Индивидуальные и личностные особенности учащихся и их учет в работе педагога
Главный недостаток современной системы образования, методик воспитания и обучения – это недостаточный учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся.
Индивидуальные особенности- - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Так, как в развитии человека проявляются общие (характерные для всех) и особенные (только для данного) качества, то учителю приходиться уделять внимание тем особенностям, которые характеризуют индивидуальность, своеобразие черт личности каждого ученика. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой, особый путь развития, приобретая свой, неповторимый социальный, жизненный опыт, развивая присущие только ему типологические особенности высшей нервной деятельности.
Индивидуальный подход-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личностный подход -_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 1.Составить таблицу «Отличительные особенности развития современного школьника и их учет в работе учителя»
Физические особенности | Психолого-педагогические особенности | Методические рекомендации педагогу-воспитателю |
Младшее школьное детство – младший школьный возраст (6-8 лет) | ||
Младшее школьное детство – средний школьный возраст (9-11лет) | ||
Подростковое детство – старшие подростки (12-14лет) | ||
Занятие № 4 МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЕ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Вопросы: 1. Классификация методов научно-педагогического исследования. Принципы применения 2. Эмпирические методы 3. Методы педагогической диагностики 4. Математические методы исследования |
Классификация методов научно-педагогического исследования. Принципы применения
Никакая наука не может развиваться без постоянного исследования своего предмета. Вся история педагогики- это поиск новых форм, путей и способов совершенствования процесса воспитания, обучения и социализации личности.
Методы научно-педагогического исследования - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
К основным методам относятся:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Так как методов научно-педагогического исследования в современной педагогике накопилось довольно много, их сегодня обьединяют в следующие группы:
· ______________________________________________________________________
· ______________________________________________________________________
· ______________________________________________________________________
Принципы использования методов научно-педагогического исследования:
o Принцип целостного изучения личности ребенка
o Изучение личности ребенка не эпизодически, а непрерывно.
o Сравнение успехов и недостатков ребенка с его личным опытом, а не с опытом других детей
o Изучение личности ребенка в различных видах деятельности
o Руководствоваться врачебным принципом –НЕ НАВРЕДИ
o Принцип учета возрастных особенностей ребенка
Многие особенности поведения, общения ребенка напрямую связаны с теми физиологическими, психологическими изменениями, которые происходят в нем на том или ином этапе возрастного развития. Кроме того, закон неравномерности развития личности ребенка свидетельствует о том, что каждый человек находится в одном и том же возрастном периоде как бы на трех уровнях:
Уровень благополучия Уровень риска Уровень актуальный трудностей
(норма развития) (угроза трудностей развития
развития) (реальные отклонения от нормы)
o Принципы комплексного использования методов научно-педагогического исследованияозначает, что в педагогике не существует универсальных методов изучения ребенка, поэтому необходима их совокупность, при обязательном учете особенностей личности, социальной ситуации, уровня квалификации педагогов и др.
o Принцип добровольности
o Принцип относительной обьективности и правильности результатов исследования
Эмпирические методы
· Методы наблюдения применяется практически в ходе любого исследования, т.к. изучение педагогических явлений требует накопления и фиксация фактов.
· Метод беседа, интервью-выясняется мнение и отношение воспитанника, воспитателя к тем или иным фактом, событиям с целью составить более глубокое представление о нем.
· Изучение школьной документации и продуктов деятельности детей предполагает изучение журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских карт, протоколов собраний, тетрадей учеников, их творческих работ, поделок, дневников.
· Педагогический эксперимент – специально организованная педагогическая деятельность учителя и учащихся с заранее заданными исследовательскими целями. Как правило, проводятся вместе с другими методами научно-педагогического исследования – наблюдением, беседой, анкетированием и т.д.
· Изучение и обобщение педагогического опыта –педагог нередко опытным путем приходит к важнейшим педагогическим находкам, которые уже были известны в педагогической теории и практики.