Уточнение связи между соседними числами

Воспитатель предлагает детям положить на одной проволоке счетов четыре шарика, а на второй— пять шариков. Выделив два соседних ряда, вослитель спрашивает детей, сколько шариков на первой проволоке, сколько шариков на второй проволоке, где их больше. Затем он предлагает оставить па второй проволоке столько шариков, сколько их на первой проволоке, и спрашивает:

—На сколько пять шариков больше, чем четыре шарика? (Дети отвечают.)

То же упражнение выполняется на палочках и круж­ках. На данном этапе можно сопоставлять только соседние числа: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 ,и 5, т. е. такие, разность между которыми равна единице. Зная, что каждое число получается из предыдущего, если к нему прибавить еди­ницу, дети могут не отдавать себе отчет в том, что каждое число больше предыдущего на одну единицу.
Точно так же, умея называть числа по порядку, особен­но если начинать это упражнение с единицы, дети мо­гут испытывать затруднения при ответе на вопросы: «За каким числом мы называем данное число, какое число идет за данным числом, между какими числами стоит данное число?» Чтобы уточнить количественное значение числа,» надо ставить вопросы: «Что больше—два или три, четыре или пять и на сколько больше?».

Понимание количественного отношения соседних чи­сел обеспечит понимание их порядкового отношения: пять больше четырех, значит, пять стоит за числом «че­тыре»; четыре меньше пяти, значит, четыре стоит перед числом «пять». При счете мы называем число «четыре» до числа «пять», число «три» до числа «четыре» и т. д.

Когда дети усвоят, как образуются числа до пяти, усвоят закон образования новых чисел, можно познако­мить их с выражением «отнять».

Воспитатель. Положите на стол пять палочек. От пяти палочек отложить одну палочку направо. Сколь­ко осталось палочек? (Четыре.) Когда осталось четыре палочки? (Четыре палочки осталось тогда, когда мы от пяти палочек отложили одну палочку.) От четырех па­лочек отложите еще одну палочку. Сколько осталось па­лочки (Три.) Когда осталось три палочки? От трех па­лочек отложите еще одну палочку. Сколько осталось палочек? (Две.) От двух палочек отложите еще од. палочку. Сколько осталось палочек? (Одна.) Когда осталась одна палочка? (На все вопросы воспитателя дети отвечают полным ответом.)

После таких упражнений воспитатель говорит детям, что вместо слова «отложите» говорят «отнимите». Это слово нужно употреблять в дальнейшем.

Воспитатель. Положите на счетах пять шариков. От пяти шариков отнимите один шарик. Сколько осталось шариков? (Четыре.) Когда осталось четыре шарика? (Дети отвечают.)

На второй проволоке положите четыре шарика и отнимите один шарик. Сколько осталось шариков? (Три.)

На третьей проволоке положите три шарика и отнимите один шарик. Сколько осталось шариков? (Два.) Когда осталось два шарика? (Дети отвечают.)

На четвертой проволоке положите два шарика и отнимите один шарик. Сколько осталось шариков? (Один.) Когда остался один шарик? (Дети отвечают.)

На пятой проволоке отложите один шарик и отнимите один шарик. Сколько осталось шариков? (Не осталось ни одного шарика.) Когда не осталось ни одного шарика? (Дети отвечают.)

После этого можно провести фронтально прямой счет до пяти на счетах. Этот счет по порядку проводится слева направо. Воспитатель показывает направление, дети откладывают на счетах пять шариков (по одному) Затем отнимают от пяти шариков по одному, откладывая их справа налево. При этом дети говорят вслух:

- От пяти отнять один, получится четыре; от четырех отнять один, получится три; от трех отнять один, получится два; от двух отнять один, получится один.

Счет по порядку от одного до пяти и от пяти до одного можно назвать счетом "лесенкой". Для того чтобы дети лучше поняли счет "лесенкой", можно подвести их к лестнице и предложить каждому подняться по лестнице до пятой ступеньки, считая при этом вслух, и так же спуститься с лестницы. При этом нужно обратить внимание детей на то, что, считая по порядку, мы прибавляем одну единицу к предыдущему числу и число увеличивается на одну единицу. Например, к одному прибавить один, получится два. Два больше одного на одну единицу. К двум прибавить один, получится три. Три больше двух на одну единицу и т. д.

Если же от чисел мы отнимаем по единице, то числа уменьшаются на одну единицу.

Итак, когда мы прибавляем, числа увеличиваются, а когда отнимаем, числа уменьшаются.

В дальнейшем эти понятия систематически повторяются и закрепляются.

При знакомстве с предыдущими числами, когда объяснялось образование того или иного числа через прибавление единицы к предыдущему числу, вводилось выражение "прибавить -получится". Работая над числом "три", дети в двух случаях пользуются этими выражениями: к двум прибавить один, получится три и к одному прибавить два, получится три. Работая над числом "четыре", дети в трех случаях пользуются этими выражениями: к трем прибавить один, получится четыре; к одному прибавить три, получится четыре и к двум прибавить два, получится четыре и демонстрировались на предметах и рельефных пособиях, чтобы дети лучше запомнили, из каких чисел можно составить

данное число.

Подобная работа проводится и над составом числа "пять". Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они получили число "пять". (К четырем прибавить один, помучится пять.) По предложению воспитателя дети откладывают на счетах четыре шарика и, сделав промежуток, откладывают один шарик.

Воспитатель. Как еще можно расположить пять шариков?

Дети. Слева можно положить один шарик, а справа четыре шарика.

Воспитатель. Верно. Теперь проверим. Если мы к одному шарику прибавим четыре шарика, то получим пять шариков. Подумайте, как еще можно расположить пять шариков. (Лети называют другие варианты решения: три шарика и два шарика; два шарика и три шарика.)

Затем проводится работа по рельефному пособию.

Воспитатель предлагает детям считать прямоугольники на пособии, прибавляя по единице. Потом дети считают слева направо, отнимая от пяти по ОДНОМУ.

Раздавая детям рельефные пособии по составу числа «пять» воспитатель говорит:

- Дети, посмотрите, что наклеено на пособии, (Звездочка)

Воспитатель. Сосчитайте, сколько концов имеет звездочка. (Пять.)

Запомните, что каждая звездочка имеет пять концов, поэтому такую звездочку называют пятиконечной.

Сосчитайте, сколько звездочек расположено на первой строчке (Пять звездочек.)

Как они расположены на первой строчке? (Четыре дочки и одна звездочка.)

А всего пять звездочек. Значит, если мы к четырем прибавим одну, получится пять. А теперь посмотрим, как расположены звездочки на третьей строчке. (Три звездочки слева и две звездоч­ки справа) Сколько всего звездочек на третьей строчке? (Пять.)

Значит, если к трем прибавить два, получится пить.

Посчитаем хором слева направо прямоугольники, расположенные на последней строчке пособия.

Пользуясь палочками, кружками, квадратиками из индивидуального набора, дети воспроизводят у себя на столах то, что было показано на пособии.

Для закрепления состава числа «пять» можно прово­дить с учащимися игру, которую дети очень любят. Одно­му ребенку дается в руки пять кубиков, палочек или кружков. Он выходит на середину комнаты и говорит:

— У меня в руках пять кубиков, в правой руке три кубика (показывает детям эти кубики). Отгадайте, сколь­ко кубиков у меня в левой руке.

Когда дети отгадают, сколько кубиков находится в левой руке ведущего, можно показать их детям и дать возможность сосчитать.

Во время этой игры можно повторить состав чисел, усвоенных детьми раньше.

Отсчитывание от пяти по нескольку единиц можно провести по рельефному пособию, обращая внимание детей па состав числа «пять».

Воспитатель. К четырем прибавить один, сколько получится? (Пять.)

А если от пяти отнять один, сколько получится? (Че­тыре.)

Положите на третьей проволочке счетов пять шариков и отнимите два. Сколько получится? (Три.)

Посмотрите третью строчку пособия. Из каких чисел составлено там число «пять»? К трем прибавьте два, получится пять. Если мы от пяти отнимем два, то сколь­ко останется? (Три.)

Работая над числами от одного до пяти, необходимо провести несколько занятий по решению примеров и за­дач.

Так же проводится .работа по изучению всех следую­щих чисел натурального ряда.

Г Л А В А IV

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО

Наши рекомендации