Изобразительная деятельность и конструирование

Объяснительная записка

Данная программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет, имеющими диагноз "Детский церебральный паралич" (все клинические формы, кроме двойной гемиплегии).

Программа рассчитана на трехлетний срок воспитания и обу­чения детей в дошкольных учреждениях следующего типа: детских яслях-садах и детских садах с круглосуточным пребыванием, в до­школьных детских домах, дошкольных группах при школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами.

В данные учреждения принимаются дети, не имеющие олигофрении в степени имбецильности и идиотии. Которые ходят самостоятельно или с помощью различных приспособлений, могут частично себя обслужить, или имеют двигательные возможности для формирования навыков по самообслуживанию, гигиене и санитарии. Как правило, дети с церебральным параличом имеют различные нарушения в психическом и речевом развитии (дизартрия, анартрия, алалия, общее недоразвитие речи). У некоторых детой отмечается снижение слуха - I, II степени тугоухости. Работу с этими детьми необходи­мо строить с учетом рекомендаций, получаемых в сурдологическом центре.

Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей по разным направлениям педагогической работы, обеспе­чивающим в совокупности разностороннее развитие ребенка с це­ребральным параличом и подготовку его к школе. Программа строит­ся на следующих принципах:

1. Учет общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов.

2. Обеспечение общего разностороннего развития дошкольни­ков с церебральным параличом на основе изучения их возрастных психофизических возможностей с максимальной адаптацией к окру­жающей действительности.

3. Организация специальной коррекционно-воспитательной ра­боты с учетом структуры интеллектуального и двигательного дефек­та, индивидуальных особенностей детей.

4. Реализация деятельностного подхода к воспитанию, т.е. проведению всех видов воспитательной работы - образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.

5. Проведение всех воспитательных и коррекционно-образовательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем раз­витии функции с коррекцией дефектных.

6. Группировка всего учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения. Коррекция и формирование в процессе всех видов деятельности двигательных умений и навыков, коррекции на­рушений психического и речевого развития.

7. Отражение всех сведений и впечатлений об окружающем тре­мя способами: действием, речью, изображением.

8. Осуществление преемственной связи между специальным до­школьным учреждением для детей с церебральным параличом и школой соответствующего типа.

Программа рассчитана на выполнение ее во всем объеме при условии полного (3 года) или частичного (1,2 года) пребывания детей в дошкольном учреждении в зависимости от состояния их пси­хофизического развития. Программа обеспечивает решение следующих основных задач:

1) обогащение общего развития детей;

2) коррекция аномального развития;

3) дифференциальная диагностика;

4) подготовка к школьному обучению.

Однако решение всех конкретных воспитательно-образовательных задач, стоящих в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, который обеспечивает­ся тесной взаимосвязью лечебных мероприятий с педагогическим про­цессом. Осуществление обще развивающих задач по всем разделам про­граммы неразрывно связано с решением коррекционных задач. Коррек­ционные задачи индивидуальны, и возникают они в связи с двига­тельными и психическими особенностями каждого ребенка. Поэтому в одних случаях коррекционные задачи осуществляются параллельно с общеразвивающими. В других случаях помимо этого решение, коррекционных задач предваряют осуществление общеразвивающих, создавая тем самым основу для проведения мероприятий по воспитанию и обу­чению.

Коррекционные задачи вызваны:

I) Двигательной недостаточностью, различной по степени тяжести, характеру нарушения, а следовательно, и по динамике развития двигательной функции.

Общим требованием для всех детей с ц.п. на всех возрастных стадиях является: формирование потребности осуществления доступ­ных двигательных актов с активизацией и развитием тем самым двигательных возможностей; закрепление двигательных умений полу­ченных в результате специально проводимого лечения, в конкретных действиях, связанных с осуществлением различных видов детской деятельности (бытовой, трудовой, игровой, изобразительной) с фор­мированием тем самым двигательных навыков, необходимых для этих видов деятельности.

При этом с целью проведения правильной коррекции нарушенно­го движения, формирования и закрепления двигательного умения все мероприятия, связанные с включением двигательного акта следует осуществлять при индивидуальном подходе с учетом структуры дви­гательного дефекта, что осуществляется совместно с другими специалистами: врачом-психоневрологом, ортопедом, методистом по ЛФК.

2) Коррекционные задачи в связи с нарушением психической деятельности в виде снижения интереса, побуждения и потребности к любому активному действию, тормозимости и инертности психи­ческих процессов, повышенной утомляемости и низкой работоспособ­ности, нарушении произвольности психических процессов, особенно внимания и памяти, замедленности мыслительных операций в различных видах деятельности. У некоторых детей нарушения психической деятельности проявляются в виде повышенной отвлекаемости, общей психической и двигательной расторможенности. Коррекция нарушения психической деятельности пронизывает весь воспитательно-об­разовательный процесс и учитывается в выборе приемов и форм его

проведения. При необходимости следует также проводить специаль­ные коррекционные игры и упражнения, направленные предельно на стимуляцию психической и двигательной активности детей, норма­лизацию деятельности.

3) Коррекционные задачи в связи с речевыми нарушениями. Речевые нарушения у детей с церебральным параличом отличаются большим разнообразием. Многочисленную группу составляют дети, имеющие тяжелые нарушения произносительной стороны речи в связи с дизартрией, различной по форме и степени тяжести. Помимо наруше­ния произношения у большинства детей отмечается недоразвитием всех сторон языковой действительности; фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Все это в сочетании с особенностями познавательной и психической деятельности в целом значительно затрудняет спонтанное развитие коммуникативных сторон речи, а также речи, сопровождающей, фиксирующей и планирующей проделываемые действия

Коррекция дефектов речевого развития пронизывает весь учебно-воспитательный процесс. Овладение при этом различными сторонами речевой действительности (словарным запасом, грамматическим строем, элементами связной речи, коммуникативной и планирующей речью) происходит частично в ходе различных видов детской деятель­ности.

Целенаправленное решение коррекционных задач осуществляется на специальных занятиях по развитию речи, проводимых логопедом и воспитателем по подгруппам фронтально, а также на индивидуальных занятиях, проводимых учителем-логопедом.

4) Коррекционные задачи в связи с недостаточностью сенсорного развития.

Сенсорное воспитание направлено на развитие ориентировочных действий по обследованию предметов, их сравнению и сопоставлению с выделением различных признаков предметов: цвет, форма, величи­на, пространственное расположение.

Как правило, дети с ц.п. усваивают действия обследования предметов и их признаки лишь на основе зрительного восприятия и речи. Поэтому формируется заметный разрыв между представлениями о цвете, форме, величине и т.д., их словесном обозначении и уме­нием применить эти знания в конкретном практическом действии. В результате этого не формируются полноценные представления о предметах и их признаках, которые могут быть использованы в любой ситуации, а не только в заученном действии.

Поэтому коррекция дефектов сенсорного развития проводится в русле всех видов детской деятельности. Помимо этого проводятся специальные дидактические игры, упражнения с целью формиро­вания и закрепления знаний об отдельных признаках, свойствах и отношениях объектов реальной действительности. Такие игры также могут составлять фрагмент основного занятия и имеют цель: акти­визацию, уточнение, закрепление знаний детей, совершенствование их умственной деятельности.

Сенсорная задача и коррекция дефектов сенсорного развития - это соединение чувственного восприятия объекта и, их свойств, признаков, отношений между ними со словесным обозначением при обязательном умении применять эти знания в конкретном практическом действии.

Сенсорное воспитание осуществляется в процессе обучения по различным видам деятельности, а также с использованием специаль­ных коррекционных упражнений.

Наибольшие сложности представляет работа с детьми, которые имеют снижение слуха. Коррекционная работа с ним, помимо реше­ния других задач, направлена на развитие слухового восприятия, на обучение произношению, на развитие речи с использованием приемов сурдопедагогики.

Программа состоит из восьми разделов, которые в совокупно­сти позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направ­лениям: умственное, физическое, трудовое и нравственно-эстетическое воспитание.

Материал программы рассчитан на шестидневную рабочую неде­лю. Продолжительность учебного года с 1 сентября по 15 июня. 6 недель в году отводится на специальное педагогическое и психологическое обследование, которое проводит учитель-логопед совместно с воспитателем и другими специалистами: 2 недели в сентябре, 2 недели в начале января, 2 недели в середине июня. Это обследование имеет цель: выявление, уточнение и проверку знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявление основных трудностей в овладении ими, определение коррекционных мероприятий по преодолению имеющихся затруднений.

В это время учитель-логопед в свое рабочее время проводит занятия индивидуальные, фронтальные и подгрупповые в зависимо­сти от цели обследования, его методики, вида детской деятельно­сти с использованием специальных методик психологопедагогического обследования детей дошкольного возраста.

В летний период проводится работа по закреплению полученных знаний, по совершенствованию умений и навыков и их активному применению детьми в самостоятельной деятельности.

Помимо основного содержания в программе в качестве приложения даны необходимые для организации работы материалы:

Режим дня для I, II, III года обучения.

Учебный план для I, II, III года обучения.

Примерное расписание занятий в группах I, II, III года обучения.

Распределение обязанностей между учителем-логопедом и воспитателем.

Труд

Трудовое воспитание включает в себя формирование навыков по самообслуживанию, навыков личной гигиены, обще трудовых уме­ний и навыков, расширению представлений о труде взрослых.

Коррекционные и общеобразовательные задачи трудового воспи­тания тесно связываются в процессе формирования конкретных навыков.

Задачи трудового воспитания:

1. Воспитание интереса и потребности в трудовой деятельно­сти, активности действий, но доступном по двигательным возможно­стям уровне - самостоятельно, с помощью других детой и взрослых.

2. Развитие двигательных умений и навыков, развитие мелкой моторики, координированных движений рук, развитие зрительно-мо­торной координации.

3. Формирование познавательных и социально значимых моти­вов трудовой деятельности.

4. Воспитанно самостоятельности, уверенности в своих дей­ствиях, адекватно оценивать возможности друг друга, управлять своим поведением, оценивать результат действия.

5. Умственное воспитание: развитие представлений об окружающей действительности, формирований пространственно-временных отношений и активной ориентировки в пространстве и времени, овладение различными способами действия и орудийными действиями, развитие понимания смысла действий и последовательности их выполнения. Умения контролировать свои действия в процессе выпол­нения трудовых операций, оценивать результат, уметь оценивать его с образцом, оценивать с точки зрения поставленной задачи трудового действия.

6.Нравственное воспитание: воспитание коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, воспитание умения доводить на­чатое дело до конца, формирование положительного отношения к
труду взрослых, желания оказать им помощь.

7.Речевое развитие: расширение и обогащение словаря с уточнением понимания смысла и значения слов, активизация коммуника­тивной функции, развитие речи как функции регулирующей, сопровождающей и планирующей весь процесс действия. При этом необходимо следить, чтобы все высказывания детей относительно плана действия и его оценки соответствовали конкретно проделываемым действиям, были им адекватны.

Осуществление данных задач основывается на дальнейшем раз­витии в результате лечения двигательных возможностей детей. Учитывая двигательные возможности детей, стремиться к тому, что­бы необходимые трудовые навыки формировались в результате доступной активной деятельности самих детей наряду с усвоением отдельных норм, правил и способов действия на словесном и зритель­ном уровне. Основное внимание должно быть уделено тому, чтобы у детей постоянно сохранялось стремление к овладению теми или иными трудовыми навыками, следить за тем, чтобы двигательное уме­ние, полученное в результате лечения по восстановлению нарушен­ного движения, вовлекалось в практическую деятельность, постепенно развиваясь и становясь автоматизированным навыком. Следить за тем, чтобы не было разрыва между возможностью производить то или иное практическое действие и его конкретной реализацией.

При затруднительном движении рук, нарушениях мелкой мотори­ки кисти и пальцев отрабатываются вначале отдельные действия: захватывание и удержание, перекладывание предметов из руки в ру­ку и др., которые необходимы для конкретно отрабатываемого на данном этапе бытового действия. Обучение в этом случае осуществляется пассивно-активным методом, когда воспитатель как бы сам проделывает действия рукой ребенка: вкладывает предмет в руку ребенка, способствует его удержанию, направляет движение руки, развивая тем самым ощущение от движения, мышечный контроль. При сохранном в достаточной степени движении рук, обучение труду проводится методом расчлененного показа, объяснения, анализа об­разца, проводится предварительное планирование предстоящей рабо­ты. Таким образом подход к формированию навыков личной гигиены, самообслуживания и трудовых умений в бытовой практике должен быть макси­мально индивидуализирован в зависимости от двигательных возможно­стей детей. Во всех случаях необходимо планирование и оценка про­делываемого действия и его результата.

На занятиях по труду воспитатель пользуется развернутой фразой, грамматически правильно построенными предложениями, побу­ждая и поощрял общение детей друг с другом. Но следует помнить, что занятия по труду не подменяются занятиями по развитию речи. Речь обслуживает данный вид деятельности.

Трудовое воспитание осуществляется в специально отведенное время, в процессе различных видов детской деятельности, а также в повседневной деятельности. Это труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Изобразительная деятельность и конструирование - student2.ru Ознакомление с окружающим.

Содержание данного раздела направлено на формирование ши­рокого круга представлений о реальной действительности, их уточ­нение и систематизацию. Знания об окружающем мире развиваются и закрепляются в различных видах детской деятельности: трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, а также в повседневной жизни.

Дети с церебральным параличом, как правило, имеют ограни­ченный запас представлений об окружающем мире. Это проявляется в малом объеме, в неточности и фрагментарности знаний, в открытии их систематизации, в неумении использовать имеющиеся знания при решении конкретных задач по различным видам деятельности. Полно­та, глубина и прочность знаний детей с церебральным параличом определяется, не простым количественным накоплением отдельных сведений о предметах и явлениях окружающей действительности, а понима­нием сущности уже имеющихся и изучаемых явлении их причинно-следственной зависимости, умением оперировать знаниями в заданных ус­ловиях. В этом тесная связь ознакомления с окружающим с умственным развитием детей, с формированием у них обобщающего и причин­ного мышления.

Программное содержание по ознакомлению с окружающим вклю­чает:

- ознакомление с предметным миром;

- ознакомление с природоведческим материалом;

- элементарные обществоведческие знания (деятельность людей, родственные отношения, город и деревня, профессии людей).

Специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром на­правлены на обогащение чувственного и практического опыта детей, развитие их кругозора, на активизацию мыслительной деятельности и развитие речи. В ходе ознакомления с окружающим детей учат про­водить сравнения предметов и явлений по различным признакам, обобщения и исключения, устанавливать причинно-следственные связи явлений, делать выводы и заключения. Обучение использованию имеющихся знаний в конкретных видах деятельности заключается в форми­ровании умения выделять в объектах те свойства, которые наиболее существенны для данного вида деятельности. (Например: для собира­ния кубиков-вкладышей важен, прежде всего, их размер, а не цвет.)

Основными методами обучения являются действия с натуральными предметами и их изображениями, наблюдения на занятиях и экскурсиях, просмотр кинофильмов и диафильмов, беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, составление тематических альбомов, лото и т.д.

Содержание занятий по ознакомлению с окружающим является основой для занятий по развитию речи, поэтому темы занятий мо­гут совпадать. Но в занятиях по развитию представлений об окружающем в центре внимания сами предметы, факты реальной действительности, а не отработка речевых умений как таковых. В этом их отличие от занятий по развитию речи.

Развитие речи детей с церебральным параличом происходит в повседневной жизни, в тесной связи с их активной деятельностью по мере расширения общих представлений об окружающем мире и в процессе общения. Поэтому воспитание детей с церебральным пара­личом предполагает необходимость создания условий, стимулирующих и обеспечивающих речевую активность детей: в процессе выпол­нения режима дня, в быту, на занятиях, в игре, на прогулке, в домашних условиях. Однако дети с ц.п. в подавляющем большинстве имеют различные нарушения и отклонения в развитии речи, которые проявляются в лексике, фонетике, грамматике Особен­ности речевого развития детей с ц.п. отмечаются в различных видах речевой деятельности: в процессе слушания и восприятия речи, в процессе говорения. Общение детей друг с другом и с взрослыми может быть крайне затруднено в связи с тяжелыми дизартрическими расстройствами (или в связи с анархией). У многих детей на об­щем фоне недостаточности произвольности и активности деятельности снижена потребность в общении с окружающими. При этом уровень коммуникации может быть значительно ниже речевых возможно­стей детей. У некоторых детей могут не наблюдаться внешне проявления речевой недостаточности: речь активна, без нарушений произношения, фразы правильно построены, в речи употребляются различные части речи, предложения сложные по структуре. Вместе с тем эти дети могут испытывать значительные затруднения в понима­нии смысла и значения, употребляемых ими слов, в их речи штампы, заимствования из речи взрослых, за многими словами отсутствуют конкретные представления детой. Подобная речь мало направляет и регулирует деятельность.

В связи с этим работа по развитию речи проводимая в есте­ственных условиях повседневного общения, на занятиях по различным видам деятельности и на специальных занятиях по развитию речи преследует цель: формирование и активизацию коммуникатив­ной функции речи, общения детей друг с другом и со взрослыми на доступном для каждого ребенка уровне, соединение речи детей с различными видами детской деятельности. При этом необходимо, чтобы речь обеспечивала выполнение конкретного действия в зави­симости от его цели, содержания и способов выполнения, чтобы за каждым словом стояли реальные представления детей об объектах и явлениях. Эти задачи входят составной частью в каждое занятие. Тем не менее, плановое занятие решает, прежде всего, задачи, спе­цифичные для данного вида деятельности. Речевой материал усваи­вается при этом по ходу выполнения основной задачи занятия.

Программа воспитания в детском саду предусматривает опреде­ленный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые дети должны усвоить на данном возрастном этапе и при подготовке к школе. Необходимо от­метить, что работа воспитателя и учителя-логопеда по развитию речи детей тесно связаны.

Воспитатель полностью отрабатывает программный материал для каждого года обучения по различным видам деятельности. Он осуществляет руководство развитием речи детей в повседневной жизни и на занятиях, учитывая особенности речевого развития детей. В работе по развитию речи воспитатель широко применяет наглядные методы обучения. Так при проведении экскурсий детей знакомят с теми или иными объектами и явлениями, на занятиях используют по­каз картин, кинофильмов и диафильмов. Широко применяется действие с натуральными предметами. Использование словесных методов заключается в чтении детям художественных произведений, рассказах воспитателя, в проведении бесед, в работе с картинкой с состав­лением связного текста по ней. Большое внимание воспитатель уделяет развитию диалогической речи детей.

Тематически (по содержанию тематики речевого материала) специальные логопедические занятия могут совпадать с занятиями воспитателя. Но логопедические занятия имеют, прежде всего, цель - совершенствование собственно речевых умений и навыков, нормализацию произношения, совершенствование лексической стороны речи (уточнение значения слов, многозначность слов, словоизменение и словообразование), звуковой анализ слов, слоговое деление, образование словосочетаний и предложений, развитие связной речи, активизацию коммуникативной стороны речи.

Игра у детей с церебральным параличом является одним из ви­дов деятельности, в процессе которого решаются общеразвивающие и коррекционные задачи. В процессе игры осуществляется умственное воспитание детей: расширение и закрепление представлении об окружающем, активность и глубина восприятия, сравнение предметов по различным признакам, их группировка, формируется способность действия в воображаемой ситуации, условность действия с воображаемым предметом с предметом-заместителем. В игре развиваются и отрабатываются необходимые двигательные умения, осуще­ствляется нравственное воспитание детей (навыки коллективного по­ведения и действия, этические нормы и правила поведения). Игра способствует всестороннему развитию речи: расширению и обогаще­нию словаря, развитию коммуникативной функции, познавательной и регулирующей функции речи. В процессе игры осуществляется трудо­вое воспитание детей с формированием представлений о различном труде взрослых, с моделированием в игре отдельных видов труда, с воспитанием положительного отношения к труду взрослых.

Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением ряда коррекционных задач, связанных с особенностями игры у детей с церебральным параличом. Игра у большинства дошкольников с церебральным параличом в спонтанных условиях не получает достаточного развития даже в том случае, если двигательные возможности для осуществления как предметно-игровых, так и бытовых действий у них достаточно сохранены. У детей может быть снижен интерес и побуждение к активному дей­ствию. В этих случаях дети могут оставаться пассивными созерца­телями игры, ограничиваясь лишь речевой фиксацией того, что ви­дят. У других детей при удовлетворительном понимании назначения игрушек, темы и сюжета игры активность включения в игровой про­цесс крайне затрудняется в связи с нарушением движения. Дети не могут захватить и удерживать предметы, манипулировать ими, вы­полнять направленные движения рукой под контролем зрения, сво­бодное передвижение детей в пространстве может быть также ограниченно. Все это - недостаточность интереса и снижение побужде­ния к активному действию, нарушение движения и игнорирование имеющихся двигательных возможностей ограничивают познавательную деятельность детей, способствуют их дисгармоничному развитию и, прежде всего, преобладанию вербального мышления над конкретно - Изобразительная деятельность и конструирование - student2.ru действенным. Поэтому o6yчениe игре становится одной из важнейших задач в общей системе дошкольного воспитания и обучения де­тей с церебральным параличом. Обучение игре проводится со всеми детьми, независимо от состояния их движения.

Участие в игре, выполнение детьми игровых и предметных действий осуществляется различным способом в зависимости от состоя­ния движения:

пассивно-активные действия,

- при понимании ребенком функционального назначения всех предметов и игрушек, темы и сю­жета игры воспитатель оказывает помощь в захватывании и удержа­нии игрушки, направленному движению с ней;

- ребенок включается в игру, лишь планируя игровые дейст­вия, давая им оценку, сопровождая их речью в том случае, если ни самостоятельно, ни с помощью не может выполнить координированных действий с предметом;

- самостоятельно, осуществление игровых действий с их планированием и оценкой под руководством воспитателя.

- индивидуально, а также с небольшой группой детей, проводятся тренировочные упражнения, направленные на формирование предпосылок для развития предметного и игрового действия: формирование манипулятивной деятельности с предметами с тренировкой акта захватывания и удержания предметов при его различном положении по отношению к ребенку - сверху, сбоку, сзади, далеко, близко и т.д., отыскиванию предметов по звучанию, развитие целенаправлен­ных действий по соотношению предметов друг с другом, отработка отдельных точных действий - развязывание шнурков, завязывание узелков, а бантиков, шнуровка, расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, молний, с постепенным введением данных отработанных действий в игровую и практическую деятельность.

Коррекционных игровых действий, практических действий с предмета­ми под контролем зрения, закрепление двигательных умений и навы­ков с постепенным их включением в широкую практическую деятель­ность; активизация свободного перемещения детей в пространстве с формированием и закреплением представлении и ориентировки как в малом пространстве (на ковре, на столе, среди знакомых вещей), так и в большом пространстве (в помещении детского сада, на ули­це, на территории, которая видна из окна и т.д.). Всестороннее развитие речи детей:

-обогащение словаря за счет расширения об­щего кругозора детей и включения в игру разнообразных предметов, за счет выделения в этих предметах раз­личных признаков и свойств, необходимых для выполнения конкрет­ных предметных и игровых действий.

-уточнение и развитие понима­ния многозначности каждого слова путем введения конкретного пред­мета, который обозначен этим словом в разнообразные виды деятель­ности (например: плавает что? - корабль, утка, человек, упавший с дерева лист и т.д.; платье, лента, карандаш - всё синее).

-раз­витие потребности в общении детей друг с другом и с окружающими взрослыми, активизация коммуникации на речевом уровне, развитие взаимоотношений и социальной активности детей, активизации речи, сопровождающей практические действия, объясняющей и планирующий эти действия.

Однако занятия по игре не следует всецело подчинять задачам по развитию речи детей. Речь должна пронизывать игровую деятельность детей и обслуживать ее. Необходимо следить за тем, чтобы, не было отрыва речевого материала от содержания самой дея­тельности.

Обучение игре проводится в виде фронтальных и подгрупповых занятий, регламентированных во времени, предусматривающих сво­бодный выбор места проведения (игровой уголок, ковер на полу, все помещение игровой комнаты, групповой участок). Дети должны иметь возможность свободно передвигаться, общаться, помогать друг дру­гу, располагать игрушки в различном направлении по отношению к себе и друг к другу, а также моделировать игровые действия на ограниченном пространстве и с ограниченным набором игрушек. Обу­чение игре осуществляется также в виде руководства самостоятельной игрой детей в их свободной деятельности.

Выбор содержания игры, ее тематики и формы проведения опре­деляется степенью сформированности психофизических предпосылок для овладения теми или иными игровыми действиями и состоянием собственно игровой деятельности ребенка (отдельные предметные манипуляции, сюжетные действия, сюжетная игра и т.д.). Программное содержание по годам обучения распределяется на основе поэтапности становления предметно-игровых действий детей с достаточно сохран­ными у них двигательными возможностями. Воспитатель, учитывая ин­дивидуальные особенности каждого ребенка и динамику в их развитии, распределяет детей на подгруппы для обучения игре, используя при этом программный материал всех трех лет обучения.

ТРУД.

Первый год обучения

I. Самообслуживание

В течение всего года учить детей по мере их двигательных возможностей пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой, приучить есть разнообразную пищу, понемногу и тщательно ее пережевывая.

- участвовать в раздевании и одевании: снимать расстегну­тые и развязывание взрослым или самостоятельно части одежды - чулки, носки, шапку, варежки, ботинки. Снимать и надевать одежду в определенной последовательности. Складывать и развешивать одежду. Учить различать в одежде лицевую и изнаночную стороны, перед-спинку, правый к левый ботинок. Учить различать непорядок в одежде у себя и у других детей, исправлять самостоятельно или обращаться к помощи взрослых;

- замечать загрязнение рук и лица, участвовать в умывании, подставляя руки под струю воды, удерживать мыло в руках, намы­ливать руки и лицо, промокать или вытирать насухо лицо и руки полотенцем; учить чистить зубы, аккуратно и своевременно совер­шать свой туалет, пользоваться туалетной бумагой, унитазом, после туалета мыть руки.

I.Самообслуживание

В течение года:

- совершенствовать навыки самостоятельной еды в пользова­нии ложкой, чашкой, салфеткой, учиться есть с закрытым ртом, откусывая понемногу, тщательно пережевывая пищу. В процессе еды

и после ее окончания пользоваться салфеткой;

- обучать детей самостоятельно умываться, пользоваться, мы­лом, полоскать рот после еды, чистить зубы на ночь, пользоваться полотенцем, вешать его на место, мыть руки перед едой, после посещения туалета, пользоваться личной расческой, туалетной бу­магой, полотенцем для вытирания ног;

- учить самостоятельно, раздеваться, не разбрасывая одежды, по возможности самостоятельно одеваться, обуваться, застегивая крупные пуговицы, молнии, кнопки, вдевая шнурки. Продолжать обучать ориентировке в сторонах одежды - левый, правый рукав, перед, спинка, низ - верх одежды, лицевая - изнаночная сторона, левый-правый ботинок.

III. Ручной труд

- формировать интерес к изготовлению различных поделок из картона, бумаги, пластилина и природного материала;

- развивать у детей способность ориентироваться на свойства этих материалов; при изготовлении поделок совместно с воспита­телем;

- способствовать развитию планирующей, фиксирующей и регу­лирующей функции речи;

- учить пользоваться клеем, наклеивать готовые вырезанные формы на картон, полоски бумаги; при возможности начать обучать приемам работы с ножницами: разрезать бумагу по намеченной прямой линии;

- учить изготовлению поделок из бумаги путем складывания, плетения, ощипывания (конверты, салфетки, коврики, отдельные предметы).

III. Ручной труд

Содержание занятий, методика их проведения, выбор необходи­мого материала и орудия действия должны дифференцироваться в за­висимости от состояния движения каждого ребенка и уровня его развития и полом. При этом необходимо учитывать: способ удержа­ния в руке предметов и возможность их перекладывания из руки в руку, умение выполнять действия обоими руками, умение распреде­лять мышечное усилие при удержании ножниц, разведении концов при резании бумаги, картона, ткани. Поэтому одним детям предла­гается выполнять различные поделки из готовых деталей, другие дети вначале сами изготовляют детали, помогают другим детям в их изготовлении, а затем выполняют различные поделки. На занятиях по ручному труду использовать умения, приобретенные в процессе конструирования, формировать у детей умение распределять пред­стоящую работу по этапам, подбирать необходимые материалы и ору­дия для труда. Использовать занятия по ручному труду для обогаще­ния сенсорного опыта, обращать внимание на свойства и качества материалов, учить использовать полученные знания в деятельности. Развивать выдумку, смекалку, воображение. Выполненные детьми по­делки использовать затем в играх, в качество подарков взрослым.

На занятиях: обучать детей пользоваться бумагой, картоном, природным материалом, тканью, ножницами, клеем, пластилином, нитками, иголкой, изготовляя различные поделки ("снеговик" из трех кругов разного размера, из ткани) с помощью пуговиц, таким образом, выполняется "ёлочка" из трех треугольников и другие фигуры.);

- обучать детей резать бумагу по прямой линии, вырезать геометрические фигуры с прямыми линиями (прямоугольник, квад­рат, треугольник);

- изготовлять поделки из бумаги посредством склеивания,

складывания и плетения;

- изготовлять поделки из ткани (различные фигуры-игрушки,

одежду для куклы);

- изготовлять поделки из различного природного материала -

желуди, шишки, листья;

- изготовлять поделки из коробочек (мебель для куклы) и различного бросового материала (катушки, коробки для спичек, яичная скорлупа, картонная тара);

- формировать простейшие навыки по ремонту книг и пособий. Связывать необходимость изготовления поделок с повседневными нуж­дами детей.

IV. Воспитание нравственно-этических качеств:

- воспитывать культуру поведения: приучать быть вежливым,
благодарить, здороваться, прощаться, разговаривать тихо, называть взрослых по имени и отчеству, уметь выразить свою просьбу,
помогать том детям, кто напитывает различные трудности в быто­вых действиях.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

Данный раздел программы направлен на расширение кругозора детей, обогащение их чувственного и практического опыта, на ак­тивизацию мыслительной деятельности и развития речи. При форми­ровании и развитии знаний об окружающем мире используются раз­личные методы: наглядные, практические и словесные. Наглядные методы: кратковременные и длительные наблюдения за живыми объек­тами, отдельными явлениями живой и неживой природы; рассматри­вание картин; прос

Наши рекомендации