Направляемое слушание /обдумывание
Метод«Направляемое слушание /Обдумывание»используется на уроке во время фазы «построение знаний», т.е. той части урока, когда проводят изучение, чтобы осмыслить учебный материал. Во время этого задания ученики слушают историю, которую им рассказывает или читает учитель, и делают предположения о том, что будет говориться в тексте дальше. Учитель просит их время от времени сверять свои предположения с информацией из текста и высказывать новые предположения.
Обоснование: Метод «Направляемое слушание /Обдумывание» используется, когда у учителя имеется только один экземпляр текста, или он хочет вовлечь учеников в понимание рассказа и при этом сделать так, чтобы им не нужно было его читать. Этот метод можно использовать для того, чтобы учить учеников лучше понимать, или же это может быть средством заставить учеников внимательно слушать текст, который затем будет подробно обсуждаться. С помощью метода «Направляемое слушание /Обдумывание» мы обучаем учащихся слушать или читать активно, развивать навыки понимания повествовательных текстов и использовать свое знание жанра и понимание структуры сюжета для того, чтобы делать предположения о тексте.
Количество учеников в группе:Метод «Направляемое слушание /Обдумывание» можно использовать при работе с группами учеников от 6 до 30. Если учеников будет больше, то это будет ограничивать их возможности участия в работе.
Материалы:Метод «Направляемое слушание /Обдумывание» требует только того, чтобы у учителя был в распоряжении какой-то хороший рассказ, который он мог бы пересказать или прочитать. Для данного метода лучше всего брать предсказуемые истории – в которых имеется какая-то проблема и последовательность действий ведет к какому-то заключению.
Необходимое время: Время, необходимое для такого занятия, зависит от длины рассказа и того, насколько подробное рассмотрение рассказа предполагает учитель. Все задание не должно занимать более 30 минут.
Ход работы:
Шаг 1:Учитель отбирает для чтения классу какую-то предсказуемую историю.
Шаг 2:Учитель выбирает, где будут остановки – это должны быть такие места, где что-то должно вот-вот произойти или будет получен ответ на вопрос. Таких остановок должно быть примерно пять – если их будет больше, то это нарушит течение повествования и снизит у детей нарастание интереса.
Шаг 3: Учителю для начала можно просто сообщить ученикам название и объяснить жанр текста (народная сказка, реалистическое художественное произведение, притча, миф и т.п.) и спросить учеников, что, по их мнению, может произойти в такой истории. Учитель старается, чтобы ученики сделали как можно более конкретные предположения. После того как предположения высказаны, учитель просит учеников решить, какое предположение, по их мнению, окажется наиболее верным (даже если предположение высказано каким-то другим учеником), а затем просит их внимательно слушать, чтобы узнать, что действительно произойдет.
Шаг 4:Учитель читает или рассказывает следующий эпизод рассказа до следующей остановки, спрашивает, какие из предположений оказались верными, и что заставляет учеников так думать. Затем он просит учеников высказывать новые предположения, и этот цикл высказывания предположений и их подтверждения продолжается до тех пор, пока не будет прочитан весь рассказ.
Шаг 5:Когда он дойдет до конца рассказа, он просит учеников проанализировать свои предположения. Какие из предположений оказались точными? Как им удалось сделать такие предположения? Каким образом знание ими жанра, сюжета или темы рассказа помогло им предсказать, что будет дальше? Какой совет они дали бы другим ученикам для того, чтобы помочь им делать правильные предположения?