Как научить слепого ребенка играть

Прежде чем учить ребенка игре, вам необходимо понять, за­чем вы это делаете. В педагогической литературе по проблеме обучения детей игре указывается, что игра_ является неотъемлемой частью жизни ребенка, как с нормальным, так и с нарушенным зрением. С ее помощью он познает окружающий мир, усваи­вает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в се­мье и обществе. Через игру ребенок получает знания, накоплен­ные предыдущими поколениями. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь.

Традиционно все детские игры делятся на две большие груп­пы: игры с правилами и игры без определенных правил. К пер­вой группе могут быть отнесены подвижные игры: «Ловишки», «Гуси-гуси», «Поймай колокольчик» и др.; дидактические: лото, домино, настолько-печатные и т. п.

Вторая группа более обширна и включает: строительно-конст­рукторские игры — создание из кубиков и другого строительного материала различных построек (крепости, машины, парохода и т. д.), сборка изделий из частей, предлагаемых в игре типа «Конструктор», и творческие сюжетно-ролевые игры, наиболее рас­пространенные в дошкольном возрасте и позволяющие ребенку выполнять в игре действия, обусловленные ролью, которую он на себя принял. Наиболее распространенными являются игры на бы­товые сюжеты: «Дочки-матери», «Больница», «Магазин» и т д., в которых дети отражают впечатления, полученные из окружаю­щей их действительности.

Правила таких игр определяются самой жизнью, они могут меняться в зависимости от характера участников игры, их жиз­ненного опыта, условий игры, созданных взрослыми (качества и количества игрушек, наличия отдельного игрового уголка и т. д.).

Овладение этим видом игры особенно важно для слепого ре­бенка, так как только в творческой игре, в которой нет жестких ограничений, ребенок сможет наиболее полно выразить себя, не боясь ошибиться, познать свойства окружающих предметов, осу­ществить попытки в самостоятельном налаживании отношений с другими детьми и отработать тип поведения, свойственного опре­деленному персонажу. Малыш овладевает в игре многими жиз­ненно важными навыками, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Однако не следует забывать о том, что игра сможет положи­тельно повлиять на развитие ребенка только в том случае, если вы сами примете в ней активное участие, и в роли не пассивного наблюдателя, а участника и творческого организатора. Это обус­ловлено тем, что дети с нарушениями зрения (особенно до 3—4 лет) не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить действия, характерные для каждого персонажа, раз­вернуть полноценный сюжет. Дефект зрения мешает им в полном объеме воспринимать окружающие предметы, подражать действиям, которые выполняет взрослый. Ваша помощь в этот период заключается в том, чтобы научить ребенка правильно пользоваться слухом, осязанием, обонянием и вкусом при восприятии окружающего мира и отражении своих впечатлений в игре.

Вам необходимо помочь ребенку научиться играть с предметами, игрушками, детьми. Руководи руками ребенка, следует пока­зать, какие движения ему надо делать руками я телом. К сожа­лению, он не научится этому но подражанию, как дети с сохран­ным зрением, ему нужны паша поддержка и участие.

Процесс обучения игре длителен и сложен. Он с каждым го­дом жизни ребенка будет обогащаться и становиться более ин­тересным не только для вашего малыша, но и для вас. Постарайтесь при этом следовать следующим правилам:

--постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (называть их, рассказывать об их внешнем виде, характерных признаках, свойствах и особенностях, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения);

--предоставлять малышу возможность для обследования' предме­тов, разных по форме, фактуре, назначению;

--создавать ребенку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и иг­рушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами;

--при подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребенка. Игрушки желательно подбирать из разных материалов, средние по размеру, с четко выделенными деталями, реалистично отражающие тот объект, который они изображают (например: зайчик с длинными уша­ми, четко выделяющимися четырьмя лапами, маленьким хвостиком). Стилизованные игрушки лучше давать ребенку только то­гда, когда он уже будет иметь некоторые представления о пред­метах;

--привлекать ребенка к выполнению некоторых простейших до­машних дел (мытье посуды, подметание полов, чистка овощей и т. д.). Это необходимо для расширения -жизнен­ного опыта ребенка и обогащения сюжетa творческой игры.

Но, пожалуй, самое главное условие успешного обучения игре в раннем и дошкольном возрасте — это положительный настрой на игру, как ребенка, так и взрослого. Очень важно, чтобы вы обучение игре не как тяжелую обязанность, а как времяпровождение, полезное и вам и малышу. Не огор­чайтесь, если вначале ребенок не будет проявлять интереса к игрушке и действиям с ней, будет ее отталкивать и бросать. Дело в том, что ребенок сам не может догадаться о способе действия с игрушкой, и поэтому его надо научить. В большинстве, случаев дети предпочитают крутить малознакомые игрушки в руках, трясти их, ударять ими о другие предметы, облизывать языком, прика­саться ими к лицу и т. п. Пусть это вас не тревожит, потому что таким образом ребенок с нарушенным зрением познает свойства предметов и игрушек. Если вы будете терпеливы и настойчивы, с нашей помощью он сможет производить самостоятельно действия, соответствующие назначению предмета или игрушки, и тогда игра принесет вашему малышу много радостных минут.

Игра — процесс постоянно меняющийся. Игра ребенка в раннем возрасте разительно отличается от игры дошкольника 5— 6 лет, и в этом нет ничего удивительного, так как ребенок растет, приобретает новые знания, новые навыки и умения, которые обогащают игру. Однако у слепых детей этот процесс протекает несколько своеобразно, игровые умения у них формируются дли тельное время, по сравнению с детьми с сохранным зрением, раз­витию игры свойственны некоторые особенности:

--замена практического действия его описанием. Например, Оля Т., тотально слепая девочка 5 лет, во время игры в «Дочки-матери» собралась мыть посуду после того, как накормила кукол. Собрав всю посуду со стола, она подержала ее в руках, покрути­ла в разные стороны и, не сходя с места, со словами: «Все, помыла» — снова расставила посуду на столе. Часто за описанием неумение ребенка совершать действия, требуемые сюжетом игры;

--отсутствие или низкая степень интереса к игрушкам и игре с ними. В беседах с родителями мы выяснили, что нередко любимы­ми у детей могут быть предметы, которые трудно отнести к иг­рушкам, однако действия с ними доставляют детям удовольствие. Так, в одной семье девочка больше всего любила меховой шарик, который она катала, брала с собой на прогулку, спала с ним, а в другой — мальчик всем игрушкам предпочитал катание по по­лу большой стеклянной банки и т. д.;

-- схематичность сюжета игры. Как правило, это связано с ограниченным жизненным опытом, недостатком впечатлений и невозможностью непосредственного наблюдения за действиями взрослых и подражания им;

--неохотное включение ребенка в коллективную игру и неумение удерживать внимание сразу нескольких партнеров по игре. Дети в дошкольном возрасте еще не владеют в полной мере всем за­пасом неречевых я речевых способов общения, они редко улыба­ются, не знают, как выразить сочувствие с помощью мимики. Это мешает им налаживать контакт со зрячими или слабовидящими сверстниками, так как выражение лица слепого ребенка не всегда соответствует его настроению в намерениях, что затрудняет воз­никновение эмоциональной ответной реакции;

--необходимость постоянной тяготя со стороны взрослого в про­цессе игры. Следует учитывать, что характер помощи меняется в зависимости от возраста ребенка, степени нарушения зрения и вида игрушки, с которой действует ребенок. Установлено, что наи­большие затруднения дети испытывают при осознании условности игрового действия (при расчесывании себя или куклы воображае­мой расческой, при варке обеда для кукол на игрушечной плите и т. п.) и при переносе уже знакомого действия на куклу или дру­гую сюжетную игрушку. Только с помощью взрослого ребенок способен научиться соотнесению модели предмета или игрушки с тем предметом или объектом, который она изображает. Этот про­цесс достаточно длителен и растягивается на весь дошкольный пе­риод развития ребенка.

Учитывая все вышесказанное, при обучении игре вам придется ориентироваться не столько на возраст малыша, сколько на его возможности и интересы, на уровень психического развития. Не отчаивайтесь, если ваш ребенок не сразу научится всему тому, чему вы хотите его научить, помните, что этот процесс очень длительный и требует и от вас, и от малыша выдержки и терпения

Как правило, в сюжетно-ролевые игры дети с нapyшениями зрения начинают играть_с_4-5 лет. До этого возраста основным видом деятельности с предметами и игрушками являются мани­пулирование (размахивание, кручение, удары, производимые со всеми предметами, независимо от их назначения) и предметные действия, когда ребенок учится простейшим общепринятым действиям с предметами и игрушками. Чтобы этот процесс не затя­гивался и проходил с пользой для вашего малыша, обучение сле­дует начинать уже с первых месяцев жизни ребенка.

В 3—6 месяцев вашему ребенку не нужны никакие специаль­ные игрушки. Его игрушки ничем не отличаются от погремушек предназначенных младенцам с нормальным зрением. Маме следует подбирать погремушки разнообразные по форме и звучанию, чтобы ребенок в дальнейшем различал их, даже не касаясь рукой. Ре­комендуется сначала подвешивать их над грудью ребенка на рас­стоянии его поднятой руки. Подвесьте и мелкие мягкие надувные игрушки или просто предметы (деревянные шарики, разные ленточки), предварительно привязав к ним маленькие колоколь­чики, тогда ваш малыш, однажды коснувшись игрушки случайно и получив приятные касательно-слуховые впечатления, будет стре­миться к повторению движения.

Независимо от подвешенных погремушек уже в первые месяцы жизни ребенка начинайте вкладывать ему в руки маленькие лег­кие предметы. Сначала младенец может сразу же разжать ручку, но вы продолжайте давать ему различные предметы. Это необхо­димо для того, чтобы подготовить его к хватательным движениям. Позже ребенок начнет на мгновение задерживать в руке предмет, а затем резко им потрясывать. Вам следует использовать этот мо­мент и предложить ребенку предметы с разнообразными звуками, раздающимися при встряхивания. Кроме стандартных, купленных в магазине погремушек, вы можете давать ребенку различные ко­робочки и баночки (тщательно закрытые), в которые насыпаны мелкие предметы (горох, крупа, пуговицы и т. п.). Со временем емкости могут быть более объемными, что будет стимулировать у ребенка стремление удерживать их обеими руками.

В период с 6 месяцев до года малыш уже овладеет некоторы­ми двигательными навыками и может садиться, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно, подниматься в кроватке или манеже, держась за стенки, и делать первые шаги с вашей поддержкой. Подрастая, ребенок начинав! понимать, что пространст­во не ограничено его рукой или ногой, что оно гораздо больше и наполнено множеством незнакомых предметов, знакомство с ко­торыми он может осуществить только с помощью самых близких людей, которым он доверяет

Чтобы помочь ребенку, продолжайте использовать имеющиеся предметы и погремушки, развесив их повсюду, где ребенок бодр­ствует (прикрепите к кроватке, манежу, стенке шкафа и т. д.). Игрушки подвешиваются таким образом, чтобы младенец, взма­хивая руками, касался игрушек, пытался схватить отдельные ша­рики и колечки. Очень важно заинтересовать ребенка игрой в хва­тание, дергание, отталкивание подвешенных погремушек обеими ручками. Для этого чаще меняйте игрушки, используйте игрушки, издающие приятный звук, чтобы этот вид игры доставлял малышу удовольствие от новых осязательных и слуховых впечатлений.

Как только ваш малыш научится сидеть самостоятельно, опи­раясь спинкой на что-нибудь, предложите ему новое пространство для игр. Лучше всего для этой цели подойдёт стандартный стульчик, соединенный со столиком. Вы можете посадить малыша в стульчик и положить на стол 2-3 любимых игрушки. Сначала покажите ему, как он может найти игрушку, передвигая ее ручкой по поверхности стола и громко называя игрушки. Потом жете предоставить ему возможность для самостоятельных ков, следя за тем, чтобы на столе всегда лежало что-нибудь за­нимательное для малыша. Не жалейте усилий для того, чтобы ваш ребенок постоянно имел в руках какой-либо предмет с интересной поверхностью, формой. Это могут быть не только игрушки, но и вещи, имевшиеся в каждом доме (катушки, кольца для занавесок, пластмассовые стаканчики, ситечка, ложки из дерева и дру­гие безопасные для ребенка предметы). Учите его манипулировать этими предметами, чтобы вызвать различные звуки и этим при­влечь ребенка к действиям с предлагаемыми предметами. Это очень важно для развития мышления в первый год жизни, поскольку ребенку с нарушением зрения трудно получить визуальные (зрительные) раздражители и включится в активную игру с предметами. Терпеливо выполняемые упражнения позволяет преодолеть эти трудности.

Kромe погремушек и простых по форме предметов, вы можете предложить ребенку различные вкладыши-стаканчики, коробки и кастрюльки с крышками, используя при этом наборы кукольной посуды. Действия с ними будут приятны малышу. Предварительно ознакомив его с этими предметами, научите ребенка бросать в кастрюльку или металлическое ведерко мелкие игрушки таким образом, чтобы они издавали звук. Поиграйте с малышом в игру «В коробку — из коробки», научив класть и вынимать предметы из коробки.

При знакомстве с новыми предметами или игрушками следует называть их и комментировать свои действия с ними.

Приведем примерный разговор взрослого с ребенком при ознакомлении его с погремушкой «Попугай». Вкладывая игрушку и руку ребенка, вы можете сказать следующее: «Я дам попугайчика, возьми его в руку, вот так (сжимаете ручку малыша в ку­лачок с вложенным хвостиком погремушки). Посмотри, какой oн красивый и хороший, гладкий, прохладный. У него есть голова, туловище, хвост {вы проводите ладонями и пальцами рук ребенка вдоль погремушки, начиная с головы). Давай вместе снова возьмем попугая за хвостик. Не бойся, я тебе помогу. Сожми его в кулачке. Молодец! А теперь помаши им в разные стороны (выберете ручку ребенка вместе с игрушкой и совместно производите действие). Слышишь, как он громко гремит? Тебе нравится? По­пробуй теперь сам так сделать. Умница!». Как только вы убедитесь в том, что ребенок может самостоятельно удерживать в руке игрушку, научите его перекладывать ее из одной руки в другую, а потом замените ее на другую игрушку и предложите произвести с ней ранее усвоенные действия.

В период с года до 2 лет, когда ребенок начинает самостоя­тельно передвигаться по" комнате и квартире, самыми привлека­тельными для него будут скорее не игрушки, а вещи, которые на­ходятся в комнате. Помогите вашему малышу осмотреть (ощу­пать) предметы, доступные ему и безопасные для здоровья. Все должно быть рассмотрено руками, простукано, опробовано в смыс­ле двигательных, звуковых и манипуляционных возможностей. Вам необходимо помочь малышу разобраться в лавине новых впе­чатлений, побуждая его к этой деятельности, ведя его руки по предметам, показывая, чему служит данный предмет, оречевляя все его действия.

Таким образом вы предоставляете ребенку возможность полу­чить знания о разнообразных материалах, формах, усвоить наи­более общие понятия, связанные со взаиморасположением пред­метов, их функцией, овладеть целевой манипуляцией, ведущей к получению заранее запланированного эффекта. Открывание шкаф­чиков, ящичков, коробочек, вынимание из них всевозможных пред­метов и манипулирование ими — интересное и полезное занятие для ребенка второго года жизни. Не мешайте ему и терпеливо пе­реносите беспорядок, который он сделает, и это терпение несомнен­но будет вознаграждено радостью от дальнейшего правильного развития вашего малыша.

В этом возрасте очень полезны для ребенка игры с бумагой, картоном, целлофаном, гофрированной бумагой (только не фоль­гой, она неприятна для осязания и холодит кожу пальцев). Пока­жите малышу, как можно сминать их, разрывать, складывать. Та­кие игры можно проводить на протяжении всего дошкольного воз­раста, постепенно начиная использовать ножницы с тупыми за­кругленными концами (после 4 лет).

В этом возрасте также следует предложить ребенку пирамиды, кубики и крупные бусы. Обучение так называемым «соотносящим» действиям, когда необходимо соотнести одну деталь игрушки с другой, играет очень важную роль в развитии мыслительной деятельности малыша и его мелкой моторики. Обучение действиям с дидактическими игрушками, как правило, осуществляется в определенной последовательности. Предлагаем вам примерную последовательность обучения ребенка действиям с большой пластмассовой пирамидой «Клоун»:

1.Учить ребенка обхватывать игрушку двумя руками и узнавать ее при этом по просьбе взрослого. Взрослый называет игрушку, предлагает ее малышу, просит повторить название.

2.Учить выделять две основные части игрушки (голову и туловище), обхватывая двумя ладонями (руки ребенка лежат на игрушке руки взрослого направляют движение рук малыша при обследовании частей игрушки).

3.Учить разбирать игрушку несколькими способами: взрослый держит пирамиду, ребенок двумя руками снимает голову клоуна со стержня пирамиды, кладет рядом с игрушкой, ( затем снимает кольца двумя руками удобным для него способом; взрослый сначала держит пирамиду, прижимая ноги клоуна к поверхности стола или пола, и предлагает малышу двумя руками снять голову клоуна со стержня. Далее правая рука ребенка остается на вершине пирамиды, а левая скользит вдоль туловища вниз до ноги игрушки и обхватывает ее сверху (при этом взрослый может убрать свою руку или продолжать удерживать пирамиду, придавая ей большую устойчивость). После того, как ребенок сможет удерживать клоуна одной рукой, предложите ему снять кольца правой рукой удобным для него способом. Обязательно научите малыша класть снятые детали рядом с игрушкой, чтобы позднее он смог их найти.

Для разнообразия действий ребенка можно предложить ему кубики 4—5 штук сначала среднего размера (длина стороны 4—5 см), чтобы их удобно было брать в руку. Мы предлагаем нм учить ребенка следующим действиям с кубиками:

захватывать кубик одной рукой и отпускать его, обратив внимание ребенка на то, что кубик можно брать, обхватывая его сверху всеми пальцами руки или только двумя пальцами (большим и указательным);

перекладывать кубик из одной руки в другую, опускать его в коробочку или кастрюльку, стучать кубиком о кубик, предварительно научив удерживать в руках два кубика, и т. д.;

ставить кубики на пол или на стол рядом друг с другом (дорожка из кубиков).

Когда вашему малышу исполнится 2 года, можно начинать знакомить его" с "различными сюжетными игрушками (собачки. мишки, куклы и т. д.). Будьте готовы к тому, что в большинстве случаев дети сначала неохотно соглашаются играть с новыми игрушками. Они необычны по материалу (например, мак), велики по размеру, не производят никаких звуков. Здесь ваша помощь просто необходима. Делать это лучше следующим обрами: вы выбираете момент, когда ваш ребенок находится в хорошем настроении, сажаете его к себе на колени или рядом с собой, так чтобы ему было удобно, и предлагаете взять в руку новую игрушку, называете ее, придумываете ей имя и доброжелательно предлагаете малышу обследовать ее. По реакции ребенка вы поймете, приятна эта игрушка ему или нет. Если реакция негативная и игрушка его напугала, отложите знакомство с нею до следующего раза, но будьте настойчивы и обязательно предложите ему игрушку снова. После первичного ознакомления можно начинать осматривать игрушку.

Если игрушка изображает животное, то обследование начинается с головы. Сначала выделяются наиболее крупные части: голова, туловище, лапы, хвост. Вы можете либо сами положить свои руки на игрушку, а ручки ребенка на свои руки и погладить игрушку и ощупать ее основные части, либо положить ручки ребенка на игрушку, а сверху свои руки и таким образом «совместными» движениями осматривать всю игрушку. Все движения сопровождаются рассказом, комментариями. Например: «Мишка мягкий, пушистый, голова у него большая, круглая, лапы толстые, продолговатые» и т. д. В следующий раз вы просите ребенка: показать голову и другие части игрушки и обращаете его внимание на то, что у игрушки есть на голове глаза, уши, нос, рот, на туловище различаются спина и живот, на спине — хвост, игрушка может двигать лапами и принимать разные положения. Желательно, чтобы вы во время знакомства с игрушкой «говорили» за нее, так как это значительно повышает интерес ребенка к новой игрушке. И здесь вам предоставляется возможность проявить свое воображение и фантазию и рассказать малышу историю или сказку об игрушке, в которой медвежонок или щенок действует и живет так же, как малыш (ест, спит, ходит в гости), чтобы в дальнейшем ребенок представлял себе те действия, которые можно выполнить с данной игрушкой.

В этом возрасте необходимо начать знакомить ребенка с куклой. Для ребенка с нарушением зрения кукла является особой игрушкой, и играть с нею нужно учить не только девочек, но и мальчиков по нескольким причинам. Во-первых, кукла представляет собой модель человека, и, следовательно, с ее помощью ребенок сможет «увидеть» себя со стороны, более четко представить соотношение частей тела человека. Во-вторых, в игре малыш может использовать свой жизненный опыт и перенести на куклу те действия, которые обычно производят с ним самим. Кроме того, в действиях с этой игрушкой у ребенка впервые появляется возмож­ность заботиться о другом существе. Через обучение действиям с куклой можно научать ребенка бережному отношению к окру­жающим, некоторым способам общения со сверстниками. Все это может быть успению осуществлено, если вы правильно подберете для ребенка эту игрушку.

Кукла должна быть средних размеров (30—35 см), с четко вы­деленными деталями, лучше из твердой пластмассы, чтобы при надавливании на лицо ее черты не деформировались. Одеть ее желательно так, чтобы она напоминала вашего ребенка (если у вас сын, то куклу вы одеваете в одежду для мальчика, если дочь, то нарядите ее в красивое платье, колготки, туфельки и т. п.), что облегчит ему процесс соотнесения себя с «уклон. Желательно, в живом уголке был набор кукольной посуды, кроватка с постельными принадлежностями, кукольная мебель, подобран­ная в соответствии с размером куклы, и разная одежда для всех времен года с различными видами застежек (одевание куклы мо­жет быть хорошей репетиций перед самостоятельным одеванием ребенка на прогулку). Такой набор игрушек (атрибутов предмет­ной игры) будет способствовать развитию простейшей предметной игры на бытовые сюжеты.

При правильном обучении кукла может стать основным персо­нажем любой сюжетной игры детей с нарушением зрения в до­школьном возрасте.

На третям году жизни вам необходимо продолжить обучение ребенка строительно - конструкторским играм. Вы можете предло­жить ребенку, кроме кубиков, кирпичики, пластины и научить его делать из них простейшие постройки: стул, диванчик, кровать, стол, машину и т. п.

Большое удовольствие испытает ваш малыш, если вы покажете ему действия с мячом, как крупным 'надувным, так и средним, предназначенным для игры на улице ив помещении. Мы предла­гаем несколько упражнений, которые вы можете усложнить или изменить.

Можно научить малыша обхватывать надувной (пляжный) мяч двумя руками, поднимать его над головой и бросать в раз­ных направлениях. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно отыскать его, насыпьте в него какую-нибудь крупу (2—3 столовых ложки), тогда при движении он будет шуршать, и ребенок сможет, услышав этот звук, самостоятельно определить направле­ние его движения.

Маленькие и средние мячи лучше обхватывать жестами рук так, чтобы пальцы принимали форму мяча и были растопырены. Малыша можно научить бросать мяч в разных направлениях удобным для него способом, желательно при этом, чтобы он ориентировался на ваш голос и старался бросить мяч вам с рас­стояния не более 1 —1,5 метров. Учите его ударять мячом об пол и узнавать по звуку, когда мяч коснется пола. Попросите его показать или принести вам сначала большой мяч, потом маленький. Для расширения представлений малыша научите его отличать мяч от других игрушек, называть его по форме (мяч круглый, ма­ленький). Если у вас дома несколько мячей, то научите ребенка различать их по фактуре (резиновый — пластмассовый), по ха­рактеру поверхности (резиновый — гладкий, пластмассовый — шероховатый), по звуку при ударе о твердую поверхность.

Продолжайте расширять возможности вашего малыша в по­знании уже знакомых игрушек: пирамид и кубиков. Так, научив ребенка разбирать игрушку «Клоун», вы теперь можете:

1.Просить ребенка называть ее детали.

2.Учить показывать не только основные части игрушки, но и более мелкие детали (колпачок, нос, глаза).

3.Используя игрушку, научить ребенка элементарным спосо­бам обследования при показе каждой детали: голова — обхват двумя руками, большие пальцы лежат на глазах; нос и колпачок — захват носа или колпачка в кулачок, Другой способ — по­ложить ладонь ребенка так, чтобы вершина детали в нее упира­лась, пальцы равномерно распределить у нижнего основания де­тали, затем движение выполняется снизу вверх, и пальцы соеди­няются на вершине (этот способ может показаться более слож­ным, чем предыдущий, но он дает ребенку более полное пред­ставление о форме детали и о том, что есть основание и вершина, которые отличаются величиной). Туловище — обхват двумя ру­ками с растопыренными мальцами, движение вдоль туловища «сверху вниз» и «снизу вверх». Ноги — обхват детали следующим образом: четыре пальца снизу, большой сверху или указательный палец с внешней стороны, большой с внутренней, и соединять их по контуру ноги до соприкосновения, и обратно.

4.Учить малыша отворачивать игрушку от себя или повора­чивать к себе, проверяя ее положение следующим образом: ле­вая рука скользит по ближней поверхности сверху вниз, а пра­вая - по дальней сверху вниз; если игрушка стоит правильно, то ребенок обнаружит ее нос, к глаза па ближней поверх­ности.

5.Учить нанизывать кольца удобным для ребенка способом одной или двумя руками. При этом взрослый сначала может удерживать пирамиду для придания ей большей устойчивости.

6.Для развития воображения предложить ребенку надевать кольца от пирамиды не только на стержень, но и на руки, другие предметы.

7.Обратить внимание ребенка на величину колец, показать ему большое кольцо, маленькое и среднее, научить различать и называть их величину.

8.Если у вашего малыша имеется остаточное зрение, использовать его и учить различать частя игрушки по цвету, повторяя их название и цвет.

Новым в обучении ребенка действиям с кубиками является то, что ваш малыш научится строить из них башенки из 3—4 кубиков (по указанному вами образцу и самостоятельно). Движения пальцев у него при этом могут быть следующими: первый кубик берется левой рукой так, чтобы указательный палец лежал поверх кубика, правой рукой берем второй кубик и ставим на первый, указательный палец левой руки убирается и т. д. Затем ладонью правой руки подправляем кубики в башенке, левой рукой удерживая ее основание. В дальнейшем вы таким же способом можете научить его строить из кирпичиков и других деталей мелкого строительного материала различные постройки (заборчик, дорожку, ворота и т. п.). Играя с ребенком, вы можете попросить его найти большие кубики и маленькие, пластмассовые и деревянные, разложить но коробочкам отдельно кубики, шарики и кирпичики. Этим вы ему поможете научиться отличать предметы по форме и фактуре.

В возрасте от 3 до 5 лет наряду с обучением навыкам самообслуживания, развитием движений желательно уделить внимание и обучению целесообразным (адекватным) предметно-игровым действиям с предметами и игрушками. Сначала мы предлагаем нам знакомить малыша с действиями в следующей последовательности тематики сюжетных игр:

— «Угостим куклу чаем»

— «Положим куклу спать»

— «Катя (Андрюша) собирается на прогулку»

— «Поможем Кате постирать одежду»

— «Отметим Катин день рождения» (с использованием других игрушек) и т. п.

Такая последовательность обусловлена упоминанием действий и степенью овладения каждым из них малышом в реальной жизни. Поэтому, прежде чем вы начнете действовать с куклой руками ребенка, убедитесь в том, что это действие знакомо малышу и он может его выполнить с настоящими предметами.

Для подготовки ребенка к выполнению действий с куклой мы рекомендуем сначала познакомить его с натуральными проекта­ми, моделями которых он будет пользоваться в предметной игре. Это обусловлено тем, что человека в повседневной жизни окружают предметы обихода, и любое действие невозможно совершить без них. Затем переходим к показу и обследованию игрушек, изо­бражающих эти предметы. Обязательно следует показать ребенку, чем отличается настоящий предмет от игрушки и чем они похожи (величина, форма, материал).

В следующий раз вы уже можете предложить ребенку совер­шить действия, как с натуральными предметами, так и их моде­лями. Важно научить ребенка точному выполнению действий с иг­рушкой в соответствии с назначением реального предмета. Снача­ла действия выполняются совместно взрослым и ребенком, посте­пенно помощь взрослого уменьшается. Когда ребенок усвоит все необходимые действия, можно подключить к игре куклу или дру­гую сюжетную игрушку и начинать обучать малыша воображае­мым действиям с атрибутами предметной игры. При этом подчер­кивайте необходимость и важность для куклы совершаемых дей­ствий. Вы должны помочь ребенку понять, что при реально* вы­полняемом действии с игрушкой, как правило, получается вооб­ражаемый результат. Так, даже при правильном наливании «чая» ил игрушечного чайника чашка оказывается пустой, и ребенок поет куклу чаем «понарошку». В данном случае очень важно по­мочь ребенку понять, что в сюжетной игре важны не результат» а те переживания, чувства, которые испытывают участники игры при совершении положенных им действий. Поэтому необходимо путем сравнения реальной и игровой ситуации постоянно обра­щаться к имеющемуся у ребенка опыту и закреплять соотнесение куклы и живого объекта.

После всей этой предварительной работы, которая была бы невозможной без вашего активного участия, малыш уже может соединить несколько действий в один сюжет (пока еще с вашей помощью) и привнести в игру что-то свое. Некоторые ребята предлагают напоить куклу не чаем, а компотом, дают кукле кон­фетки, поют ей колыбельную, рассказывают сказки или идут ради нее в «магазин» и варят для нее обед.

Кроме сюжетов, предложенных ранее, вы можете придумать свой собственный или позаимствовать его из методической лите­ратуры, список которой приведен в конце главы.

Параллельно с обучением сюжетной игре вашему ребенку сле­дует продолжать играть с дидактическими игрушками (матрешками, бусами). Можно предложить сортировать маленькие фигу­ры, вырезанные из картона, фанеры, пластика или органического стекла, которые ребенок будет складывать по форме или разме­ру, игры типа «Найди окошечко» или вкладыши Монтессори, ког­да ребенок соотносят отверстие и фигуру.

Все большее значение для ребенка в этом возрасте приобрета­ют подвижные игры с мячом, в которых отрабатывается умение кидать мяч партнеру и ловить мяч, брошенный им разными способами, кидать мяч в даль и другие движения.

Пришейте к коврику, на котором любит играть ваш малыш, кусочки материи с пуговицами и петлями, молнии, маленькие крючка, петельки, две ленты или два шнурка для завязывания и т. д. Пусть он поупражняется в открывании и закрывании раз­личных застежек. Это поможет ребенку развить моторику рук. Для этой же цели пригодны игры на сортировку различных, не очень мелких, круп, гороха, фасоли, бусинок разной величины и других мелких предметов.

В старшем дошкольном возрасте от 5 до 7 лет дети могут уже играть друг с другом. Если вы научили вашего ребенка элементар­ным предметным действиям, то ему будет легки наладить контакт со сверстниками.

Сюжет ролевых игр постепенно расширяется, и дети уже могут и хотят играть в такие игры, как «Больница», «Детский сад», «Магазин», в которых в полной мере отражается запас новых умений, навыков и знаний ребенка-дошкольника. Ваша помощь в данном случае заключается в том, чтобы поощрять активность ребенка, его желание участвовать в игре, малейшую инициативу при ее организации. Для этого ненавязчиво обращайте внимание ребенка на действия врача и медицинской сестры в поликлинике, продавца в магазине, работника почты, чтобы ребенок смог в дальнейшем полнее отразить в игре полученные с вашей помощью знания. Продолжайте знакомить вашего ребенка с новыми атрибу­тами игр (термометр, ножницы для игры в парикмахера, игру­шечные весы и т. п.) и обучайте действиям с ними.

Во время игры следите за тем, чтобы ребенок старался боль­ше производить действий, а только не словесно описывать, отве­чайте и поощряйте точное выполнение вашей дочкой или сыном взятой на себя роли.

Новым в игре дошкольников этого возраста является то, что они начинают активно пользоваться предметами-заместителями вместо игрушек, реалистически изображающих необходимый пред мет (кубик вместо мыла, карандаш вместо расчески).

Обучать этому ребенка можно следующим образам. Во время игры, когда ребенок увлечен ею и ему вдруг не хватило какой-нибудь игрушки (ложки, чтобы помешать воображаемый сахар, яблока для куклы, ножа, чтобы нарезать овощи для супа и т. п.), предложите ему палочку или дощечку, или пластмассовый шарик и другие предметы-заместители по форме напоминающие нужный ребенку предмет. Назовите его вначале сами и покажите, как его можно использовать. В следующий раз ребенок самостоятельно сможет найти замену необходи­мому в игре предмету.

Подсказывайте ребенку новые сюжеты для игр, сами активно о них участвуйте. Ваш интерес к деятельности ребенка будет для него главным стимулом к дальнейшему развитию.

Деятельность ребенка не ограничивается сюжетными играми. Ваш ребенок должен совершенствоваться во всех видах игр, по­могите ему в этом. Широко используйте для игр природные мате­риалы (песок, глину), а также настольные игры, предназначен­ные для лиц с тяжелыми нарушениями (шахматы, тиграм и др.).

Главный принцип, которому необходимо следовать на протяже­нии всего дошкольного периода, — постоянно давать ребенку в руки все предметы, находящиеся в его окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их руками. Давайте помнить, что обычный запрет «не трогай, сло­маешь, запачкаешь, испортишь» не может применяться к слепому ребенку. Нет для него другого познания мира, полноценного раз­вития умственных способностей, кроме постоянного и частого кон­такта с предметами. Поэтому следует побуждать его к этому лю­бым путем и не огорчаться, если ваш ребенок что-то запачкает или повредит. Наградой, которая компенсирует все потери, будет тот момент, когда ваш малыш к семи годам проявит полную го­товность к обучению в школе наравне со зрячими сверстниками.

Итак, мы постарались дать несколько советов, которые вы сможете применить, в с<

Наши рекомендации