Формирование дочисловых понятий
И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ВЫРАБОТКА
НАВЫКОВ СЧЕТА
Обучение счету в дошкольной группе необходимо начинать с формирования некоторых понятий, необходимых для получения первых навыков счета.
Дети, приходящие в дошкольные группы, в большинстве случаев знают числовой ряд. Однако следует проверить, как они им владеют. При обследовании слепых дошкольного возраста, поступающих в дошкольные группы школ слепых, выяснилось, что некоторые из них не знают числового ряда в пределах десяти, а если и знают его, то владеют им только формально, словесно. Практически дети не могут сосчитать предметы, расположенные в горизонтальном ряду, не говоря о том, чтобы сосчитать их в группе рядов или вразброс. При просьбе сосчитать количество палочек, лежащих на столе, ребенок просто перебирает руками палочки и называет число, не соотнося их с количеством просчитанных палочек. Поэтому, прежде, чем приступить к изучению натурального ряда чисел. изучению их состава и решению простейших задач, необходимо провести большую работу по развитию начальных математических понятий, понятий о величине, форме, положении, научить сравнивать предметы по величине, форме, проводить сравнение количеств, развивать пространственные представления. Все эти задачи нельзя решить только на занятиях по счету. Для формирования этих понятий используются занятия аппликацией, лепкой, конструированием, повседневная жизнь детей и их посильный труд. Занятия проводятся с непременным привлечением большого количества наглядного материала, в игровой, интересной для детей форме.
Большое место отводится дидактическим играм с использованием дидактических игрушек. Ценность дидактического материала заключается в его динамичности, позволяющей преподносить детям игры в различных вариантах. Принимая непосредственное участие в игре слепых детей, воспитатель активизирует детскою игру. Для этого следует выбирать такие дидактические игры, в которых могли бы принять участие все дети. Это же требование относится к дидактическому наглядному материалу.
Младшим дошкольникам правила игры надо объяснять в процессе ее, так как они не усваивают предварительных объяснении.
При усвоении счета необходимо дать каждому ребенку такой материал, который обеспечивал бы одновременную деятельность всех детей, активизируя тем самым их внимание и обязывая к самостоятельному выполнению задания. Счетный материал, который дается слепым детям в руки, должен быть хорошо им знаком, чтобы они не отвлекались на обследование предметов.
Важным условием успешного обучения детей является эмоциональное, динамичное и четкое изложение материала. Это помогает воспитателю создать у ребенка интерес к счету, сосредоточить его внимание и активизировать работу на занятии.
Задания нужно расчленять, давать их по ходу занятия, так как дети дошкольного возраста не всегда могут запомнить все задание, рассчитанное на 15—25 минут. Вопросы, предлагаемые воспитателем во время занятий, необходимо обращать ко всем детям группы. Все дети должны научиться относить к себе вопрос воспитателя, обращенный ко всей группе. Сначала на первых занятиях можно допустить хоровые ответы, но позднее необходимо приучать детей сдерживаться. Отвечать должен только тот ребенок, к которому непосредственно обращается воспитатель. Такая постановка работы подготавливает детей к школьным требованиям. Во время опроса следует больше внимания уделить детям, медленно усваивающим материал. На каждом занятии необходимо опрашивать всех детей, проводить с ними индивидуальную работу.
Рациональная смена форм деятельности во время занятий тоже активизирует работу детей. Они меньше устают и отвлекаются, если сначала работают с раздаточным счетным материалом, следят за тем, как их товарищи считают демонстрационный счетный материал у стола воспитателя, затем слушают задание воспитателя, играют в различные дидактические игры. На каждом занятии необходимо обеспечить смену форм деятельности и повторяемость упражнений. На изучение каждого нового числа отводится от четырех до девяти занятий.
Важно научить детей применить полученные навыки счета в повседневной жизни, во время дежурств, в играх. Потребность в счете с возрастом все увеличивается, так как расширяется круг детских представлений и усложняется деятельность. В старшем дошкольном возрасте дети в своей речи постоянно пользуются числовыми понятиями. Воспитателю необходимо следить за тем, чтобы ребенок использовал эти понятия в своем обращении со взрослыми и со сверстниками, чтобы у детей возникла потребность считать. Иногда воспитателю приходится создавать условия, в которых у ребенка появилось бы стремление сосчитать, сравнить, сопоставить количества предметов.
К каждому ребенку и в этом случае нужно подходить в соответствии с его индивидуальными особенностями: одному дать игру, которая вызовет у него желание считать, с другими считать вместе, так как они еще не могут самостоятельно справиться со счетом, с ними полезно выучить считалку, а третьим можно дать самостоятельное задание. Таким образом, воспитателю нужно стремиться к формированию у детей потребности в счете.
ысравнение но провести на двух шарах от пирамидок, большом и маленьком, в дидактической игре "Где большой шар?". Дли каждого ребенка заготовляется по большой и маленькой коробочке (таким образом, чтобы большой шар не мог войти в маленькую коробочку). Воспитатель показывает и рассказывает детям, где шар большой и где маленький, где большая И маленькая коробочка. Дети должны по знаку воспитателя положить в маленькую коробочку маленький шар, а в большую -большой. С этими же шарами проводится игра, в которой дети должны по сигналу (удар барабана) показать большой шар, а услышав другой сигнал (звон колокольчика),--маленький. Можно сочетать эту игру со счетом до двух. Воспитатель стучит но барабану один раз - дети поднимают маленький шар, два раза - большой.
Закрепление понятий "большой" и "маленький" проводится при классификации больших и маленьких предметов. Детям даются две пустые коробочки и одна с десятью монетами (пять монет по 5 копеек и 5 по 1 копейке). Дети должны разложить монеты в пустые коробочки так, чтобы в одной были все большие, в другой - все маленькие. Выигрывает тот, кто скорее разложит монеты.
Подобные занятия можно проводить на естественном дидактическом материале, собранным самими детьми во время прогулок. Сравнение нескольких предметов по величине также проводится в игровой форме.
Понятии «длинный — короткий», «длиннее — короче», «равные по длине» усваиваются детьми также в процессе дидактических игр и на прогулках. Детям даются различные по длине и равные по ширине полоски бумаги, отрезки ленты. Дети сравнивают их и определяют, какая короткая, какая длинная. Сначала даются длинные и короткие полоски одинаковой ширины из одной и той же бумаги. Затем следует дать для классификации длинные и короткие полоски из бумаги с разной фактурой: из перфокарточной, газетной, обыкновенной писчей, велюровой. Дети должны выбрать только длинные полоски или только короткие. В случае, если для сравнения дано несколько длин, дается задание разложить полоски на нужное количество кучек. Потом задание усложняется тем, что при неизменной длине сравнивав полосок меняются другие их качества.
Для сравнения нескольких предметов по длине и введения понятий «длиннее — короче» каждому из детей можно приготовить набор палочек (10 штук одинаковой ширины, но разной длины). Детям дается задание найти самую длинную и самую короткую, дать палочку, равную по длине, длиннее показанной, короче ее, расположить палочки по убывающей величине» начиная с самой большой, и наоборот.
Понятия «высокий — низкий», «выше — ниже» сформировать у слепых детей очень трудно. Показать слепому ребенку в натуре высокий дом, высокое дерево, высокий потолок очень сложно Поэтому первоначальные представления о высоком и низком приходятся давать только на сравнительно высоких и низких предметах. Воспитатель указывает детям, что скамейки для цветов низкая, а шкаф высокий. Каждый ребенок получает две пирамидки— одну высокую, другую низкую. При этом очень быстро дается еще несколько предметов для сравнительного анализа, вводятся понятия свыше — ниже».Однако такие работы не снимают необходимости познакомить слепого ребенка с понятием «высокий». Удачный прием использует воспитательница Р. Л. Зимина. На предварительных занятиях в группе данные каждому ребенку на стол пирамидки сравниваются по высоте. Определяются самая высокая и самая низкая пирамидки. После этого пирамиды укладывают на бок и измеряют по длине. Дети выясняют, что самая высокая пирамидка оказалась самой длинной. Такие переносы делаются на палочках, листах бумаги и т. д.
Можно провести эти работы и в обратном порядке: дети сначала сравнивают предметы по длине, а после этого ставят и определяют их высоту, устанавливая, что самый длинный предмет оказался и самым высоким. Установив такую зависимость, воспитатель может во время экскурсии в лес, парк или сад показать детям поваленное дерево.
Уточнение, расширение понятий «широкий — узкий». «шире — уже» можно провести на занятиях по конструированию, во время плетения ковриков из бумаги. Воспитатель показывает различие между широкими и узкими полосками, а дети самостоятельно отбирают для своей работы нужные им полоски. Для сравнения предметов по ширине изготовляется 10 палочек одинаковой длины, но разной ширины. Таким же образом раскрываются понятия «толстый — тонкий», «толще — тоньше».
Объяснить и раскрыть пространственные понятия можно, используя игрушки— сюжетные деревянные наборы по сказкам «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и другие, позволяющие развернуть игру-драматизацию. Предварительно познакомившись со. сказками и обследовав имеющиеся фигуры, дети начинают разыгрывать сказки.
При разыгрывании сказки «Репка» воспитатель рассказывает и показывает детям построение ряда предметов, дети выясняют, что значит встать «за» дедкой, «за» бабкой, «за» внучкой.
Во время конструирования, строя дорожки, дети укладывают один за другим кирпичики. Играя в паровоз, устанавливают один за другим вагоны — стулья. Дети знакомятся на практике с понятием «ближе — дальше», прицепляя ближе к паровозу почтовый вагон, дальше — пассажирские.
Проводя драматизацию сказки «Колобок», дети знакомятся с понятием «навстречу». Понятие встречного движения очень трудно представить слепым детям, поэтому дети проводят эти упражнения на себе, двигаясь навстречу друг другу, встречаясь, здороваясь, катая шарики, сидя друг против друга.
Начиная работу по конструированию, дети уточняют понятие «слева — справа». Прежде всего воспитатель выясняет, знают ли дети правую и левую руку, правую и левую ногу, глаз, ухо.
Для закрепления и дифференцировки этих понятии воспитатель просит поднять левую руку при хлопке, правую при постукивании карандашом, взять в левую и правую руку флажок, в правую - бубенцы и т. д. Такие же упражнения ведутся на занятиях физкультурой.
В счете предметов дети опираются на свои представления о том пространстве, в котором расположены предметы, объекты счета. Слепота осложняет создание пространственных представлений у детей, нарушает у них микроориентировку — все это отрицательно сказывается на навыках счета, приводит к формальному счету, без опоры на чувственный опыт. В результате счет предметов у многих детей становится возможным только, если они держат предметы в руках. Развивая пространственные представления слепого ребенка, мы облегчаем ему пия счета предметов в ограниченном пространстве. Для этого сначала используются палочки, положенные в коробочки. Далее дается счет намагниченных палочек на металлической специальной доске из игры «Магнитные картинки». Эта доска позволяет слепому дошкольнику предварительно сориентироваться на доске, прощупать, установить, как расположены палочки, выбрать путь счета палочек. Магнитные доски позволяют воспитателю легко менять расположение палочек и направлять счет воспитанника.
Сравнение количеств предметов является необходимой работой, перед тем, как приступить к изучению натурального ряда чисел до 10 и их состава. С детьми выясняются и сравниваются понятия «много — один», «столько же». Воспитатель проводит работу по созданию у детей представления о том, что множество составляется из отдельных предметов. Для этого дети получают каждый по палочке, кубику, шишке. Воспитатель подходит к детям и просит их положить свои кубики или шишки на поднос. После того как все дети сложили предметы в кучу, воспитатель дает детям прощупать ее и говорит, что на подносе стало много шишек. Дети убеждаются, что шишек много, даже не обхватишь руками. Как же получилось так много шишек? Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждый положил но одной шишке и получилось много. Можно применить этот прием и в обратном порядке: каждый ребенок забирает с
подноса свою шишку. Было много, стало ни одной. Потом воспитатель дает детям по две коробочки, в одной много желудей, а в другой — один. Дети должны поставить вправо от себя ту коробочку, где лежит много желудей, а влево — ту, в которой один. Далее дети находят в своей игровой комнате предметы, которых много, и предметы, которых только по одному (стулья, цветы, куклы, грифели, приборы, стол воспитателя, его стул, доска, дверь и т. д.).
С понятием «столько же» воспитатель знакомит, применяя прием «наложения множеств». Для этого готовятся рельефные пособия, на которых в ряд наклеены кружки, квадратики, грибки и т. д. (изготовляется это из бумаги, разной по фактуре), и такое же количество не приклеенных кружков, квадратов и т. д.