Экскурсия на луг (конец нюня)
Программное содержание. Знакомство с травой, цветами, с использованием их в хозяйстве. Сравнение и узнавание цветов по форме лепестков и листьев, по запаху.
Ход экскурсии
Воспитатель. Дети, сегодня мы пойдем на луг, посмотрим, высокая ли трава, какие на лугу расцвели цветы. Совьем из цветов венки.
На лугу воспитатель обращает внимание детей на запах цветов, дети говорят:
— Пахнет медом.
Им предлагается осторожно походить по траве, так, чтобы не помять ее, пощупать руками, снять обувь, почувствовать ногами, какая мягкая трава. Валя говорит:
—Какая мягкая шелковистая постелька.
Дети ощупывают траву, им под руки попадают цветы: ромашки, лютики, кашка, которые они с удовольствием собирают. Нарвав цветов, дети садятся под дерево. Воспитатель обращает внимание детей на то, что под деревом почти нет травы.
Петя. Как хочется поваляться на траве.
Вова. Кататься по траве нельзя, ее будут косить, а ты помнешь ее. Когда высохнет скошенная трава, ее увезут в колхоз на фермы.
Валя. Будут кормить коров, лошадей, овец, коз.
Воспитатель. Правильно, сеном кормят домашних животных. Теперь посмотрите, какие вы сорвали цветы. По форме цветка, по лепесткам и листьям определите название цветов.
Лена. У ромашек цветок круглый, в середине мягко, а лепестки длинненькие. Я их очень люблю.
Галя. У меня клевер. Они как шарики и медом пахнут.
Петя. У лютика маленькие кругленькие лепестки, а листики разные.
Вова нашел одуванчик, дал детям, и они с удовольствием сдували пушинки, а Сережа загадал про одуванчик загадку.
— Растет на длинной ножке, в белой шапочке, ветер дунет, шапочка слетит.
Потом дети попросили сплести им веночки, воспитатель, плел и показывал детям, как нужно это делать. Сплели четыре венка, дети надели их на головы и спели песенку «Мы на луг ходили».
Экскурсии на луг проводятся также во время сенокоса, дети слушают, как косят траву, как звенит коса, ощупывают валики скошенной травы, осматривают грабли, которыми сгребают сено.
Прогулки и экскурсии проводятся по нескольку раз в одни и те же места, чтобы лучше проследить за сезонными изменениями, происходящими в природе.
Летом надо познакомить детей с такими явлениями природы, как гроза, дождь, град. Сидя на веранде, дети прислушиваются к раскатам грома, ветру, дождю, наблюдают, как из капель, стучащих по крыше, образуются ручейки, стекают с крыш И сплошным потоком тс по земле. Делятся своими впечатлениями:
Лена. Вот какая речка получилась.
Вова. Нет, это не река. В реке воды много, можно купаться.
Виталик. Этот ручей можно перепрыгнуть, он маленький, а по реке ходят пароходы, плавают на лодках. Реку не перепрыгнешь.
Любое наблюдение, проводимое с детьми, необходимо провождать показом, подробным рассказом и описанием. Содержание речи воспитателя, его интонация, выразительность и образность способствуют более точному восприятию слепым ребенком окружающего.
Во время прогулок дети узнают разные породы деревьев, сравнивают их ветки. Все хвойные деревья пне дети сначала называют елками. Нужно научить их различать сосну, ель, пихту, лиственницу. У сосны иголки длинные, жесткие, а у пихты короткие, мягкие, руки не колют; хвоя елки жесткая, колючая, короткая, i задание принести веточку пихты, ели, сосны, кти научатся правильно различать деревья по хвое, можно обратить их внимание на кору и шишки этих деревьев. Дети говорят обычно, что кора пихты гладкая, ровная, а у ели и сосны жесткая, вся в трещинах, шершавая; из трещин вытекает липучая смола с сильным запахом. Лиственные деревья дети хорошо определяют по форме листа и по коре (липа, дуб, береза, клен). Воспитатель обращает внимание на то,
что у всех хвойных деревьев иголочки, а у лиственных на веточках — листья. При узнавании хвойных деревьев (сосна, ель) дети используют обонятельные ощущения, которые помогают им контролировать осязание.
Со слепыми детьми нужно практиковать прогулки с указанием маршрута для развития ориентировки в пространстве. Например, дети должны выйти на определенную полянку, дойти до соснового бора, выйти из леса на большую дорогу и т. д. Большинство детей после постоянных упражнений в конце летнего пребывания на даче с такими заданиями справляются, они правильно ориентируются на местности, знают дорогу по ранее замеченным ориентирам.
На прогулках и экскурсиях внимание детей нужно обращать на красоту природы: много деревьев, цветов, свежий воздух, пахнут цветы и травы, хвойные деревья, липа во время цветения, поют птицы.
Необходимо знакомить детей с домашними животными и птицами и научить вести за ними наблюдения.
Наблюдения за кроликами
Программное содержание. Познакомить детей с кроликом, научить отличать его характерные признаки (длинные уши, короткий хвост, мягкая пушистая шерсть, задние ноги длиннее передних).
Ход занятия.
Воспитатель приносит 2 кроликов, и дети по очереди ощупывают их. Дается задание посмотреть, какие у кролика уши и хвост! Одного из детей спрашивают, какие у кролика уши. какой у кролика уши, хвост. (Хвост короткий, а уши длинные). Воспитатель объясняет детям, что если кролик спокоен, у него уши лежат на спине, a когда встревожен или прислушивается, он их поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на ноги кролика. (Задние ноги длиннее передних.)
Кролик ставится корм на расстоянии 2—3 метров, и дети отходят и слушают, как кролики приближаются к корму
Дети. Слышно, как кролик прыгает. Прыгает, как маленькая Олечка, так стучат его ножки.
Воспитатель. A теперь, послушайте, как кролики едят. Вы слышите, как они хрустят капустными листьями?
Дети. Да, они их грызут зубами.
Воспитатель. Теперь погладьте кролика и скажите, какая у него шерсть.
Дети. У кролика шерстка гладкая, пушистая.
Воспитатель напоминает детям, что кролика нужно гладить, как и кошку, от головы к хвосту.
После тщательного осмотра кроликов детям предлагается ответить на вопросы, показать спину, брюшко, передние, задние ноги, шею, уши, мордочку.
С дикими животными и птицами дети знакомятся по чучелам этих животных. Но так как они не всегда имеются, приходится использовать игрушки и читать детям книги о животных. Чтобы создались правильные представления, необходимо при формировании этих представлении опираться на уже имеющиеся у детей знания: сравнивать изучаемых животных с теми, которые уже известны.
Для наблюдения за ростом и развитием птиц детям можно купить однодневных цыплят. Дети с любопытством их рассматривают, берут в руки, гладят, кормят. Ведя постоянные наблюдения за цыплятами, дети могут проследить, когда появляются первые перышки, крылышки, хвосты. За ростом и развитием растений дети наблюдают на своих огородах, цветниках и в групповых комнатах, выращивают в ящиках лук, морковь, редис, салат.
Лучше ограничиваться при этом небольшим количеством объектов, чтобы наблюдения не были поверхностными.
Проводя экскурсии, занятия и прогулки для ознакомивши с окружающим, необходимо использовать соответствующий материал, известный детям из других тиков. Так как не все доступно наблюдению слепых нужно пользоваться макетами, моделями, игрушками. Например, перед экскурсией к строящемуся дому детям рассказывает о различных профессиях рабочих-строителей, о том, что сначала архитектор составляет план дома и т. д.; читают им стихи С. Баруздина «Кто построил этот дом». Экскурсии на строительство проводятся несколько раз, чтобы дети могли познакомиться с разными этапами строительных работ, сначала детям показывают строительные материалы (кирпич, цемент), дети слушают, как работает подъемный кран.
На следующих экскурсиях дети знакомятся с кладкой фундамента, стен, наблюдают отделочные работы, смотрят, как столяр вставляет рамы, двери и т. д. При проведении последней экскурсии дети наблюдают заселение нового дома жильцами: слушают, как подходят машины, выгружают вещи.
После экскурсии с детьми нужно провести бесе Отвечая на вопросы и рассказывая о виденном, дети закрепляют впечатления, полученные на экскурсии. Чтобы слепые дети получили более четкое представление о строительстве дома, проводятся специальные игры как во время занятий конструированием (см. соответствующую главу этой книги), так и во время свободных игр детей. Используя знания, полученные на экскурсии, строя дома из пластмассовых кубиков, дети более четко представляют многоэтажность домов; знакомясь с игрушечным подъемным краном, понимают, как он работает.
Экскурсии на стройки имеют большое значение для расширения содержания игр детей, они вызывают у слепых дошкольников стремление подражать трудовой деятельности взрослых, дают воспитателю возможность в играх сообщать детям дополнительные знания.
Экскурсия в магазин
Программное содержание. Познакомить детей с продуктами, продающимися в продовольственном магазине, с продавцом, кассиром, с работой, которую они выполняют.
Ход экскурсии.
Воспитатель сообщает детям о том, что они пойдут на экскурсию в продовольственный магазин, посмотрят, что там продают и кто там работает.
Придя в магазин, дети здороваются и спрашивают у продавца, есть ли в магазине конфеты. Продавец отвечает, что есть много разных конфет. Дети говорят продавцу, что им нужно купить конфеты. Продавец спрашивает, какие конфеты нужны и сколько, называет цену. Дети платят деньги в кассу и слушают, как продавец насыпает в пакет и взвешивает конфеты.
После этого дети спрашивают у продавца, что еще продается в магазине. Продавец называет продукты, показывает, как берут совками продукты из ящиков и взвешивают. Дети осматривают полки и ящики, где лежат продукты, бумажные и целлофановые пакеты.
После экскурсии дети отмечают, что продавец одет в белый халат, что он вежливо разговаривает с покупателями, что в магазине много разных продуктов.
Полученные на экскурсиях впечатления сразу же отражаются в играх детей, в лепке, в разговорах со взрослыми.