Сущность процесса обучения (по)

**Дидактика (с греч. “изучающий”, “поучающий”) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Классическая дидактика отвечает на вопрос: “Как и чему учить?”

Современная дидактика отвечает также и на вопросы:

Впервые понятие ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635). Ему принадлежит произведение - «Короткий отчет о дидактике или искусство обучения от Ратихия”.

Основатель дидактики – великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670), обосновал дидактические основы в своем произведении «Великая дидактика».

**Категории дидактики:

· Обучение:

· Преподавание:

· Учение:

· Образование:

· Знания:

· Умения:

· Навыки:

· Содержание образования:

· Форма обучения:

· Метод обучения:

· Средство обучения:

**ПО:специально организованная познавательная деятельность, которая моделируется (определяются цели, задача, содержание, структура, методы, формы) для ускоренного овладения человеком социального опыта, накопленного человечеством.

Структурные элементы ПО:

· цели, задачи обучения;

· содержание образования;

· методы обучения, средства;

· организационные формы обучения;

· контроль, оценка.

**Функции обучения:

· Образовательная.

· Воспитательная.

· Развивающая.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

**Закономерности обучения отвечают на вопрос: “Что установлено?”

**Принципы обученияотвечают на вопрос: “Как закономерность может быть реализована на практике?”

**Принципы обучения:

· Принцип связи обучения с жизнью

· Научности

· Систематичности и системности

· Индивидуального подхода к обучаемым

· Активности и самостоятельности

· Наглядности

· Прочности

3.3.НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (СО)

**Содержание образования (чему учить?)–система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения

.**Государственные нормативные документы:

1. Государственный стандарт высшего образования включает: перечисление квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; перечисление направлений и специальностей по которым осуществляется подготовка специалистов в ВУЗе по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; требования к образовательным уровням высшего образования; требования к образовательно-квалификационным уровням высшего образования.

2. Отраслевые стандарты высшего образования включают:

·образовательно-профессиональные программы (ОПП) подготовки;

·средства диагностики качества высшего образования.

3. Стандарты высшего образования высших учебных заведений включают:

·перечисление специализаций по специальностям;

·вариативные составляющие ОПП подготовки;

·вариативные составляющие средств диагностики качества высшего образования;

· учебные планы (основные нормативные документы высшего учебного заведения, которые составляется на основе ОПП и структурно-логической схемы подготовки специалистов и определяет организацию их учебной деятельности);

·программы учебных дисциплин (государственные документы, в которых раскрывается содержание образования каждого предмета.).

Виды программ: типовые учебные программы; рабочие учебные программы; авторские программы.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Историческая справка о развитии взглядов на методы обучения:

30 г.г. ХХст.: Метод - способ передачи знаний и развития умений и навыков обучаемых

40-50 г.г. ХХст.: Метод – путь, с помощью которого педагог, опираясь на сознание и активность обучаемых, вооружает их ЗУН.

Современный этап: Метод – упорядоченная по определенному принципу общая целенаправленная деятельность педагога и обучаемого.

Различают: методы обучения и методы преподавания.

**Прием: часть метода, направленная на его улучшение.

**Средство обучения: инструментарий для осуществления процесса обучения.

«Пирамида обучаемости»:

· Лекция-монолог 5%

· Чтение (самостоятельное) 10%

· Аудио-видеообучение 20%

· Показ (демонстрация) 30%

· Дискуссионная группа 50%

· Практика в процессе деятельности 75%

· Обучение других (студент обучает студента) 90%

Классификация методов обучения:

**І. По источнику получения знаний:

словесные:

· лекция

Виды лекций:

1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.

3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне обобщения.

4. Проблемная лекция. Новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники.

6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика

слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5 -

10 мин.

· объяснение;

· беседа: - эвристическая; катехизисная; вступительная; контрольная;

· диспут;

· дискуссия;

· работа с книгой;

наглядные:

· наблюдение;

· иллюстрация;

· демонстрация;

·

практические:

· упражнение;

· лабораторный метод;

· практические работы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

ІІ. По характеру познавательной деятельности (М.М.Скаткин, И.Я.Лернер):

· объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

· репродуктивные (воспроизводящие);

· проблемного изложения;

· частично-поисковые (эвристические);

· исследовательские.


Наши рекомендации