Программа коррекционного обучения

(подготовительная группа)

Обследование детей - первые две недели обучения.
Развитие внимания к звуковой стороне речи - в течение года.
Развитие слуховой памяти - в течение года.
Воспитание умения говорить внятно, отчетливо, умеренно громко, в неторопливом темпе - в течение года.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

Звуки Кол-во занятий Дифференциация звуков Подготовка к овладению
на слух в произношении
У У от прочих гласных     Выделение ударного гласного из начала слова
А А от прочих гласных   Анализ ряда тира а - у
ау   А-у  
И (пи, ми и т.д.) И от прочих гласных и - а; и - у; и - а - у Анализ ряда типа и - а - у
э Э от прочих гласных э - и - а - у  
п, п' П - б - п'   Анализ обратного слога, выделение последнего согласного из слов типа мак, кот
т Т - д - к  
К - к' К - г - т - х  
П - т - к    
л Л' - л - р'  
А, и, у, э (повторение)     О - э - и - а - у Выделение начального согласного и гласного после согласного (кот)
о    
Х, х' Х - к  
К - х   К - х
йот      
Л' - йот   Л' - йот  
ы Ы от прочих гласных   Выделение начального согласного и последующего гласного из слова тира сумка, сани. Анализ прямого слога типа су. Анализ слов типа суп.
Ы - й   Ы - и
с С - ц - з - ш - ч - щ  

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Сентябрь, октябрь, первая неделя ноября.
Фронтальные занятия -три раза в неделю,
индивидуальные и подгрупповые - ежедневно.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков К, Л', X, И, Ы, С, С', 3, 3', Т, Ц, Б, Б', Р, Ш, Л и др. всоответствии с индивидуальными планами и с планом фронтальных занятий.

2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

3. Формирование связной грамматической правильной речи - для детей с элементами лексико-грамматического недоразвития.

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков У, А, И, Э, П, П', Т, К, К', Л', О, X,X', И, Ы, С (произношение звуков всем детям должно быть исправлено заранее).

2. Различение на слух звуков: всех гласных (У, А, И, Э, О, Ы), согласныхТ-д-к(Здесь и далее заглавной буквой обозначены правильно произносимые звуки, строчными - звуки, предлагаемые для сравнения.)(Том- дом - ком),К - г - х - т, Л'-л-й-Р'-р,С-з-ц-Т'-ш-щ.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков:

К - X, Л' - Й, Ы - И.

4. В связи с закреплением правильного произношения звуков:

  • усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных);
  • воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм слова путем сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, дома), согласование существительных единственного и множественного числа с глаголами (залаяла... собака, залаяли... собаки), правильного употребления личных окончаний глаголов единственного и множественного числа (моет - моют), подбора существительных к притяжательным местоименияммой, моя, мое и т. д.;
  • составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Заучивание текстов наизусть.

5. Подготовка к анализу звукового состава слова:

- выделение I ударного гласного звука в слове (Алик, утка, Оля), анализ и синтез ряда гласных (ау, ауи);

- выделение последнего согласного в слове (мак, танк, кот);

- анализ и синтез обратного слога типаАП;

- анализ и синтез прямых слогов типаСА;

- выделение гласного в положении после согласного (кот, мак, дуб);

- полный звуковой анализ и синтез слов типа мак, суп, нос, сын

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ ГРАМОТЫ

Этот период длится около полутора месяцев. Основное внимание в это время уделяется:

1) овладению детьми наиболее легкими для произношения звуками;

2) постановке отсутствующих звуков;

3) подготовке к звуко -слоговому анализу слов.

В качестве опоры при развитии фонематического слуха служит зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительная опора на артикулирование к концу первого периода обучения ослабевает.

Развитие звукопроизношения - это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе работы с этими звуками дети учатся вначале отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставленных (например: А - У - И), постепенно переходя к более тонким дифференцировкам (О - У, К - X, П - Б и др.). Различению звуков на слух уделяется особое внимание не только на первом, но и на последующих этапах обучения, т.е. проводится сравнение между правильно произносимыми звуками, сходными по артикуляции и акустическим признакам (например: дифференциация С-Ш, затем со звуками Ц, 3, Щ, Ч, Т'). Данный вид работы, наряду с развитием артикуляционной моторики, способствует завершению задержавшегося по тем или иным причинам процесса фонемообразования. Все поставленные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.

На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки изучают в следующей последовательности: У, А,(У-А), И, Э, П, П', Т, К, К', Л',О, X, X' (К-Х), И(Л'-Й), Ы (Ы-И), С. В скобки взяты пары звуков, которые дифференцируют на специальных занятиях. Порядок изучения звуков и количество занятий, отведенных на эту работу, может меняться по усмотрению логопеда.

С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и развития слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи - дети отвечают при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов, специально подобранных инструкций и материала. Эти упражнения широко используются в самом начале обучения, когда активный правильно произносимый словарь детей весьма ограничен. Вторая группа упражнений включает в задания не только правильное восприятие предложенного материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала, связанного с закреплением правильного звукопроизношения.

Одна из основных задач этого периода обучения -подготовка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа.

Подготовка к анализу имеетчетыре ступени:

1. В самом начале обучения уточняют артикуляцию звуков У, А, И, которые используются для наиболеелегкой формы анализа - выделения первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети, артикулируя, произносят указанные звуки, например: А У или И У А, затем -определяют их количество и последовательность.

2. Вторая по трудности ступень подготовки - это анализ и синтез обратного слога типаАП, УТ, ОК. В это время дети усваивают звуки П, Т, К, учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).

3.Третья ступень подготовки к анализу слова -выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). Анализ и синтез прямого слога. В это же время проходятся звуки О и Ы, повторяются ранее пройденные, усваивается термин "гласный звук").

4. Полный звуковой анализ и синтез слов типа мак, суп, нос, сын.

После указанных упражнений дети легко овладевают терминами"звук", "слово", "гласный звук", "согласный звук".

В течение первого периода обучения все упражнения, касающиеся анализа и синтеза звукового состава слова, проводятся на материале сохранных согласных звуков и гласных А, У, О, Ы.

Материал на закрепление правильного произношения звуков по возможности подбирается так, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря детей, умению правильно построить предложение.

Несмотря на то, что количество правильно произносимых звуков ограничено, к концу первого периода появляется возможность проводить некоторые упражнения, привлекающие внимание детей к изменению грамматических форм слова.

Так, при дифференциации звуков И и Л' подбираются существительные к притяжательным местоименияммой...лимон, олень, билет;моя...лента, лейка и т. д. При подборе слов, содержащих тот или иной звук, детям предлагается подбирать слова не только в единственном, но и во множественном числе, при этом внимание детей обращается на окончания существительных во множественном числе (собаки, сосны, стулья). Включаются упражнения на согласование глаголов с существительными в числе. Например, детям дается задание закончить предложение такого типа: На дворе залаяла... (собака). На дворе залаяли... (собаки). Около дороги растет... (ель). Около дороги растут... (ели).

В то же время в связи с появившейся возможностью вводить в активный правильно произносимый словарь детей не только название предметов, но также название действий (пили, пьет, пьют; копали, копает, копают; стояли, стоит, стоят и т. п.), начинается работа над предложением. Дети составляют предложения по демонстрации действий, по картинкам, по опорным словам, распространяют предложение по вопросам и т. п.

С начала первого этапа обучения начинается развитие графических навыков. Эти занятия проводят воспитатели.

Ниже приводим примерные конспекты занятий первого периода обучения.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Тема. Звук У

Цель: закрепление правильного произношения звука У. Выделение звука У из ряда гласных и из начала слова.

Организационный этап.

Логопед предлагает детям сесть в заданной последовательности: Лена, Оля, Саша, Катя, Дима, Сережа и т. д.

2. В гостях у детей появляется утенок Утя. Утенок вытягивает губки трубочкой и гудит у-у-у. Утенок просит детей помочь спеть его песенку. Сначала поют хором звук У, а потом звук произносят только те, до кого Утя дотронулся трубочкой. Логопед следит за четким произношением звука.

Утя делит детей на две группы: одни произносят звук У громко, другие - тихо. Затем меняются ролями. Утя раздает детям карточки с символом звука У. Логопед уточняет, символ какого звука подарили детям.

Логопед: - Звук У любит играть в прятки. Я буду произносить звуки, а вы поднимите карточку звука У, когда услышите этот звук. Произносит:А-И-У; О-И-А-У.

Логопед: - Звук У иногда прячется в словах. На доске выставлены картинки, которые дети называют: утка, утенок, улитка.

Логопед вместе с детьми проговаривает эти слова, выделяя голосом первый звук У. Дети отвечают на вопросы: "Какой звук первый?" "Какую карточку надо поднять?" "Какой звук обозначает карточка?" "Назовите еще раз этот звук".

3. Дети выходят на середину группы и садятся вокруг логопеда. Из игрушечного колодца дети с помощью магнитов выуживают картинки. Логопед их называет, а дети поднимают карточку-символ, услышав первый звук У (волчок, удав, автомобиль, улей, укроп и т. д.).

4. Утя раздает детям деревянные ложки и просит спеть и отстучать его песенку:

Уу-у-у; у-ууу

Логопед подсчитывает с детьми, сколько раз произнесли звук У.

5. Под музыку дети ходят по группе и собирают конверты. На счет раз - взяли конверты. На счет два -достали половину картинки. На счет три - нашли свою пару.

Дети называют, какие картинки у них получились: ухо, утюги, утка и т. д. Логопед уточняет, какой звук слышится во всех словах первым.

6.В гости пришел медвежонок Умка. Он просит закончить предложение таким словом, которое начинается со звука У.

На подставке стоит электрический......

Мама гладит платье......

В магазине много электрических......

В пруду

плавает большая......

У Ути заболело......

7.Итог занятия.

Дети называют, какой звук учились произносить и различать, вспоминают слова с этим звуком, кто приходил в гости, какой звук слышали в их именах.

Дети получают силуэты картинок со звуком У для раскрашивания и наклеивания в тетрадь.

Тема, Звук А

Цель: закрепление правильного произношения звука А. Выделение звука А из ряда гласных и из начала слова. Определение количества звуков в сочетаниях типа АААА.

Организационный этап.

Логопед предлагает детям занять свои места в той последовательности, в какой их назовут: Лена, Таня, Миша и т. д.

2. Дети вспоминают, какой звук был у них в гостях на прошлом занятии (звук У).

Называют слова со звуком У, которые учились правильно произносить: ухо, улитка, утюг, утята, утка, утенок.

3. Логопед приглашает помощника, который выставляет на доске только те картинки, которые он называет:

антенна, альбом, автомобиль, аптека.

Дети хором проговаривают названия картинок, выделяя интонационно первый звук А.

Логопед обращает внимание детей на то, что во всех этих словах первый звук А

Дети четко произносят звук А хором и индивидуально. На доске появляется символ звука А.

Дети делятся на две команды. Командир 1-ой получает длинную полоску, другой командир - короткую. Одна подгруппа после сигнала своего командира произносит звук А длительно, а другая кратко.

4. Игра"Дочки-матери".

Дети отправляются в кукольный магазин, где им предлагают выбрать только ту куклу, чье имя начинается на звук А. Первыми входят в магазин те, кого логопед назовет ласковым именем. Продавец называет имена кукол, дети внимательно слушают и поднимают руку, когда в имени куклы первым прозвучит звук А: Ира, Лена, Аня, Алена, Света, Анна, Алина, Кира, Айна.

Один из детей называет все имена со звуком А Затем каждый ребенок "покупает" куклу и называет ее именем со звуком А. Организуется диалог на тему:

- У меня Алина, а у тебя кто?

- У меня Анна, а у тебя? и т. д.

Дети баюкают своих "дочек", напеваяаа-аа.

5. Дети садятся в полукруг около логопеда. Появляется Антошка с деревянными ложками и раздает их детям. Организуется оркестр "Веселый Антошка". Дети, отстукивая заданный ритм, проговаривают сочетания из звуков Аа-ааа, аа-а и т. д.

Антошка с помощью детей определяет, сколько звуков А в этих сочетаниях.

6. Логопед рассказывает детям о непослушном звуке А, который убегает из слов, и предлагает вернуть шалуна обратно. Для этого организуется игра с мячом. Все участники образуют круг, в центре которого стоит логопед. Он бросаетмяч одному из детей, называя слово без звука А.

Например: лтека, .втомобиль, .нтенна, .нтон и т. д. Ребенок, возвращая мяч, называет все слово.

Итог занятия.

Дети называют звук, который учились различать и правильно произносить. В качестве поощрения они получают картинку того предмета, из названия которого "убегал" звук А Дети обращаются к логопеду с просьбой:

"Дайте мне, пожалуйста, антенну, автомобиль, альбом и т. д". Эту картинку они наклеивают в свою тетрадь.

Тема. Звуки У-А.

Цель: закрепление правильного произношения и * различения звуков У, А. Анализ и синтез ряда гласных типа АУ, ААУ. Образование множественного числа существительных.

Организационный этап.

Дети подходят к волшебному дереву, снимают символы только звука У и садятся на свои места.

2. Игра "Кто самый внимательный?"-.

Логопед называет слова, а дети поднимают нужный символ, если услышат в них первый звук А или У:

утренник, абрикос, диван, Оля, укроп, антилопа, кот, уши, апельсин и т. д.

Далее детям предлагают запомнить эти слова, достать из сундука Умки соответствующие картинки и отдать логопеду, называя при этом четко первый звук А или У.

3. Появляется Умка с разноцветными гирляндами. Вызванный им ребенок выбирает любую из них, разворачивает, называет все картинки, нарисованные на ней, а затем определяет лишнюю, которая не подходит.

Например: альбом, антенна, автомат, ухо, утка, улитка, утюг, аптека и т. д.

4. Игра"Один-много".

Дети встают в круг. Логопед (или помощник), дотрагиваясь до ребенка волшебным жезлом, называет предмет со звуком А или У. Если назван один предмет, ребенок говорит про несколько таких предметов.

Например: утенок - утята, антенна - антенны, утюг - утюги, автомобиль - автомобили и т. д.

5.Игра"Живые звуки".

Каждый ребенок надевает медальон с картинкой, название которой начинается со звука А или У. Играет тихая музыка. Логопед называет сочетания типа ау,аау, ууаи т. д., а дети "соединяются", образуя "живые" цепочки звуков. "Контролер" проверяет правильность выполнения задания.

Итог занятия.

Дети называют звуки, которые были у них в гостях. Умка расставляет разноцветные конверты на доске. Логопед предлагает выбрать красный конверт с синим треугольником, синий конверт с красным треугольником, желтый конверт с коричневыми квадратами и т. д. Открыв конверт, дети достают контуры недорисованных картинок. Они должны угадать картинку, а дома дорисовать ее и раскрасить.

Тема. Звук К

Цель: закрепление правильного произношения звука К. Дифференциация звука К со сходными звуками (Г, X, П, Т). Анализ и синтез слогов типа АК, КА. Выделение звука К из состава слова.

Оборудование: предметные картинки: конь, конфета, коньки, кот, кепка; квадраты синего и красного цвета.

Организационный этап.

- Сядет тот, кто скажет, какой первый звук, второй:

Наши рекомендации