Психолого-педагогическое изучение

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

Рациональная организация обучения и воспитания детей с патологией зрения в специальном дошкольном учреждении возможна при правильном понимании структуры дефекта

Каждого ребенка: состояния зрения, отклонений, обусловленных зрительной недостаточностью, различных сопутствующих нарушений.

Исследованиями офтальмологов доказано, что снижение остаточного зрения зачастую сопряжено с нарушениями фиксации взора, недоразвитием моторных функций глаза, отклонениями в развитии его адаптационных функций, сужением полей зре­ния и т. д.

В результате этого нарушается процесс зрительного восприятия,что приводит к обеднению предметных и пространственных представлений. Дети с резко сниженной остротой зрения

испытывают трудности при ориентировке в пространстве из-за боязни движений.

В связи с этим задерживается координация движений, формирование двигательных навыков.

Сказанное выше предопределяет некоторые трудности в процессе воспитания детей с патологией зрения. Эти трудности особенно ощутимы на начальном этапе пребывания детей в дошкольномучреждении. В большинстве случаев они поступают в детский сад, не обладая элементарной подготовкой в области самообслуживания, коллективной жизни и деятельности.

Опыт работы специализированных дошкольных учреждений показывает, что успешность воспитания детей с патологией зрения может быть достигнута при условии учета особенностей

физического развитии этих детей.

Поэтому возникает необходимость изучения каждого поступающего ребенка.

С этой целью нами разработана индивидуальная карта развития ребенка с патологией зрения.

С помощью этой карты на основе сопоставления сформиро­ванных у детей знании, умении, навыков и способов действий с предусмотренными программой массового детского сада для каждой возрастной ступени выявляются пробелы и особенности развития каждого ребенка.

Учитывая данные, полученныев результате обследования тифлопедагог составляет перспективный план индивидуальной и подгрупповой коррекционно-воспитательной работы на год.

При подготовке к индивидуальным коррекционно-воспитательным занятиям необходимо также учитывать трудности,ко­торые испытывают отдельные, дети при изучении конкретного программного материала. Сведения об этом тифлопедагог по­лучает от воспитателей, фиксирующих свои наблюдениявспе­циальной тетради.

Врач-офтальмолог записывает в тетрадь данные о состояниизрения каждого ребенка, допустимой единовременной зрительной нагрузке, величине, форме, цвете инаправлении движения объектов изучения.

Тифлопедагог рекомендует определенную методику индиви­дуальнойработы по преодолению трудностей и отставания де­тей, вспомогательные игры, виды наглядных пособий ит. д.

Для достижения эффективностив воспитании детей важно,чтобы существовало единое мнение у врача-офтальмолога, воспитателя и тифлопедагога в отношении средств воздействия на слабовидящего ребенка. Целесообразно также знакомить ро­дителей с применяемой в детском саду методикой коррекционно-воспитательной работы.

При поступлении в специализированноедошкольное учреждениедля детей с патологией зрения ребенок обследуется врачом - офтальмологом, тифлопедагогом по специальной карте обследования.

Значительное место в этой карте отводится выявлению представлений об окружающем мире, сенсорному и речевому развитию, а также изучению состояния трудовых и двигательных

навыков.

Представления детей об окружающем мире выявляются путем предъявления ребенку заданий.

В случае, если он не справляется с ними, дается задание из программы более младшей возрастной группы

Игровая деятельность изучается путем наблюдения за поведением ребенка в свободное от занятий время.

Речевое развитие воспитанников изучается по общепринятой логопедической методике обследования.

Понимание смысла слов проверяется путем включения их в разговорную речи (расскажи о «раме», «ране», «осе», «ноше», «дыме» и т. д.).

Словарный состав и грамматический строй устной речи изучается в процессе непринужденнойбеседы с ребенком.

Развитие трудовых и двигательных навыков осуществляется путем наблюдений за трудовой деятельностью ребенка.

При обследовании ребенка выявленные у него представле­ния, умения и навыки отмечаются путем подчеркивания в соот­ветствующихразделах карты.

Ниже прилагается примерная карта обследования ребенка, поступающего в специализированное дошкольное учреждение.

Наши рекомендации