С патологией зрения о растительном мире
Как показывают исследования, направленные на изучение познавательных процессов у слабовидящих детей, нарушения зрения отрицательно влияют на процесс восприятия. Сравнительно медленно происходит у них запоминание наглядного материала, что обусловлено нечеткостью восприятия. Все это усугубляется отсутствием необходимого сенсорного опыта и затрудненностью пространственной ориентировки. Взор ребенка с патологией зрения дошкольного возраста зачастую попадает на мало существенную часть предмета. В результате не возникает четкое целостное представление о нем. Н. Г. .Морозова отмечала: «Растения, мимо которых не раз проходят слабовидящие дети, воспринимаются ими неотчетливо. Поэтому они приходят в школу с очень бедными, неясными представлениями о деревьях, листьях, цветах, травах, которые хорошо знают дети дошкольного возраста, не имеющие дефектов зрения» '.
Многие тифлопедагоги отмечают наличие диспропорций между запасом слов и образами предметов в сознании слабовидящих детей. Поэтому для правильной организации воспитательного процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения целесообразно изучить запас, характер представлений и состояние знаний у слабовидящих дошкольников. С этой целью изучались представления о садовых цветах. Воспитанникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие ты знаешь цветы?» — и опознать цветы на предметных картинках. Затем дети рассказывали все, что они узнали о том или ином цветке (название цветка предлагалось ребенку). Перечень и количество цветов были взяты нами из программы дошкольного воспитания.
Обследовались дети четырех, пяти и шести лет. Изучение показало, что слабовидящие дети отстают от нормально видящих сверстников. В их активном словаре вдвое меньше названий садовых цветов. По картинкам слабовидящие опознали в три раза меньше изображении садовых цветов, чем их сверстники с хорошим зрением. Это почти в четыре раза меньше
предусмотренного программой для их возрастной ступени. Рассказы детей о цветах показали зависимость качества описаний от возраста, приобретенного опыта и т. д. Например, у
слабовидящих дошкольников пятого года жизни (средняя группа) или отсутствуют представления о цветах, или знания еще не отдефференцировались от общего понятия «растения».
Нормально видящие сверстники в рассказах о цветах пытаются указывать на цвет, строение, стадии в развитии цветов, а иногда и используют сравнения
Слабовидящие дети шестого года жизни (старшая группа) в своих рассказах о цветах уже указывают не только на цвет, но и на строение. Но на ряду с этим у них обнаруживаются неточные знания о цветах. На этой же возрастной ступени дети слабо дифференцируют частные и общие понятия: у тюльпана «есть корешок и кругленькое, цветочек такой и листики по бокам» Рассказы нормально видящих детей этого возраста в большинстве случаев богаче, они описывают цвет, форму, размер лепестков цветка. Эти дети используют сравнения, указывают на особенности строения цветов.
Только па седьмом году жизни (подготовительная группа) некоторые из наблюдаемых нами слабовидящих детей давали характеристику цвета, формы, особенностей строения цветка и использовали при этом сравнения.
В большинстве же случаев знания о цветах у слабовидящих детей седьмого года жизни страдают вербализмом и неточностью. Эти дети часто восполняют отсутствие конкретных представлений своей фантазией.
Обнаруженные у детей пробелы в знаниях о цветах позволили предположить, что они в значительной степени обусловлены недостатками методики воспитания.
Во-первых, воспитатели не всегда имеют возможность показать растущие садовые цветы детям, так как па приусадебных участках в детских садах нет полного набора цветов, предусмотренных программой воспитания. Во время же экскурсии за пределы детского сада трудно сосредоточить внимание детей на определенном отдельном объекте изучения. Поэтому у слабовидящих дошкольников формируемые образы цветов характеризующиеся неполнотой н фрагментарностью.
Во- вторых, в ходе изучения садовых цветов детей преимущественно знакомят либо с натуральными цветами, либо с их изображениями на картине. Крайне редко практикуется одновременный показ цветов и их изображений. Такой расчлененный подход к изучению цветов приводит к недостаточному формированию у детей полных знаний и представлений о предметах.
На основе результатов изучения состояния представлений у слабовидящих дошкольников о цистах предполагается разработать рекомендации.
Опыт работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения показывает, что возникла необходимость в создании специальных условий, способствующих развитию наблюдательности у детей. И прежде всего — это обеспечение необходимых условий для зрительной работы.