Организационные и психолого-педагогические предпосылки компенсаторно-коррекционной работы
Отмеченные выше отставания в развитии готовности слабовидящих детей к школе, в первую очередь, связаны с недостаточной сформированностью у них компенсаторных приспособлений. Поэтому возникает необходимость в специальной работе, направленной на создание условий, способствующих формированию у этих детей компенсаторных процессов и создающих психологическую базу для профилактики появления вторичных отклонений в развитии. Это предполагает компенсаторно-педагогическую направленность всей системы работы педагогов - дефектологов, что означает вооружение видящего ребенка способами
действий, которые обеспечат ему безболезненное вхождение в коллективную учебную деятельность в условиях классно-урочной школьной системы.
Опыт экспериментального обучения и воспитания детей с патологией зрения показывает, что наиболее эффективно формирование способов познавательной деятельности обеспечивается путем целенаправленного развития у детей познавательной самостоятельности. Понятие «познавательная самостоятельность» в психологии определяется как «готовность своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность». Этот термин чаще всего употребляется по отношению к детям школьного возраста, поскольку осуществить познавательно-поисковую деятельность можно только при наличии хорошо сформированных способов умственной деятельности, которыми дошкольник еще не владеет. В дошкольной педагогике исследовались возможности детей в области познавательной самостоятельности и были получены положительные результаты
Анализируя положительный опыт, а также исследования в области формирования познавательных интересов у детей с нарушениями зрения, мы заметили, что в основе формирования познавательной самостоятельности и познавательных интересов лежит умение осуществлять поисковую деятельность. Но, по данным И. Г. Морозовой, для организации у детей познавательной деятельности поискового характера необходимо готовить «почву». При этом период «подготовки почвы» у детей с нарушениями зрения занимает значительно больше времени, чем у детей с нормальным зрением.
Учитывая это обстоятельство, в процессе экспериментального обучения мы пытались сначала включать детей в совместную с педагогом, а позднее и в самостоятельную поисковую деятельность. Детям с патологией зрения на этой возрастной ступени (седьмой год жизни) оказалась доступной подобная работа. Более того, с каждым новым занятием мы убеждались, что в процессе такой деятельности у ребенка вырабатывается познавательная позиция по отношению к окружающему миру. Дети учились извлекать познавательную информацию из увиденного и услышанного, их восприятие приобретало более целенаправленный характер.
Это в значительной мере позволяет преодолеть, а иногда и предупредить появление таких недостатков в развитии детей, как неуверенность в себе, низкая познавательная активность, постоянная потребность в опеке взрослых.
Кроме того, в результате систематической работы, направленной на формирование познавательной самостоятельности, в процессе ПОИСКОВОЙ деятельности у детей с патологией зрения пробуждается стойкий познавательный интерес, как к окружающему предметному миру, так и к предстоящей учебной деятельности в школе.
Что же означает процесс «подготовки почвы» к поисковой деятельности у детей с нарушенным зрением?
В силу своих психофизических особенностей эти дети быстро утомляются, в особенности при однообразной деятельности, что обусловливает необходимость чередования видов деятельности с опорой на зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Природная любознательность детей зачастую бывает притуплена. То, что обычно привлекает непосредственное внимание зрячего, для слабовидящего может оказаться тусклым и незаметным. Поэтому работу с этими детьми следует начинать с пробуждения у них положительного эмоционального отношения к предмету деятельности и к окружающим их людям.
Для этого необходимо обеспечить достаточную материальную базу (оборудовать и эстетически оформить помещения с учетом требований по охране остаточного зрения детей). Каждый уголок и групповой комнате должен привлекать внимание слабовидящего ребенка, пробуждать в нем радостные ощущения и познавательные потребности. Внешний вид педагога, его ГОЛОС, ТОН должны быть приятными, располагающими ребенка к доверительному отношению. Особенно нетерпимы нервозность и раздражительность, недовольство по поводу незнания, непонимания и неумения ребенка заниматься той или иной деятельностью. Тифлопедагог обязан внимательно разобраться в каждом случае, выявить причины отрицательной реакции ребенка и постараться их ликвидировать или смягчить.
При подборе игрового и дидактического материала для оформления групповых и специальных комнат для подгрупповых и индивидуальных занятий следует учитывать
такие требования, обусловленные психофизическими особенностями детей с нарушениями зрения:
- соответствие материала содержанию программы детского сада для данной возрастной группы, а также реальному СОСТОЯНИЮ знаний и представлений детей, выявленному и результате индивидуального обследования каждого ребенка;
- реалистичность объектов и их изображений, доступность материала для восприятия каждым ребенком с патологией зрения; педагогическая целесообразность материала (возможность многократного его использования в разных видах деятельности, с разными коррекционно-воспитательными целями);
- внешняя привлекательность и эстетичность;
- системность при отборе материала (комплектование объектов из расчета на каждого ребенка; предпочтение пособий, раскрывающих динамику развития предмета, процесса, явления и т. д.);
- адаптация отбираемого материала к особенностям детей с ослабленным зрением (исключение лишних деталей, усиление контрастности изображения, озвучивание).
Важнейшим требованием является также удобное размещение материала на уровне глаз детей и ознакомление с ним па оптимальном для каждого ребенка расстоянии, при рекомендуемой освещенности (дли близоруких—500 люксов и выше, для детей с заболеваниями преломляющих сред глаза (роговицы и хрусталика) — 40—80 люксов). Детей, страдающих светобоязнью, необходимо знакомить с дидактическими пособиями в защищенном от яркого света месте.
Первоочередная задача специального дошкольного учреждения — обеспечить оптимальную освещенность помещений. Столы следует размещать возле светонесущей степы на расстоянии 0,5 м, чтобы свет падал слева. Для создания условий лучшего видения нужно использовать дополнительные светильники, мольберты, подставки на столах у детей. На окнах и i руинах рекомендуются шторы белого цвета, дающие спокойный рассеянный свет и не пропускающие прямых солнечных лучей.
Заслуживает внимания опыт передовых педагогов специальных дошкольных учреждений для детей с патологией зрения, которые в группах имеют аквариумы, «сад на окошке» и привлекают своих воспитанников к уходу зарастениями и мелкими животными. Слабовидящие дети получают возможность наблюдать на близком расстоянии за поведением, привычками, повадками животных, следить зa прорастанием семян, видеть динамику развития и роста представителей животного и растительного мира. С этой же целью на территории специального детского сада высаживают и сеют по возможности все те растения (деревья, кустарники, цветы, травы и т. п.), названия которых упоминаются в программе детского сада. Это даст возможность проводин» наблюдения за ИХ ростом, цветением и созреванием плодов. Кроме того, дети с патологией зрения научатся узнавать их по различным признакам, существенным для ТОГО ИЛИ ИНОГО времени года. На примере наблюдаемых растений дети сумеют осознать простейшие закономерности жизни растительного и животного мира, обусловленные сезонными изменениями в природе.
Все они создаст «внешнюю почву» для пробуждения положительного эмоционального отношения к окружающему, стимулирует перцептивную активность ребенка с недостаточным зрением, обогащает его представлений четкими конкретными образами окружающего предметного мира.
Таким образом, совершенствование подготовки слабовидящих детей к школе предполагает в первую очередь обеспечение организационных и психолого-педагогических предпосылок для осуществления компенсаторно - коррекционной работы в специальном дошкольном учреждении, а именно:
- создание необходимых условий для организации полноценной познавательной деятельности при наличии зрительной недостаточности,
-психологических условий, пробуждающих у ребенка положительные эмоции и интерес к предмету предстоящей деятельности.