Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения
Вопросы для обсуждения
1. Причины появления и отличительные черты культуры Возрождения.
2. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень, Р. Агрикола, Х. Вивес, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский, Т. Мор).
3. Учебные заведения 15-17 веков (Витторино да Фельтре и его «Дом радости», французские коллежи, «паблик скулз»).
4. Иезуитская система воспитания и образования.
Литература
Основная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. - Т. 1.: Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. М., 1994.
2. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989-1990. Вып. 1. Ч. 1-2.
3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
4. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1991.
5. Монтень М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн. М., 1979.
6. Мор Т. Утопия. М., 1953.
7. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М., 1991.
Занятие 40.
Тема: Педагогическая система Я.А. Коменского
Вопросы для обсуждения
1. Эпоха, жизнь и деятельность Я.А. Коменского.
2. Характеристика мировоззрения Я.А. Коменского.
3. Основные принципы организации системы образования.
4. Классно-урочная система.
5. Дидактические принципы и правила.
6. Цель, задачи, средства нравственного воспитания.
7. Я.А. Коменский и современность.
Литература
Основная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. 1993, № 5, с.86-88.
2. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика. 1992. № 5-6. С. 81-85.
3. Коменский / Сост. И.Д. Чечель. М., 1996.
4. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
Занятие 41.
Тема: Педагогическая мысль эпохи Просвещения XVIII века.
Теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
Вопросы для обсуждения
1. Эпоха французского Просвещения и проблемы места и роли воспитания в становлении человека (К.А. Гельвеций, Д. Дидро).
2. Ж.-Ж. Руссо о свободном и естественном воспитании.
3. Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждом из возрастных периодов.
4. Роль воспитателя в педагогической теории Ж.-Ж. Руссо.
5. Влияние теории свободного воспитания на развитие современной педагогической мысли.
Литература
Основная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
2. Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б.Корнетов. М., 1995.
3. Литература Французского Просвещения / Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо. М., 2009.
4. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В двух томах. М., 1981.
5. Руссо Ж.-Ж. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. 224 с. (Антология гуманной педагогики).
Занятие 42
Тема: Педагогическая теория И.Г. Песталоцци
Вопросы для обсуждения
1. Педагогическая деятельность и мировоззрение И.Г. Песталоцци.
2. Теория элементарного образования.
3. Гуманистический подход к личности воспитанника - основа нравственного воспитания.
4. Соединение обучения с производительным трудом в педагогических учреждениях И.Г. Песталоцци.
Литература
Основная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981, с.280-304.
2. Кларин В.М. И.Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика, 1996, № 1, с. 50-60.
3. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
4. Песталоцци И.Г. Лебединая песня / И.Г. Песталоцци. СПб: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.
Занятие 43