IV. Общие выводы о состоянии подготовленности ребенка к школе
1. Физическая готовность.
2. Умственная готовность.
3. Личностная готовность.
Материалы специального исследования и данные передового педагогического опыта позволяют определить основные пути повышения эффективности коррекционной работы в специальных дошкольных учреждениях.
1. Знание и учет психофизических особенностей каждого ребенка, а именно:
- диагноза зрительного заболевания,
- остроты центрального зрения,
- поля зрения,
- состояния фиксации,
- характера зрения,
- допустимой зрительной нагрузки,
- различных противопоказаний;
- вторичных нарушений, обусловленных зрительной недостаточностью (неточность или отсутствие представлений о предметах, двигательная пассивность, неуверенность в себе и др.),
- сопутствующих нарушений (расстройство слуха, речи, двигательной сферы и др.).
2. Соблюдение охранного режима:
а) обеспечение оптимального освещения помещений и игровых зон;
б) размещение игрового и дидактического материала на уровне глаз детей, на расстоянии, рекомендуемом дли каждого из них;
в) чередование видов деятельности с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы.
3. Создание необходимой материальной базы для оснащения педагогического процесса:
а) накопление наглядного раздаточного материала из расчета на каждого ребенка;
б) оборудование уголков природы для наблюдения за растениями и животными на близком расстоянии.
4. Соблюдение преемственности и связи в работе воспитателей, учителей-дефектологов, медицинского персонала и родителей; согласованности действий; выполнение общих
требований и рекомендаций.
Обеспечение компенсаторно-коррекционной направленности каждого педагогического мероприятия, прогнозирование коррекционных моментов при планировании, подборе оборудования, при выборе методических приемов на занятиях, прогулках и т.
Как показывают многолетние наблюдения за деятельностью слабовидящих дошкольников, усиление компенсаторно – коррекционной направленности педагогических воздействий оказывает положительное влияние на формирование у этих детей различных сторон готовности к обучении в школе. Так, за два года пребывания в специальном дошкольном учреждении наметились положительные сдвиги в состоянии умственной готовности слабовидящих детей, к школе. Если высокого уровня развития способов умственной деятельности достигли 10,8% слабовидящих выпускников специального детского сада, не прошедших подготовку к школе по пашей системе, то в экспериментальных группах, прошедших такую подготовку, этого уровня достигли 60% детей. Остальные находились на среднем уровне развития. Низкий и очень низкий уровни, которые в контрольных группах отмечались у 47,5°/о детей, в экспериментальных группах не были выявлены вовсе.
Целенаправленная работа по формированию познавательной самостоятельности стимулировала многократное включение каждого ребенка в поисковую деятельность, пробуждала познавательный интерес к окружающему предметному миру, вселяла уверенность в свои силы. Даже педагогически запущенные дети, безразлично относившиеся к познавательным заданиям, нуждавшиеся в постоянной опеке со стороны педагога, к концу экспериментального обучения охотно принимали помощь, обращались с вопросами по поводу выполнения задания, стремились его выполнить как можно лучше, заслужить похвалу педагога.
Особенно высокие результаты были достигнуты в формировании эмоциональной и волевой готовности детей к школе. Коллективистская направленность, самостоятельность, эмоциональная отзывчивость, умение подчинить свои желания правилам и требованиям школы выгодно отличали большинство выпускников экспериментальных групп от детей, не проходивших специальной подготовки к школе. Обучаясь и школе, эти дети успешнее адаптировались к новым условиям, легче переносили ломку динамических стереотипов, связанную с изменением соотношения основных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), лучше общались, увереннее себя чувствовали.
Это подтверждает продуктивность и перспективность наложенных в пособии рекомендаций.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.