Использование игр в воспитании слабовидящих дошкольников

Игра — ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Развитие игры детей с нарушениями зрения имеет свои особенности. Наблюдения показывают, например, что в игре и пятого года жизни (средняя группа) возникает много конфликтов, а также ограничено количество звеньев (1—2). Коллективная игра только зарождается. Дети в основном играют в одиночку, реже по два-три человека, мало пользуются атри6утами, сюжет игры не разворачивается, и она быстро заканчивается.

У воспитанников старшей и подготовительной групп игра несколько усложняется, однако по всем вышеизложенным характеристикам она отстает от игр нормально видящих сверстников. Особенно это выражается в использовании атрибутов игры.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе сводятся в основном к рассказыванию, например, о «больной дочке» и др.

Из наблюдений видно, что развитие сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями зрения задерживается из-за того, что они обладают меньшим запасом знаний и жизненных наблюдений. Это требует от воспитателя применения специальных средств руководства игрой. Особо важно обучать детей действиям с предметами на основе показа и совместной с ребенком деятельности. Сначала дети подражают действиям воспитате­лей, начинают проявлять самостоятельность и творческий подход к игре.

Нарушение зрения усложняет восприятие ребенком внешнего мира, развитие воображения. Поэтому в процессе игр воспитатель должен уточнять представления и знания детей, побуждать их к познанию новых предметов, обогащать опыт совместной деятельности.

В качестве иллюстраций приведем сюжетно - ролевую игру «Поликлиника». Дети использовали в игре халат, косынку, слуховую трубку, бинт, капли, пипетку, порошки, рецепты, телефон, куклы.

Воспитательница предложила ввести в игру машинку «Скорой помощи», но дети не использовали ее.

Игра заключалась в том, что врач Таня вела прием мам с больными дочками. «Врач» спокойно выслушивала жалобы матерей, давала советы. Многие мамы жаловались, что у их детей болят глаза. Одну «больную» отправила в больницу, дру­гой — выписала капли, третьей сделала массаж, у четвертой — признала воспаление легких, у пятой — ангину. Ожидая очере­ди к врачу, девочки между собой беседовали, подражали взрос­лым: «Вы знаете, целую ночь моя дочь плохо спала, капризни­чала».

После приема «мамы» уносили своих больных на свежий воздух, проветривали комнаты, делами компрессы, вызывали по телефону медсестру на дом.

Характерно также, что слабовидящие дети значительно ча­ще обращались за помощью к воспитателю: советовались, как распределить роли в игре, как правильно выполнить определенные действия. Часть детей быстро потеряла интерес к игре. Наблюдения за игрой показывают, что она имела подража­тельный характер, связанный с личным опытом детей. В игру не вносились творческие элементы. Сравнивая игру слабовидя­щих детей с игрой нормально видящих, можно отметить, что последние играли более активно. В частности, у них отмечалось разнообразие ролей: врачи-окулисты, хирурги, отоларингологи (у слабовидящих фигурировали в основном окулисты). Игра у нормально видящих длилась дольше, в ней использовалось в полтора раза больше атрибутов.

Например, Сережа 20 минут выписывал рецепты. Затем снял халат и вышел из игры. Ира из протяжении всей игры выслушивала куклу. Ей очень нравилась слуховая трубка и дейст­вия с ней. Она постоянно требовала: «Дайте бинтик. «Станьте в очередь»,— но при этом не обращала внимания на то, выполня­ют ли дети эти требования. Ира сама брала бинт, что-то говорила про себя, почти не общалась с другими детьми. Лариса - «медсестра» — также полностью замкнулась в себе. Она гром­ко беспокоилась о порядке в поликлинике: «Надо убрать, под­мести. Я уберу, замету». При этом девочка не обращала внимания на играющих рядом детей. Юля «лечила» куклу, кутала ее, давала лекарства, разговаривала с ней, играла тихо и спокойно, избегая шумных детей.

Таким образом, анализ сюжетно-ролевых игр дошкольников с патологией зрения показывает, что по сравнению с подобны­ми играми нормально видящих сверстников они слабо развер­нуты; в них недостаточно проявляется коллективная деятель­ность, мало используются атрибуты. На наш взгляд, это объяс­няется крайне бедным игровым опытом слабовидящих детей, особенно в коллективных сюжетно-ролевых играх.

Вместе с тем, в дошкольном учреждении создаются условия для активизации игровой деятельности воспитанников, обога­щения ее содержания и форм. Это, в частности, подтверждается наблюдениями, свидетельствующими о том, что из года в год у детей старших возрастов отмечается продвижение в овладении способами и приемами игр.

Учитывая значение сюжетно-ролевых игр как средства воспитания слабовидящих детей, необходимо широко использовать их в работе дошкольных учреждении. При этом надо обеспечить обогащение детей знаниями и представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, последовательное усложнение содержания игр, обучение детей игровым приемам Для поддержания у слабовидящих детей интереса к игре и придания ей коллективного характера целесообразно непосредственное участие в игровой деятельности воспитателя. Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего развития детей с нарушениями зрения. Подвижные игры слабовидящих детей имеют некоторые особенности.

Для детей с нарушениями зрения можно использовать с незначительными изменениями почти все подвижные игры, рекомендуемые программой воспитания. При этом надо учитывать

индивидуальные возможности каждого ребенка.

Наши рекомендации