IV. Общие выводы о состоянии подготовленности ребенка к школе


1. Физическая готовность.

2. Умственная готовность.

3. Личностная готовность.

Материалы специального исследования и данные пере­дового педагогического опыта позволяют определить основ­ные пути повышения эффективности коррекционной ра­боты в специальных дошкольных учреждениях.

1. Знание и учет психофизических особенностей каж­дого ребенка, а именно:

- диагноза зрительного заболевания,

- остроты центрального зрения,

- поля зрения,

- состояния фик­сации,

- характера зрения,

- допустимой зрительной нагрузки,

- различных противопоказаний;

- вторичных нарушений, обусловленных зрительной недостаточностью (неточность или отсутствие представлений о предметах, двигательная пас­сивность, неуверенность в себе и др.),

- сопутствую­щих нарушений (расстройство слуха, речи, двигательной сферы и др.).

2. Соблюдение охранного режима:

а) обеспечение оптимального освещения помещений и игровых зон;

б) размещение игрового и дидактического материала на уровне глаз детей, на расстоянии, рекомендуемом дли каждого из них;

в) чередование видов деятельности с опорой на зри­тельный, слуховой и двигательный анализаторы.

3. Создание необходимой материальной базы для ос­нащения педагогического процесса:

а) накопление наглядного раздаточного материала из расчета на каждого ребенка;

б) оборудование уголков природы для наблюдения за растениями и животными на близком расстоянии.

4. Соблюдение преемственности и связи в работе воспи­тателей, учителей-дефектологов, медицинского персонала и родителей; согласованности действий; выполнение общих
требований и рекомендаций.

Обеспечение компенсаторно-коррекционной направ­ленности каждого педагогического мероприятия, прогно­зирование коррекционных моментов при планировании, под­боре оборудования, при выборе методических приемов на занятиях, прогулках и т.

Как показывают многолетние наблюдения за деятельностью слабовидящих дошкольников, усиление компенсаторно – коррекционной направленности педагогических воз­действий оказывает положительное влияние на формирова­ние у этих детей различных сторон готовности к обуче­нии в школе. Так, за два года пребывания в специальном дошкольном учреждении наметились положительные сдви­ги в состоянии умственной готовности слабовидящих детей, к школе. Если высокого уровня развития способов умст­венной деятельности достигли 10,8% слабовидящих выпуск­ников специального детского сада, не прошедших подго­товку к школе по пашей системе, то в экспериментальных группах, прошедших такую подготовку, этого уровня до­стигли 60% детей. Остальные находились на среднем уров­не развития. Низкий и очень низкий уровни, которые в контрольных группах отмечались у 47,5°/о детей, в экспери­ментальных группах не были выявлены вовсе.

Целенаправленная работа по формированию познава­тельной самостоятельности стимулировала многократное включение каждого ребенка в поисковую деятельность, пробуждала познавательный интерес к окружающему предметному миру, вселяла уверенность в свои силы. Даже педагогически запущенные дети, безразлично относившиеся к познавательным заданиям, нуждавшиеся в постоянной опеке со стороны педагога, к концу экспериментального обучения охотно принимали помощь, обращались с вопросами по поводу выполнения задания, стремились его выполнить как можно лучше, заслужить похвалу педагога.

Особенно высокие результаты были достигнуты в формировании эмоциональной и волевой готовности детей к школе. Коллективистская направленность, самостоятель­ность, эмоциональная отзывчивость, умение подчинить свои желания правилам и требованиям школы выгодно отлича­ли большинство выпускников экспериментальных групп от детей, не проходивших специальной подготовки к школе. Обучаясь и школе, эти дети успешнее адаптировались к новым условиям, легче переносили ломку динамических стереотипов, связанную с изменением соотношения основ­ных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), луч­ше общались, увереннее себя чувствовали.

Это подтверждает продуктивность и перспективность наложенных в пособии рекомендаций.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Наши рекомендации