Семинар №10. Профессиональная культура преподавателя юриспруденции
Время занятия – 2 часа.
Цель занятия:Изучить значение и способы формирования профессиональной культуры преподавателя юриспруденции.
Задачи:проанализировать способы повышения квалификации преподавателей, основные слагаемые профессиональной культуры педагога; охарактеризовать сущность процессов воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность воспитания и его виды. Особенности становления и развития личности будущего специалиста.
2. Система методов воспитания студентов.
3. Основные слагаемые профессиональной культуры преподавателя юриспруденции.
4. Профессиональное становление и развитие преподавателя юриспруденции.
5. Система подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов.
Тема рефератов:
1. Формы организации воспитательного процесса в вузе.
Основная литература.
1. Голованова Н.Ф. Педагогика. – М.: Изд. Юрайт, 2016. – 377 с.
2. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. — М.: Норма, 2015. - 432 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=472873).
3. Столяренко А. М. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел [Электронный ресурс]: учебник для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России юрид. профиля / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 512 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=390122).
4. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе [Электронный ресурс] / Г.А. Торгашев. - М.: РАП, 2010. - 344 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=518217).
5. Чупрова Е.В. Значение научно-исследовательской работы студентов в системе профессиональной подготовки прокурорских работников // Особенности преподавания юридических дисциплин в современных условиях: сб. материалов круглого стола (г. Москва, 27 марта 2015 г.) / под. общ. ред О.Д. Жука. – М., 2015. – С. 195-199.
Дополнительная литература:
1. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
2. Подкасистый Л.И.Педагогика. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2009. – 430 с.
3. Вавилин Е.В. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров в вузе // Вестник СГАП. – 2010. № 2 (72). – С. 171 – 174.
4. Юридическое образование в России: история, современность, перспективы развития/А.В.Борисов, А.В.Корнев, Л.А.Петручак - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.
Семинар №11. Творчество в учебно-воспитательной и научной деятельности педагога
Время занятия – 2 часа.
Цель занятия:Изучить значение творческого подхода в профессиональной деятельности педагога.
Задачи:проанализировать суть творческой деятельности преподавателя юриспруденции, изучить методику поиска новой информации и ее использования в учебном и воспитательном процессе, раскрыть особенности научно-исследовательской деятельности педагога.
Вопросы для обсуждения:
1. Суть творчества в деятельности преподавателя юриспруденции.
2. Системное выражение черт творческой личности.
3. Профессионально-педагогический компонент в творчестве.
4. Отношение к новому, обобщение и внедрение передового опыта педагогической деятельности.
5. Научно-исследовательская деятельность преподавателя юриспруденции.
Тема рефератов:
1.Творчество педагога в организации и проведении занятий со студентами.
2. Творчество в научной и исследовательской деятельности преподавателя юриспруденции.
Основная литература.
1. Кравцова Д.С. Применение игровых проектов на занятиях по формированию стресоустойчивости к поисково-исследовательской деятельности студентов // Особенности преподавания юридических дисциплин в отраслевых и ведомственных вузах: сб. материалов круглого стола (г. Москва, 28 апреля 2016 г.) / под. общ. ред О.Д. Жука. – М., 2016. – 204 с.
2. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. — М.: Норма, 2015. - 432 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=472873).
3. Столяренко А. М. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел [Электронный ресурс]: учебник для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России юрид. профиля / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 512 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=390122).
4. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе [Электронный ресурс] / Г.А. Торгашев. - М.: РАП, 2010. - 344 с. (http://znanium.com/bookread2.php?book=518217).
Дополнительная литература:
1. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
2. Подкасистый Л.И.Педагогика. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2009. – 430 с.
3.Вавилин Е.В. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров в вузе // Вестник СГАП. – 2010. № 2 (72). – С. 171 – 174.
4. Юридическое образование в России: история, современность, перспективы развития/А.В.Борисов, А.В.Корнев, Л.А.Петручак - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с.
Примерный перечень опросов для самостоятельной подготовки к практическим занятиям.
№ п./п. | Темы (вопросы) для самостоятельного изучения | Ко-во часов на самостоятельную работу | Виды самостоятельной работы | Форма контроля |
Тема 1. Возникновение и развитие высшей школы. | 1. Становление и развитие высшей школы. 2. Европейский университет: зарождение, развитие, особенности функционирования в разные исторические периоды. 3. Развитие отечественной высшей школы. 4. Основные достижения, проблемы и тенденции развития высшей школы. | Устный опрос, групповая дискуссия | ||
Тема 2. Предмет педагогики высшей школы | 1. Цели образования и воспитания. 2. Типы обучения: традиционный, объяснительно-иллюстративный тип, программированное обучение, новые информационные технологии, проблемное обучение, поэтапное формирование умственных действий, технология модульного обучения, контекстное обучение. 3. Основные функции педагогики высшей школы: теоретическая, прогностическая, практическая. | Устный опрос, выполнение заданий и решение задач (по индивидуальным заданиям). | ||
Тема 3. Организационно-правовые основы высшего профессионального образования в РФ | 1. Государственная политика в области высшего и послевузовского образования. 2. Аттестация и аккредитация вузов. 3. Особенности правового положения субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского образования 4. Юридические дисциплины в структуре образовательных программ неюридического профиля | Обсуждение проблемы, устный опрос, выполнение заданий и решение задач; подготовка докладов и рефератов. | ||
Тема 4. Преподавание юриспруденции в ходе целостного учебного процесса в высшем учебном заведении. | 1. Организация образовательного процесса в вузе. 2. Интеграция педагогической культуры в юридическое образование. 3. Особенности организации образовательного процесса при различных формах получения высшего профессионального образования. | Устный опрос, выполнение заданий и решение задач; подготовка докладов и рефератов. | ||
Тема 5. Некоторые методы и средства преподавания юриспруденции студентам высшей школы. | 1. Методика преподавания отдельных юридических дисциплин. 2. Особенности преподавания специальных юридических дисциплин. | Устный опрос, выполнение заданий и решение задач. | ||
Тема 6. Основные формы преподавания юриспруденции в высшей школе | 1. Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы. 2. Методика проведения практических занятий. 3. Применение активных форм обучения при проведении практических занятий по юридическим дисциплинам | Устный опрос заслушивание докладов | ||
Тема 7. Контроль знаний студентов высшей школы | 1. Контроль успеваемости знаний. 2. Роль промежуточного контроля по учебному курсу и методика его проведения. 3. Методика проведения зачетов и экзаменов. | Устный опрос, заслушивание докладов | ||
Тема 8. Современные технологии преподавания юриспруденции в высшей школе | 1. Дистанционное обучение. 2. Сущность и цели проблемного обучения. 3. Диагностика продуктивного обучения. | Проверка конспекта. Устный опрос. | ||
Тема 9. Воспитание личности студента высшей школы | 1. Модели воспитания. 2. Стили воспитания. 3. Основные формы организации воспитательного процесса в вузе и их классификация. | Проверка конспекта. Устный опрос | ||
Тема 10. Содержание профессиональной культуры преподавателя юриспруденции | 1. Характеристика личности педагога. 2. Стили педагогического руководства. 3. Сущность способностей педагога | Проверка конспекта. Устный опрос | ||
Тема 11. Творчество в учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности преподавателя юриспруденции. | 1. Основные направления развития творчества в деятельности студентов. 2. Научно-исследовательская деятельность преподавателя юриспруденции. | Проверка конспекта. Устный опрос | ||
ВСЕГО |
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине