Магистерская программа: «Административная юрисдикционная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Актуальные проблемы педагогики высшей школы»
Направление подготовки: 40.04.01 - Юриспруденция
Магистерская программа: «Административная юрисдикционная
Деятельность таможенной администрации»
Магистерская программа: «Уголовно-правовые и криминологические аспекты таможенной преступности»
Квалификация (степень) выпускник: магистратур
Набор
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДЕНО
учебно-методическим советом
юридического факультета
(протокол от «28» июня 2016 г. № 11)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Актуальные проблемы педагогики высшей школы»
Направление подготовки: 40.04.01- Юриспруденция
Магистерская программа: «Административная юрисдикционная
деятельность таможенной администрации»
Магистерская программа: «Уголовно-правовые и криминологические
аспекты таможенной преступности»
Квалификация (степень) выпускник: магистратура
Набор
Автор
А.И. Пустозеров, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат педагогических наук, профессор
Ответственный за выпуск
А.Т. Климович заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, доктор исторических наук, профессор
Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин
(протокол от «23» июня2016 г. № 11)
Программа рекомендована выпускающими кафедрами:
«Таможенного права», протокол №13 от 14 июня 2015 г;
«Уголовно-правовых дисциплин», протокол № 9 от 24 июня 2015 г
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела методического обеспечения образовательного процесса
_________________________ /Ю.В. Шустрова/
© Российская таможенная академия, 2016
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цельизучения дисциплины«Актуальные проблемы педагогики высшей школы»- усвоение обучаемыми научных основ обучения и воспитания человека, как всесторонне развитой личности, овладение общепедагогическими знаниями и умениями их творческого использования в процессе преподавания дисциплин избранной предметной (научной) области.
Задачамиизучения дисциплины являются:
- формирование знаний теоретико-методологических проблем педагогической науки;
- уяснение основных закономерностей и принципов воспитания и обучения;
- приобретение навыков применения в педагогическом процессе основных форм и методов обучения и воспитания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения,
соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код компетенции | Результаты освоения | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК- 3 | -способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | Знать: -основные достижения, современные проблемы и тенденции развития педагогики как науки, её взаимосвязь с другими науками Уметь: ‑ использовать в образовательном процессе знание фундаментальных основ педагогики об обучении и воспитании Владеть: -навыками анализа проблем и тенденций развития зарубежной и отечественной педагогической науки на современном этапе |
ОК-4 | -свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения | Знать: - основы социальной психологии, психологии общения, психологии групп; Уметь: -организовывать целенаправленное педагогическое воздействие на обучаемых как на русском, так и на иностранных языках; Владеть: - навыками сотрудничества в профессиональной деятельности на основе психологических знаний. |
ОК-5 | -компетентным использованием на практике приобретённых умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | Знать: ‑ методологию научных исследований как самостоятельной области педагогического познания; современные представления о научном познании; Уметь: ‑ применять полученные знания для использования в процессе творчества и научно-исследовательской работы; Владеть: ‑ методикой самостоятельного изучения и анализа исторического процесса становления и развития педагогической науки |
ПК-13 | -способностью управлять самостоятельной работой обучающихся | Знать: -основы управления самостоятельной основы обучаемых; Уметь: -использовать в своей деятельности методы самостоятельной работы; Владеть: -методикой управления самостоятельной работой обучаемых |
ПК-14 | - способностью организовывать и проводить педагогические исследования | Знать: ‑ методологию педагогических исследований как самостоятельной области педагогического познания; современные представления о научном познании; Уметь: ‑ применять полученные знания для использования в процессе творчества и научно-исследовательской работы; Владеть: ‑ методикой самостоятельного изучения и анализа педагогического процесса, становления и развития педагогической науки |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
Учебная дисциплина «Актуальные проблемы педагогики высшей школы» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы и является дисциплиной по выбору. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин « Отечественная история», « Философия», «История таможенного дела и таможенной политики».
«Актуальные проблемы педагогики высшей школы» изучается на 1 курсе в 1 семестре по очной форме обучения.
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов не предусматриваются
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетных единицы (ЗЕ), 108 академических часов.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ | Всего часов | Курс |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | зачет |
Таблица 2.2
Распределение объема дисциплины по видам работ
по заочной форме обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Курс |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации: | зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ,
Раздел 1. Дидактика
Тема 1.1. Педагогика как наука и учебная дисциплина.
Целеполагание в образовательном процессе
Педагогика как наука и учебная дисциплина. Предмет педагогики. Зарождение педагогической мысли в древнем мире. Педагогические взгляды выдающихся педагогов и их значение для становления и развития педагогики как науки. Научный статус педагогики, её место и роль в системе наук о человеке. Объект и предмет педагогики. Задачи педагогической науки. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Важнейшие проблемы и методы педагогических исследований. Основные категории педагогики: обучение, образование, воспитание, развитие, педагогический процесс.
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.
2. Изучите раздел «Целеполагание в образовательном процессе» по любому учебнику педагогики.
3. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы..
4. Разберитесь в понятиях «образовательный процесс» и «педагогика».
5. Изучите элементы основных функций педагогики
6. Обсудите в учебной группе методы педагогического исследования.
7. Определите цели и задачи педагогики.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
При выполнении 4-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: образование, обучение, воспитание.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как возникла необходимость в знаниях педагогики?
2. Докажите необходимость знаний педагогики для вашей профессиональной деятельности.
3. Дайте определение педагогики как науки. Покажите всю сложность и многоплановость педагогического процесса.
4. Какие особенности педагогического процесса вы знаете?
5. Какие функции педагогики вы можете назвать?
Методиках обучения
Характеристика основных принципов дидактики. Научность обучения. Соответствие содержания и организации обучения профессиональной деятельности. Наглядность обучения. Систематичность, последовательность и комплексность обучения. Обучение на высоком уровне трудностей. Прочность овладения знаниями, навыками и умениями. Коллективизм и индивидуальный подход.
Раздел 2. ВОСПИТАНИЕ
Воздействия на личность
Воспитание в педагогическом процессе. Традиции гуманистического воспитания таможенных специалистов. Цели воспитания. Нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений. Семья, как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Воспитание - важнейший фактор формирования личности и коллектива. Формы и методы организации и проведения воспитательных мероприятий. Содержание воспитания. Закономерности процесса воспитания и его противоречия. Функции воспитания. Средства и методы воспитания.
Практическое занятие:
«Основные направления, средства и методы педагогического
воздействия на личность»
(форма обучения очная и заочная)
(занятие проводится с использованием «мозгового штурма»)
1. «Интеллектуальная разминка» по. уточнению и закреплению основных понятий темы:
- «педагогическое воздействие»;
- «педагогическое общение»;
- «педагогика сотрудничества»;
- «бесконфликтная технология»;
- «авторитарная технология»;
- «гуманизация педагогических отношений»; «демократизация педагогических отношений».
2. Организационная часть.
- вступительное слово преподавателя;
- довести тему занятия и актуальность рассматриваемой проблемы;
- обозначить цель и порядок проведения занятия.
3. Основная часть.
Учебные вопросы:
1. Понятие педагогического воздействия и взаимодействия и его содержание.
2. Педагогическое общение, его стили, их характеристика.
3. Межличностные отношения как фактор успешного решения учебно-воспитательных задач.
4. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества; гуманно- личностная, бесконфликтная, авторитарная.
5. Педагогические технологии на основе демократизации и гуманизации педагогических отношений.
6. «Мозговой штурм» - выбор воспитательных технологий применительно к индивидуально-психологическим особенностям студентов.
3. Заключительная часть.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу и отработать конспект по данной теме.
2.Разработать схему индивидуальной воспитательной работы со студентами.
3. Изучите методы воспитательного воздействия, применяемые в вузе.
4. Выпишите в тетрадь и изучите основные закономерности воспитания.
5. Изучите условия эффективного применения методов и принципов воспитания.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к практическим занятиям
При изучении темы обратите внимание на усвоение категорий процесса воспитательного воздействия: технология воспитания, педагогическое общение, социальная перцепция в воспитательном процессе.
Психолого-педагогический анализ конкретных педагогических ситуаций. Обсуждение практических заданий, выполненных при подготовке к занятию. Для выполнения задания в ходе самостоятельной работы группа разбивается на 3 подгруппы, каждая из них готовит свое задание:
- психолого-педагогическая характеристика на коллегу по группе (готовят все);
- план изучения личности студента (1-ая подгруппа)
- план проведения мероприятий на выходные (праздничные) дни(2-ая подгруппа ;
- социально-психологический портрет учебной группы (3-я подгруппа).
При подготовке к занятию использовать концепцию воспитательной работы в Российской таможенной академии и рекомендации кураторам учебных групп.
Контрольные вопросы для самопроверки
1.Что такое воспитательное воздействие?
2. Определите основные технологии воспитания
3. Дайте определение принципам воспитания.
4. Что такое педагогическое общение?
5. Основные принципы гуманизации воспитания в вузе.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.
2. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.
3. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Билет для зачета № 1
1.Понятия о предмете, объекте и закономерностях педагогики
2. Опишите образовательную модель учебного заведения, в котором ранее обучался магистрант. Сформулировать рекомендации по совершенствованию данной модели.
Билет для зачета № 2
1.Раскойте основные мыслительные операции.
2. В процессе проведения занятия Вы почувствовали ослабление интереса обучаемых к занятию. Показателем этого явилось невнимательность в работе, частая отвлекаемость, посторонние разговоры, пассивность.
Как можно спроектировать и организовать ситуацию совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучаемых?
Билет № 3
1. Педагог и педагогическая деятельность.
3. Составьте план проведения занятия по теме: «Порядок изучения индивидуально-психологических свойств личности сотрудника таможенных органов».
7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету
(для очной и заочной форм обучения)
1. Зарождение педагогической мысли в древнем мире.
2. Предмет, объект и задачи педагогической науки.
3. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
4. Педагогические взгляды Коменского.
5. Педагогические взгляды Ушинского.
6. Педагогические взгляды Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.
7. Педагогические взгляды Герберта, Дистервега.
8. Педагогические взгляды Макаренко.
9. Основные источники педагогического знания.
10. Современные концепции обучения.
11. Наследственные факторы в формировании личности.
12. Социальные факторы в становлении и развитии человека.
13. Структура педагогического процесса, его функции.
14.Целеполагание в образовательном процессе и образовательные стандарты.
15. Роль и место педагога в педагогическом процессе.
16. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.
17. Обучение как процесс: его сущность, структура, содержание.
18. Закономерности и принципы обучения, их основные требования.
19. Система методов обучения, условия их реализации.
20. Средства обучения, их классификация и характеристика.
21. Понятие педагогической технологии, их классификация.
22. Понятие воспитания, его содержание.
23. Влияние макро и микросреды на воспитание человека.
24. Основные проблемы, принципы и содержание семейного воспитания.
25. Воспитательный потенциал семьи.
26. Педагогическое взаимодействие, его стили и модели поведения педагога в общении с обучаемыми.
27. Взаимосвязь законов, закономерностей и принципов воспитания.
28. Система методов воспитания, условия их реализации.
29.Развитие у обучаемых потребностно-мотивационной сферы, связанной с гражданственностью и патриотизмом.
30. Педагог и педагогическая деятельность.
31. Педагогическое мастерство и его основные компоненты.
32. Пути совершенствования педагогического мастерства.
33. Нравственно-педагогический образ педагога, его характеристика.
34.Роль и задачи педагогической науки в совершенствовании всех компонентов образовательной системы.
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение учебной дисциплины «Актуальные проблемы педагогики высшей школы» осуществляется на научной основе, с использованием современных достижений педагогической науки, в тесной связи с другими учебными дисциплинами. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта.
Занятия по отдельным темам проводятся в интерактивной формах:
- по теме 1.3. Лекция. «Дидактика. Основы организации, сущность и содержание процесса обучения» проводится в форме лекции – визуализации;
- по теме 1.4. Практическое занятие. «Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных методиках обучения» проводится в форме дебатов с мозговым штурмом и решением педагогических задач;
- по теме 2.3. Практическое занятие. «Формирование профессионального мастерства преподавателя» проводится в интерактивной форме «мозгового штурма» методологической проблемы, педагогической игры с выполнением упражнений.
Самостоятельная работа обучаемых имеет целью, углубленное изучение педагогической литературы, передовых педагогических взглядов прошлого и настоящего, отечественного и зарубежного опыта обучения и воспитания. В ходе самостоятельной работы слушатели готовят рефераты по актуальным педагогическим проблемам.
Контроль результатов обучения слушателей осуществляетсяв процессе семинарских и практических занятий.
Изучение дисциплины завершается зачетом.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.04.01- Юриспруденция (квалификация «магистр») реализация компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Актуальные проблемы педагогики высшей школы» предусматривает использование в учебном процессе информационных технологий (электронных учебников и справочников, учебных видеофильмов, тестовых систем и др.), образовательных технологий (проблемных лекций, проблемных семинаров, блиц-опросов, работу в малых группах и др.), электронных образовательных ресурсов (информационных (справочных) систем, баз данных и др.)
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать электронные тестовые системы.
Реализация компетентностного подхода при преподавании психологии и педагогики предусматривает использование в учебном процессе следующих образовательных технологий:
- обсуждение и решение ситуационных задач;
- блиц-опрос по определениям;
- коллоквиум;
- дискуссия.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
«Актуальные проблемы педагогики высшей школы»
Направление подготовки: 40.04.01 - Юриспруденция
Магистерская программа: «Административная юрисдикционная