Использование игр в воспитании слабовидящих дошкольников
Игра — ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Развитие игры детей с нарушениями зрения имеет свои особенности. Наблюдения показывают, например, что в игре и пятого года жизни (средняя группа) возникает много конфликтов, а также ограничено количество звеньев (1—2). Коллективная игра только зарождается. Дети в основном играют в одиночку, реже по два-три человека, мало пользуются атри6утами, сюжет игры не разворачивается, и она быстро заканчивается.
У воспитанников старшей и подготовительной групп игра несколько усложняется, однако по всем вышеизложенным характеристикам она отстает от игр нормально видящих сверстников. Особенно это выражается в использовании атрибутов игры.
Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе сводятся в основном к рассказыванию, например, о «больной дочке» и др.
Из наблюдений видно, что развитие сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями зрения задерживается из-за того, что они обладают меньшим запасом знаний и жизненных наблюдений. Это требует от воспитателя применения специальных средств руководства игрой. Особо важно обучать детей действиям с предметами на основе показа и совместной с ребенком деятельности. Сначала дети подражают действиям воспитателей, начинают проявлять самостоятельность и творческий подход к игре.
Нарушение зрения усложняет восприятие ребенком внешнего мира, развитие воображения. Поэтому в процессе игр воспитатель должен уточнять представления и знания детей, побуждать их к познанию новых предметов, обогащать опыт совместной деятельности.
В качестве иллюстраций приведем сюжетно - ролевую игру «Поликлиника». Дети использовали в игре халат, косынку, слуховую трубку, бинт, капли, пипетку, порошки, рецепты, телефон, куклы.
Воспитательница предложила ввести в игру машинку «Скорой помощи», но дети не использовали ее.
Игра заключалась в том, что врач Таня вела прием мам с больными дочками. «Врач» спокойно выслушивала жалобы матерей, давала советы. Многие мамы жаловались, что у их детей болят глаза. Одну «больную» отправила в больницу, другой — выписала капли, третьей сделала массаж, у четвертой — признала воспаление легких, у пятой — ангину. Ожидая очереди к врачу, девочки между собой беседовали, подражали взрослым: «Вы знаете, целую ночь моя дочь плохо спала, капризничала».
После приема «мамы» уносили своих больных на свежий воздух, проветривали комнаты, делами компрессы, вызывали по телефону медсестру на дом.
Характерно также, что слабовидящие дети значительно чаще обращались за помощью к воспитателю: советовались, как распределить роли в игре, как правильно выполнить определенные действия. Часть детей быстро потеряла интерес к игре. Наблюдения за игрой показывают, что она имела подражательный характер, связанный с личным опытом детей. В игру не вносились творческие элементы. Сравнивая игру слабовидящих детей с игрой нормально видящих, можно отметить, что последние играли более активно. В частности, у них отмечалось разнообразие ролей: врачи-окулисты, хирурги, отоларингологи (у слабовидящих фигурировали в основном окулисты). Игра у нормально видящих длилась дольше, в ней использовалось в полтора раза больше атрибутов.
Например, Сережа 20 минут выписывал рецепты. Затем снял халат и вышел из игры. Ира из протяжении всей игры выслушивала куклу. Ей очень нравилась слуховая трубка и действия с ней. Она постоянно требовала: «Дайте бинтик. «Станьте в очередь»,— но при этом не обращала внимания на то, выполняют ли дети эти требования. Ира сама брала бинт, что-то говорила про себя, почти не общалась с другими детьми. Лариса - «медсестра» — также полностью замкнулась в себе. Она громко беспокоилась о порядке в поликлинике: «Надо убрать, подмести. Я уберу, замету». При этом девочка не обращала внимания на играющих рядом детей. Юля «лечила» куклу, кутала ее, давала лекарства, разговаривала с ней, играла тихо и спокойно, избегая шумных детей.
Таким образом, анализ сюжетно-ролевых игр дошкольников с патологией зрения показывает, что по сравнению с подобными играми нормально видящих сверстников они слабо развернуты; в них недостаточно проявляется коллективная деятельность, мало используются атрибуты. На наш взгляд, это объясняется крайне бедным игровым опытом слабовидящих детей, особенно в коллективных сюжетно-ролевых играх.
Вместе с тем, в дошкольном учреждении создаются условия для активизации игровой деятельности воспитанников, обогащения ее содержания и форм. Это, в частности, подтверждается наблюдениями, свидетельствующими о том, что из года в год у детей старших возрастов отмечается продвижение в овладении способами и приемами игр.
Учитывая значение сюжетно-ролевых игр как средства воспитания слабовидящих детей, необходимо широко использовать их в работе дошкольных учреждении. При этом надо обеспечить обогащение детей знаниями и представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, последовательное усложнение содержания игр, обучение детей игровым приемам Для поддержания у слабовидящих детей интереса к игре и придания ей коллективного характера целесообразно непосредственное участие в игровой деятельности воспитателя. Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего развития детей с нарушениями зрения. Подвижные игры слабовидящих детей имеют некоторые особенности.
Для детей с нарушениями зрения можно использовать с незначительными изменениями почти все подвижные игры, рекомендуемые программой воспитания. При этом надо учитывать
индивидуальные возможности каждого ребенка.