Как научить слепого ребенка говорить


Мать и близкие люди свое общение с незрячим ребенком должны строить так, чтобы предупредить отставание в его речевом развитии, отмечающиеся у незрячих многими специалистами. Это входит в профилактические мероприятия, обеспечивающее нормальное психическое (в том числе и речевое) развитие ребенка.

Общение на всех этапах раннего развития — основное условие развития речи ребенка. С самого раннего возраста общайтесь с ним, вызывая ответную реакцию. Слепой малыш лежит в кроват­ке, не реагируя на окружающий мир, — склонитесь к нему, гово­рите ласковые слова, модулируя (играя) голосом. Приучайте его к тому, что через ваш голос и интонацию к нему идет теплота, радость. Поднимайте при этом его ручку и подносите ее к вашему лицу, поглаживайте его ручкой свое улыбающееся лицо с расслаб­ленной мускулатурой. Ваша настойчивость приведет к ответной реакции ребенка. Он улыбнется. Своей теплой рукой, добрыми пальцами помогите ему удержать эту улыбку и расслабить мыш­цы его лица. У ребенка появится рефлекторная тяга к подража­нию. Именно она и манипулятивные действия в последующем по­могут сформировать предречевые

реакции, а потом и речь.

Ребенок начинает гулить. Делайте это вместе с ним, тем са­мым, активизируя его ответную реакцию. Не забывайте о добрых и выразительных интонациях. Соедините процесс гуления как вы­ражение доброго расположения ребенка с манипулированием подвешенными над кроваткой игрушками. Делайте это своей и его рукой. Игрушки слепому ребенку старайтесь подбирать звучащие.

В период лепета утверждайте, подтверждайте, ласкайте слух ребенка своей речью, но сами не переходите на его лепетную «речь». Иначе вы будете стимулировать лепет и надолго задержи­те развитие на этой стадии.

Говорите с ребенком нормально, расширяя по мере возможно­сти его круг общения с окружающим миром, выражая своими интонациями отношение к предметам, которые вы начинаете вводить в обиход ребенка. Они должны быть достаточно досягаемыми для него. Взяв ребенка на руки, пройдитесь по комнате, держа его ручку в своей, поглаживайте, ощупывайте предметы, называя их. Он будет при этом гулить. Поддерживайте его, поощряйте мягки­ми выражениями «да», «вот», «хорошая» и т. д. Если сре­ди окружающих предметов есть звучащие, то старайтесь подражать их звучанию. Играйте голосом, т. е. меняйте тембр, модуля­цию, его направление.

Всеми этими действиями вы разрушаете стену, которая стоит между слепым ребенком и окружающим миром, и насыщаете его информативный «голод». Вы оречевляете окружающий мир. По этому пути следуйте и на этапе овладения собственно речью. Но при этом не используйте «пустых» слов, за которыми нет реаль­ного мира, иначе в последующем это может вызвать вербализм его знаний, т. е. ребенок научится множеству слов, не зная что за этим стоит. На данном этапе не увлекайтесь тренажом звуков. Незрячий ребенок, как и всякий другой, должен пройти этап возрастного физиологического косноязычия. Звук приобретает смысл только в слове. Пускай даже этим словом будет звуковое или слоговое обозначение. Например: гудение — «у—у—у», течение струи воды— «с—с—с», передачи игрушки в руки — «на» и т. д..

Последующие возможные звуковые нарушения ребенка вы бу­дете предупреждать в общении с ним с помощью своей чистой речи, чистым говорением. Условия, которые обеспечивают нор­мальный ход речевого развития, предусматривают развитие и не­речевых процессов, имеющих значение для речевой функциональ­ной системы.

Ваш ребенок слепой или слабовидящий? Помогите ему в раз­витии общей моторики. Вместе с ним походите от окна к двери, размахивая правой и левой рукой, покатайте мяч от руки к руке, вытягивайте руку вперед, назад, вниз, над головой. Перело­жите флажок из руки в руку. Покажите вес эти упражнения, а потом дайте задание.

Развивайте моторику рук ребенка. Для этого у вас дома долж­ны быть «волшебные мешочки» с предметами разной величины, которые ребенок будет тренироваться доставать и называть. При­обретите мозаику различной величины, бусы, пирамидки различ­ной сложности, матрешки. Нужны точность, ускорение темпа их разборки и сборки. Вместе с ребенком вы говорите, что он дела­ет. Па последующих этапах он сам оречевляете свои действия.

Не забывайте о развитии речевой моторики, мимики и жести­куляции. Выполняйте следующие упражнения: помогите ребенку вытянуть губы вперед, сделать улыбку; уложить широкий — узкий язык; поднять кончик языка' вверх на верхние зубы и верхнюю гу­бу, уложить его на нижнюю губу; покачать язык «маятником» и поиграть им в «болтушку». Делайте все это в игровой форме, про­длевая время каждого упражнения и переключая движения губ и языка. Поглаживая рукой ребенка свое лицо, а затем его, про­должайте учить его улыбке, мягкости и спокойствию.

В процессе обучения ориентировке в пространстве (по спе­циальной методике) научите ребенка действиям и словам «вниз - вверх», «ближе - дальше», «справа - слева», «впереди - позади». Же­лательно проводить обучение в процессе игры «Где спрятано?», начиная с малого пространства и постепенно расширяя его. Из кар­тонки вырежьте квадрат и широкую полоску. Для закрепления понятий давайте ребенку различные задания: «Положи квадрат ввер­ху (над полоской), внизу, сбоку, посередине». Во время игры по­буждайте ребенка рассказывать о своих действиях. При этом ос­танавливайте его, если он говорит скороговоркой, быстро или слишком медленно и монотонно, показывая, как следует говорить (нормальный темп, выразительность).

Маленького ребенка нужно сразу учить правильно дышать, что­бы не поднимались ключицы, не выступала вперед грудь. Дыха­ние не должно быть прерывистым. Проконтролировать правильность дыхания можно рукой в нижней части груди и в области диафрагмы. Нормальное дыхание — непременное условие разви­тия связной речи. Обучение речи также проводится в процессе домашней игры, при бытовом общении. Например, научить пони­мать речь можно следующими заданиями: «Покажи, где игрушки, одежда, посуда»; «Посади зайчика на стул», «Возьми тарелку и ложку». По картинкам (рельефным сюжетным) ребенок обуча­ется пониманию распространенных предложений, а по вопросам «Кто изображен?», «Что делает?», «Где находится?» — соотноше­нию между членами предложения. Беседуйте с ребенком по тек­стам различных сказок, задавайте вопросы, тем самым обучая его пониманию текста сказок.

Обучайте ребенка развернутой речи (как диалогической, так и монологической). Ребенок должен научиться в беседе называть свою фамилию, имя, возраст, адрес, состав семьи; описывать свои игрушки и составлять предложения по опорным словам. Задавай­те ему следующие вопросы (и, если нужно, в самом начале помо­гите ответить): «Что это?», «Для «то «то. нужно?*, «Как с ним играть?»

Сформируйте у ребенка обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, обувь, одежда, посуда. С помощью игрушек, прогулок нуж­но сформировать такие понятия, как транспорт, магазин, живот­ные дикие и домашние, птицы, насекомые, цветы, грибы.

По мере накопления словаря для развития связной речи необ­ходимо обучать слепого ребенка грамматически правильно офор­млять высказывания. Задавайте ему вопросы и приучайте отвечать: «Что делает рыба?» — «Рыба плавает»; «Что ты сделал?», «Что ты будешь делать?». С помощью продуктов питании, игрушек и других предметов, а также действий учите малыша определять и говорить: горький—сладкий, входит—выходит, к расами— белый, колючий—гладкий и т. д.

Если ребенок не владеет понятием цвета, не отчаивайтесь. Ведь, взрослея, он прочитает много книг, а в них говорится о голубом небе, зеленой траве, черных тучах и т. д. Ощущение теплоты, мягкости, ласковости, гладкости он будет соотносить с мягкими красками розового, белого, нежно-зеленого, а жесткости, шершавости, твердости — с понятиями коричневого, черного

и т. д.

Для овладения словоизменением и словообразованием используйте игры, игрушки, предметы: «У меня был карандаш, а теперь пот карандаша», «Шар красный и платье красное», «Саша играл на барабане, Саша (девочка) играла на барабане». «Девочка идет в лес. Девочки идут в лес», «Что ты сделал?» — «Написал», «Что ты делаешь?» — «Пишу», «Что будешь делать?» — «Напишу». «Стол — столы», «Кровать — кроватка», «Дом — домик», «Ложка — ложечка», «Утка — утята», «звери — зверята», «дерево — деревянный», «стекло — стеклянный», «резина — резиновый», «ушел — пришел — вышел — пошел», «У стола, на столе, под столом».

Оперируя этими грамматическими категориями, ребенок под нашим руководством и по вашему заданию «рассказать», «описать» все больше будет овладевать самостоятельной монологической речью. При этом все время старайтесь своей речью дать ребенку образец чистого произношения звуков. Он ведь подражает вам. Если у него есть не совсем «чистые» звуки, то он начинает делать так (говорить), как вы. Если не получается, он чувствует, что его не понимают. Старается, но не получается опять. Помогите ему. Учитывая, что у слепых детей страдает формирование речедвижений по подражанию (они не видят, как при произношении складываются губы, зубы), можно применять механическую помощь, доступно сравнивать артикуляцию звуков с образами предметов и движений. Постоянно применяйте элементы занимательности. Например: звук «ш». С помощью своих пальцев вытяните губы ребенка вперед трубочкой. С помощью пальцев, поднятых горсткой вверх (ладонью вверх), покажите положение кончика языка за верхними зубами (чашечкой). Ощущением струи воздуха на тыльной стороне кисти руки обозначается струя воздуха, которая «шипит», как пар. Далее — игра в паровоз. При нарушении произношения звука «ц» кончик языка «стучит молоточком», «мука «ж» - жужжание жука и т. д.

Нужно приучать детей слушать звуки и различать их. Для этого в игре подбираются слова, чтобы по произношению они отличались одним звуком, а значение их было разное: мишки — мышки, удочка – уточка, коса — коза, зуб — суп.

Если вы будете следовать нашим советам, то успех обеспечен. Вера М., 6 лет. Поступила в детские ясли-сад с 4 лет. Родилась от первом беременности в 8,5 месяцев, — 2750 г. Родилась абсолютно слепая (у первой девочки из близнецов зрение нормальное). Зрительный диагноз: тотальная слепота с катарактой правого глаза, нистагмом с синдромом Курца. Причина слепоты не установлена.

Развитие равнее: сидеть, по словам матери, начала рано, ходит с года, гуление и лепет своевременные. Говорить начала в год. Кроме простудных заболеваний ничем не болела. По данным медицинской карты, физическое и нервно-психиче­ское здоровье в норме. Дома воспитывалась до 4 лет. Своевременно была обучена самообслуживанию. Родители уделяли много внимания общению с девочкой, привитию всех необходимых навыков. Девочка рано была приобщена к игре с детьми.

Развитие речи Веры: при проверке звукопроизношения обнару­жена единичная замена (ш, ж — с, з). Слуховая дифференциация звуков есть. Понимание речи окружающих полное. Самостоятель­ная речь отличается высокой степенью развернутости и образно­сти. В рассказах много сравнений. Например, на вопрос «Чем те­бе нравится зима?» дала следующий ответ: «Зима мне нравится тем, что можно из снега делать много разных фигур. Например, снежную бабу, собаку, зайца, крепость. Когда лепят снежную бабу, то сначала делается большой снежный шар. Потом — шар поменьше. А потом для головы — шар еще поменьше. А для снежной собаки туловище лепится из снега узкое и длинное — как огурец. Речь эмоционально окрашена. Рассказывает девочка с большим чувством и обстоятельно, фантазирует. Вставляет множе­ство добавлений.

Целенаправленная педагогическая работа в семье и затем в коллективе специального детского сада обеспечили высокий уро­вень речевой и психической готовности ребенка к переходу в ус­ловия школьного обучения.

Наши рекомендации