Сущность процесса обучения (по)
**Дидактика (с греч. “изучающий”, “поучающий”) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Классическая дидактика отвечает на вопрос: “Как и чему учить?”
Современная дидактика отвечает также и на вопросы:
Впервые понятие ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635). Ему принадлежит произведение - «Короткий отчет о дидактике или искусство обучения от Ратихия”.
Основатель дидактики – великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670), обосновал дидактические основы в своем произведении «Великая дидактика».
**Категории дидактики:
· Обучение:
· Преподавание:
· Учение:
· Образование:
· Знания:
· Умения:
· Навыки:
· Содержание образования:
· Форма обучения:
· Метод обучения:
· Средство обучения:
**ПО:специально организованная познавательная деятельность, которая моделируется (определяются цели, задача, содержание, структура, методы, формы) для ускоренного овладения человеком социального опыта, накопленного человечеством.
Структурные элементы ПО:
· цели, задачи обучения;
· содержание образования;
· методы обучения, средства;
· организационные формы обучения;
· контроль, оценка.
**Функции обучения:
· Образовательная.
· Воспитательная.
· Развивающая.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
**Закономерности обучения отвечают на вопрос: “Что установлено?”
**Принципы обученияотвечают на вопрос: “Как закономерность может быть реализована на практике?”
**Принципы обучения:
· Принцип связи обучения с жизнью
· Научности
· Систематичности и системности
· Индивидуального подхода к обучаемым
· Активности и самостоятельности
· Наглядности
· Прочности
3.3.НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (СО)
**Содержание образования (чему учить?)–система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения
.**Государственные нормативные документы:
1. Государственный стандарт высшего образования включает: перечисление квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; перечисление направлений и специальностей по которым осуществляется подготовка специалистов в ВУЗе по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; требования к образовательным уровням высшего образования; требования к образовательно-квалификационным уровням высшего образования.
2. Отраслевые стандарты высшего образования включают:
·образовательно-профессиональные программы (ОПП) подготовки;
·средства диагностики качества высшего образования.
3. Стандарты высшего образования высших учебных заведений включают:
·перечисление специализаций по специальностям;
·вариативные составляющие ОПП подготовки;
·вариативные составляющие средств диагностики качества высшего образования;
· учебные планы (основные нормативные документы высшего учебного заведения, которые составляется на основе ОПП и структурно-логической схемы подготовки специалистов и определяет организацию их учебной деятельности);
·программы учебных дисциплин (государственные документы, в которых раскрывается содержание образования каждого предмета.).
Виды программ: типовые учебные программы; рабочие учебные программы; авторские программы.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Историческая справка о развитии взглядов на методы обучения:
30 г.г. ХХст.: Метод - способ передачи знаний и развития умений и навыков обучаемых
40-50 г.г. ХХст.: Метод – путь, с помощью которого педагог, опираясь на сознание и активность обучаемых, вооружает их ЗУН.
Современный этап: Метод – упорядоченная по определенному принципу общая целенаправленная деятельность педагога и обучаемого.
Различают: методы обучения и методы преподавания.
**Прием: часть метода, направленная на его улучшение.
**Средство обучения: инструментарий для осуществления процесса обучения.
«Пирамида обучаемости»:
· Лекция-монолог 5%
· Чтение (самостоятельное) 10%
· Аудио-видеообучение 20%
· Показ (демонстрация) 30%
· Дискуссионная группа 50%
· Практика в процессе деятельности 75%
· Обучение других (студент обучает студента) 90%
Классификация методов обучения:
**І. По источнику получения знаний:
словесные:
· лекция
Виды лекций:
1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете
2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.
3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне обобщения.
4. Проблемная лекция. Новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации.
5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники.
6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).
7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика
слушателей и разбор сделанных ошибок.
8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5 -
10 мин.
· объяснение;
· беседа: - эвристическая; катехизисная; вступительная; контрольная;
· диспут;
· дискуссия;
· работа с книгой;
наглядные:
· наблюдение;
· иллюстрация;
· демонстрация;
·
практические:
· упражнение;
· лабораторный метод;
· практические работы.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
ІІ. По характеру познавательной деятельности (М.М.Скаткин, И.Я.Лернер):
· объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);
· репродуктивные (воспроизводящие);
· проблемного изложения;
· частично-поисковые (эвристические);
· исследовательские.