребенка от появления у него неверия в свои силы и давать задания, с которыми ребенок мог бы справиться. Так, при плетении ковриков из, готовой основы и нарезанных полосок бумаги мм даем детям готовый коврик, в котором основа и переплетения сделаны из бумаги разной фактуры. Если основа, которую мы берем из игры «Учись плести», гладкая, то полоски для переплетения мы готовим из велюровой бумаги, чтобы дети легко могли различить основу и вплетенные полоски.
И игре «Учись плести» сеть два вида основ: с крупными, одинаковыми по ширине полосками и с мелкими, различными по ширине. Начинать работать следует с крупными основами, так как они более просты и на них слепым детям легче понять принцип переплетения. Некоторым детям приходится показывать плетение на их собственных руках, на пальцах, а уже потом их руками переплести одну- две полоски.
Более сложной работой, следующей за плетением ковриков для развития и закрепления навыков плетения, является плетение корзиночек из материала, взятого из игры «Плетение корзиночек».
Большое место в жизни слепых детей занимают игры с конструкторами и строительными материалами.
Организацию конструктивной деятельности слепых детей из строительных наборов необходимо тщательно подготовить. Нужно познакомить детей со строительным материалом, показав различные его формы: кубики,