Обучение дидактическим играм.
Дидактические игры проводятся с целью развития представлений о свойствах предметов (величина, цвет, форма, размер..) и различных пространственно-временных отношений между предметами. В дидактических играх проводится обучение способам выделения различных свойств и отношений предметах и явлениях, формируется умение направлять собственные действия с предметами
на основе выделенных в этих предметах свойств. Выделение свойств и отношений предметов проводится различным способом путем практических проб и ошибок, путем сочетания практических проб со зрительной оценкой свойств предметов с постепенным переходом в результате обучения к свернутым ориентированным действиям в знакомых предметах и в действиях по аналогии. Необходимо стремиться к тому, чтобы не было разрыва между зрительным выделением
отдельных свойств предметов, их словесным обозначением и практическим действием с учетом этих свойств.
-Познакомить детей с разнообразными игрушками, вызвать желание играть с ними, способствовать сохранению в течение длительного времени эмоционально-положительного отношения к игрушкам, познакомить с игрушками мягкими, озвученными, передвигающимися;
-Развивать умение осуществлять разнообразные действия предметно-игровые с использованием дидактических игрушек: собирать пирамидку из 3-4 колец, матрёшку из 4-х элементов, коробки и банки с крышками соответствующих размеров;
-В процессе игры с дидактическими игрушками учить ориентироваться на различные свойства: форму, цвет, величину, функциональное назначение, определять свойства, наиболее существенные для данного ряда деятельности.
-Учить соотносить объемные и плоскостные формы предметов, сравнивать предметы в цветном и однотонном изображении;
-Учить сравнивать предметы по одному из выделенных признаков, учить сравнивать группы предметов по количеству (много, мало, одна), учить классифицировать, группировать предметы по одному из ведущих признаков (по назначению, по цвету, по величине), учить выделять предмет, который не подходит к данной группе и объяснять почему не подходит; сравнение по цвету: красный, синий, желтый, голубой, коричневый, черный, белый; сравнение по форме: квадрат, треугольник, круг, овал выделение различных качеств предметов, сравнение с уточнением степени превосходства того или иного качества в данных предметах по вкусовым особенностям (кислый, соленый, сладкий и т.д.), по материалу, из которого сделаны предметы (меховой, железный, стеклянный), но весу (легкий, тяжелый, легче, теплее, теплый - теплее, холодный - холодное, красивый - еще краше, самый красивый и т.д.;
- учить в игре использовать предметы-орудия при выполнении игровых задач;
- в процессе всех дидактических игр способствовать обогащению чувственного опыта по выделению различению пространственных представлений и отношений между предметами. Различение и называние пространственных отношений: в, на, под, рядом, около, между, здесь, там, в середине, впереди, сзади, левое, правое, слова, справа, вверху, внизу;
- способствовать формированию зрительной оценке пространства: что видно из окна, какие предметы ближе к тебе, дальше от тебя, около тебя, справа, слева, рядом;
-формирование активной пространственной ориентировки в процессе выполнения целенаправленных действий с предметами. С этой целью широко использовать игры с мячами, шарами, игры на полу, на ковре максимальным использованием всего свободного пространства, игры с заводными игрушками с выполнением движений с ними по заданным направлениям: машина едет к тебе, от тебя, сзади тебя, прямо, по кругу, зигзагообразно и т.д.; широко использовать строительный материал, различные наборы для кукол: мебель, одежда;
- учить правильно располагать предметы на столе, необходимые для занятий, в процессе дежурства по столовой, в гардеробе;
- учить составлять целостный предмет из его частей с постепенным увеличением количества составляющих частей (от 2-х до 4) и степени сложности разделения целого на части. Данный вид
работы проводится только с использованием предметов, хорошо знакомых детям, как в натуральном виде, так и в изображении на картинке: яблоко, мяч, кубик, грибок, собака и др.;
- проводить игры, способствующие развитию зрительного и слухового внимания, быстроты реакции, точности движения;
- учить ориентироваться во времени, узнавать по характерным признакам части суток, времена года, усваивать последовательность их смены.
Второй год обучения.
I. Сюжетно - ролевая игра. Учитывая накопленный детьми опыт в действиях с игрушками и различными предметами, расширение общих представлений об окружающем и навыков совместной игры (2-3 человека), уделять основное внимание развитию игры с группой
сверстников, действия которых были бы логически связаны и отвечали тематике игры. Содержание сюжетно-ролевых игр в целом должно соответствовать опыту и интересу детей, стимулировать проявление их активности и творчества. Воспроизведение в игре действий взрослых должно касаться не только их внешней стороны (это врач, то выслушивает, делает укол, повар только готовит еду), в игре необходимо воспитывать отображение сущности отношении между людьми с проявлениями доброжелательности, вежливости, внимания друг к другу. Тематику игр составляет: труд и отношение людей с проявлением общественно-значимой деятельности, мир животных, мотивы литературных произведений. Игры детей, как одиночные, так и самостоятельные, должны реализовать и закреплять знания, получаемые на специальных занятиях, развивать и закреплять все
социально-бытовые навыки.
Обучение в сюжетной - ролевой игре со стороны воспитателя направлено:
- на воспитание умения намечать и распределять между собой роли, поощрять развитие воображения, подбирать необходимые для данной роли вещи, придумывать несложный сюжет;
- на разнообразие тематики игр с использованием предметов и игрушек, различных по фактуре, размеру, назначению, на разнообразие действия с одной и той же игрушкой в зависимости от сюжета игры, на развитие умения использовать в игровом действии
все свойства одного и того же предмета;
- на организации коллективных игр по правилам с договоренностью о теме игры, о распределении ролей;
- на развитие планирующей и объяснительной речи детей в процессе игры с умением выслушивать друг друга, обратиться за помощью, аргументировать свои действия и объяснять их;
- на включение в сюжетно-ролевую игру действий, связанных с конструированием некоторых элементов, по теме игры - мебель для куклы, гараж для машины, домик для собаки и т.д.; с распределением пространства игрового уголка на несколько частей.
С целью развития познавательного интереса детей, их активности, активизации движений и ориентировки в пространстве систематически проводить игры-забавы с использованием игрушек, приводимых в движение, игрушек озвученных, плавающих, летавших, надувных.
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр: "Прогулка", "Магазин", "Зоопарк", "Утро куклы", "Семья", "Гости", "Детский сад", драматизация сказки "Репка", "Колобок".
2. Дидактические игры:
- продолжать обучать наблюдению за предметами и явлениями, умению выделять в них различные признаки, сравнивать предметы, правильно называя вое выделяемые в них признаки, постепенно увеличивал количество признаков, которые необходимо учитывать при группировке предметов;
- закреплять представления об основных цветах, дать представление о некоторых оттенках, степени насыщенности тона;
- продолжать формировать представления о форме - круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная, овальная с называнием некоторых форм;
- закреплять представления о величине толстый - толще, тонкий - тоньше, широкий - узкий, шире - уже, высокий - низкий, выше - ниже; введение в речь соответствующих словесных обозначений;
- учить выделять форму в предметах повседневного обихода, сравнивать предметы по форме - квадратная, треугольная, круглая и т.д.;
- сравнивать предметы по материалу, из которого они сделаны, по весу: меховой, железный, стеклянный, тяжелее, легче и объяснять в связи с этими признаками предметов их другие свойства
(теплый, жесткий, бьющийся и т.д.);
- учить выделять признаки предметов по их относительности к определенному предмету (кошачья лапа, птичья кормушка, собачья конура, лисья нора, мамин шар, дедушкины очки и т.д.;
- учить группировать предметы по нескольким признакам одинаковые по цвету, но разные по величине и форме; различные по цвету, величине и форме, но сходные в употреблении и т.д.;
- учить узнавать целое по его части, воссоздавать целое из частей, постепенно увеличивая количество деталей я степень сложности их соединения.
В процессе дидактических игр всесторонне способствовать развитию понимания речи с расширением понимания значения каждого слова, способствовать активному употреблению в экспрессивной речи детей слов - названий действий, орудий действия, объектов действия, признаков предметов, наречий и предлогов. С целью развития речи проводятся специальные словесные дидактические игры: "Кто лучше скажет", "Назовем, что видим", "Скажи наоборот","Догадайся о чем говорим", а также отгадывание загадок (узнавание по описанию предметов, животных, растений).
Третий год обучения
I. Сюжетно-ролевая игра. Стремиться к тому, чтобы игра становилась ведущим типом детской деятельности, в которой закладываются элементы учебной деятельности. Тематика игр подбирается с учетом того, чтобы дети действовали самостоятельно, совместно, действия одного ребенка по игре определяли бы действия другого, чтобы действия планировались в зависимости от темы и цели игры,
чтобы дети умели объяснять друг другу его действия, чтобы каждое действие по игре имело смысловую нагрузку. Содержание игр должно способствовать эстетическому и нравственному воспитанию. Игры должны быть продолжительными с переносом действия на следующий
день.
- продолжать формировать у детей умение связывать в игре несколько действий в их логической последовательности, проводить сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу;
- формировать у детей способность входить в роль и действовать до конца игры в соответствии с ролью и сюжетом игры;
- учить детей предварительному планированию предстоящей игры, выделению определенных правил игры;
- учить действовать в воображаемой ситуации, использовать различные предметы-заместители;
- закреплять умение отражать в играх события реальной жизни, переносить в игру увиденное в процессе экскурсий, наблюдений, чтения игр, просмотра, фильмов;
- воспитывать навыки совместной игры, умения договариваться между собой о распределении ролей;
- учить использовать для игры постройки и поделки, изготовленные на занятиях по ручному труду;
- учить общению в игре с развитием навыков объяснительной речи, с сопровождением своих действий речью (фиксировать проделываемое, планировать предстоящее действие), активизировать коммуникативную речь. Примерная тематика сюжетно-ролевых игр: "Мама и дочка", "Магазин" (различного назначения), "Аптека", "У врача", "На почте", "Летчики", "Столовая", "Школа", драматизация сказок: "Три поросенка", "Теремок", "Красная шапочка".
2. Дидактическая игра проводится, прежде всего, в целях умственного воспитания детей с развитием ориентировки на различные свойства предметов при выполнении игровых задач:
- проводить игры, включающие прием группировки предметов по определенному признаку, по нескольким признакам, выделяя ведущий признак, по которому можно провести группировку ("Подбери по цвету", "Времена года", "В саду и огороде", "Кому что нужно");
- совершенствовать умение различать предметы по величине, понимать относительность величины ( "Чье место в ряду", "Наведи порядок");
- учить воссоздавать целостный образ предмета при складывании из кубиков при наличии картинки, при складывании разрезных картинок различной степени сложности, прикладывании сборно -разборных игрушек, при выполнении различных задач в игре в лото ("Сложи дом", "Почини игрушку");
- учить узнавать предметы по отдельным характерным деталям, по форме, весу, величине в сочетании с цветом;
- учить определять изменение в расположении предметов и распределять предметы в различных направлениях: спереди, сбоку, сзади, налево, направо, над, под, за, в, из-за, между, вверху, внизу;
- развивать представления о времени: смена частей суток, времен года, дней недели; определять скорость и продолжительность отдельных явлений и событий: что было "до...", "после...", "что
было и что стало", "что будет потом", "быстрее - медленнее" , "тише" в сравнении с конкретным явлением и действием (игры по типу: какой мяч сильнее подпрыгнет, кто дальше прокатится с горки, на чем быстрее доедешь и т.д.).
В процессе всех игр развивать любознательность, активность, внимание, память, быстроту реакции, активизировать речевую деятельность.