Тема: Педагогическая концепция К.Д. Ушинского
Вопросы для обсуждения
1. Жизнь, педагогическая деятельность и мировоззрение К.Д. Ушинского.
2. Идея народности воспитания – основа педагогической концепции К.Д. Ушинского.
3. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и как искусстве.
4. Дидактическое учение К.Д. Ушинского.
5. К.Д. Ушинский о единстве нравственного и трудового воспитания.
6. К.Д. Ушинский о формировании личности учителя.
7. К.Д. Ушинский и современность.
Литература
Основная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов ; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
Дополнительная
1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины XIX в. / Отв. ред. А.И. Пиcкунов. М., 1976.
2. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. М., 1977.
3. Лордкипанидзе Д.О., Днепров Э.Д. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского //Ушинский К.Д. Избр. Пед. соч. М., 1974. Т. 2.
4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. нач. ХХ вв. М., 1990.
Занятие 49
Тема: Педагогический поиск в России в кон. XIX – нач. ХХ вв.
Вопросы для обсуждения
1. Русская классическая педагогика (П. Ф. Каптерев, Н. Ф. Бунаков и др.)
2. Религиозно-нравственное направление в педагогике (В.П. Вахтеров, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, С.А. Рачинский и др.).
3. Реформаторская педагогика («новое воспитание») (П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель и др.).
4. Педология и ее влияние на развитие образования (А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, П.П. Блонский и др.).
Литература
Основная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
Дополнительная
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М., 1991.
3. Фрадкин Ф.А. Педология: Мифы и действительность. - М., 1991.
4. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее основные периоды. - М., 1992.
5. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании / Сост. И. Н. Андреева. М., 2000.
6. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. М., 1982.
7. Вентцель / Сост. Г.Б. Корнетов, М.В. Богуславский. М., 1999.
8. Стеклов М.Е. Русские педагоги. Смоленск, 1997.
9. Вентцель К.Н. Избранные труды /Сост. и авт. предисловия М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. М., 1999.
10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. нач. ХХ вв. М., 1990.
11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М., 1993, 1999.
Занятие 50-51.
Тема: Педагогическая мысль в советской России (1917-1941 гг.)
Вопросы для обсуждения:
1. Разработка и реализация идеи трудовой школы в советской России.
2. Проблемы воспитания в советской педагогике.
3. Содержание школьного образования и учебно-методические вопросы в 1917-1941 гг.
4. Социальная педагогика С.Т. Шацкого.
5. Вклад П.П. Блонского в создание и развитие отечественной педагогической науки.
Задания для самостоятельной работы
Литература
Основная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов ; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
Дополнительная
1. Шацкий С.Т. Педсочинения. -М., 1984.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1991.
3. Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого: (В контексте эволюции отечественной педагогики конца ХIХ - первой трети ХХ в.). М., 1999.
4. Беляев В.И. С.Т. Шацкий. Эволюция представлений о целях воспитания // Педагогика, 1995, № 4, с. 75-79.
5. Беляев В.И. Теоретические основы педагогической концепции С.Т. Шацкого / Педагогика, 1998, № 6, с. 76-83.
6. Степунина О.А. Педагогическая концепция П.П. Блонского и современность // Педагогика, 1995, № 3, с. 108-111.
7. Шацкий С.Т. Работа для будущего / Сост. В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. М., 1989.
8. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.
Занятие 52.