Психолого-педагогическое изучение
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ
Рациональная организация обучения и воспитания детей с патологией зрения в специальном дошкольном учреждении возможна при правильном понимании структуры дефекта
Каждого ребенка: состояния зрения, отклонений, обусловленных зрительной недостаточностью, различных сопутствующих нарушений.
Исследованиями офтальмологов доказано, что снижение остаточного зрения зачастую сопряжено с нарушениями фиксации взора, недоразвитием моторных функций глаза, отклонениями в развитии его адаптационных функций, сужением полей зрения и т. д.
В результате этого нарушается процесс зрительного восприятия,что приводит к обеднению предметных и пространственных представлений. Дети с резко сниженной остротой зрения
испытывают трудности при ориентировке в пространстве из-за боязни движений.
В связи с этим задерживается координация движений, формирование двигательных навыков.
Сказанное выше предопределяет некоторые трудности в процессе воспитания детей с патологией зрения. Эти трудности особенно ощутимы на начальном этапе пребывания детей в дошкольномучреждении. В большинстве случаев они поступают в детский сад, не обладая элементарной подготовкой в области самообслуживания, коллективной жизни и деятельности.
Опыт работы специализированных дошкольных учреждений показывает, что успешность воспитания детей с патологией зрения может быть достигнута при условии учета особенностей
физического развитии этих детей.
Поэтому возникает необходимость изучения каждого поступающего ребенка.
С этой целью нами разработана индивидуальная карта развития ребенка с патологией зрения.
С помощью этой карты на основе сопоставления сформированных у детей знании, умении, навыков и способов действий с предусмотренными программой массового детского сада для каждой возрастной ступени выявляются пробелы и особенности развития каждого ребенка.
Учитывая данные, полученныев результате обследования тифлопедагог составляет перспективный план индивидуальной и подгрупповой коррекционно-воспитательной работы на год.
При подготовке к индивидуальным коррекционно-воспитательным занятиям необходимо также учитывать трудности,которые испытывают отдельные, дети при изучении конкретного программного материала. Сведения об этом тифлопедагог получает от воспитателей, фиксирующих свои наблюдениявспециальной тетради.
Врач-офтальмолог записывает в тетрадь данные о состояниизрения каждого ребенка, допустимой единовременной зрительной нагрузке, величине, форме, цвете инаправлении движения объектов изучения.
Тифлопедагог рекомендует определенную методику индивидуальнойработы по преодолению трудностей и отставания детей, вспомогательные игры, виды наглядных пособий ит. д.
Для достижения эффективностив воспитании детей важно,чтобы существовало единое мнение у врача-офтальмолога, воспитателя и тифлопедагога в отношении средств воздействия на слабовидящего ребенка. Целесообразно также знакомить родителей с применяемой в детском саду методикой коррекционно-воспитательной работы.
При поступлении в специализированноедошкольное учреждениедля детей с патологией зрения ребенок обследуется врачом - офтальмологом, тифлопедагогом по специальной карте обследования.
Значительное место в этой карте отводится выявлению представлений об окружающем мире, сенсорному и речевому развитию, а также изучению состояния трудовых и двигательных
навыков.
Представления детей об окружающем мире выявляются путем предъявления ребенку заданий.
В случае, если он не справляется с ними, дается задание из программы более младшей возрастной группы
Игровая деятельность изучается путем наблюдения за поведением ребенка в свободное от занятий время.
Речевое развитие воспитанников изучается по общепринятой логопедической методике обследования.
Понимание смысла слов проверяется путем включения их в разговорную речи (расскажи о «раме», «ране», «осе», «ноше», «дыме» и т. д.).
Словарный состав и грамматический строй устной речи изучается в процессе непринужденнойбеседы с ребенком.
Развитие трудовых и двигательных навыков осуществляется путем наблюдений за трудовой деятельностью ребенка.
При обследовании ребенка выявленные у него представления, умения и навыки отмечаются путем подчеркивания в соответствующихразделах карты.
Ниже прилагается примерная карта обследования ребенка, поступающего в специализированное дошкольное учреждение.