ОПК-3. Готовность к психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса.
Знать:
– сущность семейного воспитания, его движущие силы, логику и особенности с учётом традиций и инноваций в образовании;
- ценности, цели, принципы, содержание и методы семейного воспитания;
- национальное своеобразие воспитания в современной России.
Уметь:
- анализировать особенности и потребности семьи в вопросах воспитания детей;
– создавать программы педагогического просвещения родителей с учётом их индивидуальных особенностей и социальных условий жизни членов детского коллектива;
- проявлять готовность к социальному партнёрству с родителями школьников.
Владеть:
- способностью рационально использовать различные факторы социализации для помощи родителям в процессе семейного воспитания;
– традиционными и инновационными способами организации педагогического просвещения родителей;
- способами организации сотрудничества семьи и школы.
Студент должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:
ПК-3. Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Знать:
- особенности и проблемы духовно-нравственного развития и воспитания в эпоху глобализации;
- сущность духовно-нравственного развития личности и её социализации в контексте семейного воспитания;-
- содержание деятельности классного руководителя в процессе педагогического сопровождения духовно-нравственного воспитания детей в семье.
Уметь:
- планировать сотрудничество с родителями школьников в процессе их духовно-нравственного воспитания в семье;
- проектировать содержание и формы участия семьи в духовно-нравственном воспитании детей в школе.
Владеть:
- формами и методами помощи семье по разным направлениям воспитания детей;
- методами педагогической поддержки духовно-нравственного воспитания в семье.
В соответствии с Профессиональным стандартом педагога курс формирует следующие знания: разработка (освоение) и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; организация различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учётом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона; основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка; |
создание в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью. Знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодёжи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребёнка, трудового законодательства[1].
[1] Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)». – Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013. №1115н.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа.
№ п/п | Раздел (тема) модуля | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) | Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах / %) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Лекции | Семинары | Практические занятия | Лабораторные работы | Контрольные работы | СРС | КП / КР | ||||||
Традиции и инновации в семейной педагогике. Семья в светской и христианской культурах. Воспитате-льный потенциал семьи. | 2 = 1,85 % | |||||||||||
История семейного воспитания в России с древнейших времён до 17 века. Семейная педагогика в России 18-19 вв. | 2 = 1,85 % | |||||||||||
Семейная педагогика в России в 20 веке. | 2 = 1,85 % | Рейтинг 1. | ||||||||||
Особенности семейн. воспитания в эпоху глобализации: традиции и инновации. | 2 = 1,85 % | |||||||||||
Духовно-нравственное воспитание в семье. | 2 = 1,85 % | |||||||||||
Микроклимат семьи и его значение для воспитания ребёнка. | 2 = 1,85 % | Рейтинг 2. | ||||||||||
Умственное и эстетическое воспитание ребёнка в семье. | 2 = 1,85 % | |||||||||||
Физическое и полоролевое воспитание в семье. | 2 = 1,85 % | |||||||||||
Профилактика отклоняющегося поведения детей в семье. | 2 = 1,85 % | Рейтинг 3. | ||||||||||
Всего | 18(17%) | Зачёт |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ