Развитие аналитического восприятия цвета

Цел ь: формирование зрительного анализа цветовых сочетаний.

1. Раскрась радугу и предметы (цветовые образцы), изображенные рядом с каждой полоской радуги. Выполнив задание, расскажи о каждой радужной полоске, пользуясь срисованным предметом (цветовым образцом). Пригова­ривай так:

«Радуга вначале красная, как знамя (показывай флажок).

Как морковь, оранжевая в небе радуга (показывай морковь и полоску радуги).

Желтая, как солнышко, золотое пламя (показывай coлнышко)

Радуга зеленая, как в лугах трава (показывай на траву).

Голубая радуга, незабудке словно (показывай незабудку)

Синяя, как небо в дальней вышине (показывай небо).

А в конце фиалкой светится лиловый ( показывают фиалку).

2. Посмотри на радугу и предметы, нарисованные возле полосок. Отыщи на столе рисунки предметов, которые подходят по цвету к нарисованным. Приклей их аккуратно рядом (возле флажка — звездочку, красный мак, рябину, земляничку и т. д.;

возле солнышка — одуванчик, подсол­нух ).

Вслушайся, какможно рассказывать о первом цвете радуги: «Первая полоска у радуги красная, как знамя». Рас­скажи так же о второй полоске, третьей и т. д., выбирай на картинках подходящие предметы для сравнения.

3. Какие растения цветут белым цветом? Отбери кар­тинки

- ромашки,

- ландыша,

- подснежника,

- черемухи,

- жасми­на,

- цветков вишни,

- сливы

4. Почему так говорят: «Как молоком облитые, стоят сады вишневые?» Что это означает?

5. Отыщи на клумбах (во время экскурсии, прогулки) или и альбоме красные цветы. Назови их.

Игра «Чей оторван лепесток?» Нескольким детям раздаются лепестки oт садовых цветов. Дети по команде ведущего отправляются на поиски нужных цветов. Выигрывает тот ребенок, который первым отыщет все растения и «свернет» им оторванные лепестки. (В помещении вместо клумбы можно использовать метки цветов, букеты и, в крайнем случае, изображения).

6. Угадай по описанию цветок. «На стройной зеленой ножке красный бокал зацвел» (тюльпан), «Зовут ее крас­ной и белой, розовой, чанной, царицей цветов зовут (ро­за), «Он зеленый, пока спит. Проснется — солнышко горит» (одуванчик).

7. Отыщи на картинках и назови сначала растения, которые цветут светло-розовым цветом (яблони, абрико­сы), потом темно-розовым (персики, шиповник, розы).

8. У каких растений семена темные? Отбери их и назови (у мака, щавеля, яблони, груши и т. д.).

9. У каких растений семена светлые? Отбери их из кол­лекции семян и назови (у помидора, гороха, лимона, тыквы).

10. Отыщи па картинках изображения предметов - отгадок к загадкам, нарисуй предметы-отгадки.

Развитие форморазличения

Усвоение геометрических образцов (фигур) для определения формы предметов

1. Отыщи среди геометрических фигур треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник.

Цель: усвоение названий геометрических фигур; раз­витие полисенсорных взаимосвязей (содружественных движений руки и глаза).

2. Разложи геометрические фигуры на салфетках под­ходящей формы. Клади и приговаривай так: «На косынку сложи треугольники самые разные: синие, желтые, красные, маленькие и большие»; «На квадратную салфетку все квадраты положу самые разные: синие, желтые, красные, маленькие и большие»; «На большом круге сложу все

кружки самые равные: синие, желтые, красные, маленькие и большие»

3. Найди на ощупь эти фигуры в «чудесном мешочке».

Ощупывай каждую фигурку кончиками пальцев по контуру. Сколько поворотов (углов) у треугольника? квадратa? овала? круга? Приговаривай так: «Вот фигура. Обво­жу — три угла и ней нахожу. Это треугольник»; «Вот фигу­ра. Обвожу — угла не нахожу. Это круг или овал», «Может, круг под груз попал, сплюснулся — овальным стал».

4. Игра «Положи на место». В игре принимает участие несколько человек. Перед каждым играющим рамка Монтессори и набор геометрического материала для заполне­ния отверстий рамки. По команде ведущего дети заполняют отверстия рамки подходящими геометрическими фигурками. Выигрывает ТОТ, КТО первый правильно отыскал «домик» для каждой фигурки.

5. Обведи контуры геометрических фигур. Заштрихуй их, не выходя за пределы контуров.

Цел ь: развитие перцептивной активности сохранных анализаторов (осязания, кинестезии, остаточного зрения).

6. Отгадай но описанию, какая это геометрическая фигура

Цель: уточнение представлений о форме геометриче­ских фигур, развитие воссоздающего воображения.

« Вот я нащупала в мешочке фигурку, обвожу ее во­круг нахожу в ней три острых угла» (треугольник). «А и лип фигурке ни одного острого поворота, только вытянута она, как яйцо» (овал). «А вот еще фигура. Веду ни контуру долго - встречаю прямой угол, делаю поворот, веду недолго — снова угол, дальше вновь долгая дорога, как в начале пути, еще угол, еще веду недолго — конец пути» (прямоугольник).

7. Отыщи в мешочке такую же по форме фигуру, какую видишь на столе. Назови ее и опиши.

8.Отыщи на столе такое же фигурку, какую нашел на ощупь в «чудесном мешочке». Назови ее и расскажи о ней.

Цель: развитие умений совместно использовать зри­тельное и осязательное восприятие. Овладение способом сопоставления формы предметов с геометрическими образ­цами.

Наши рекомендации