Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения

Вопросы для обсуждения

1. Причины появления и отличительные черты культуры Возрождения.

2. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень, Р. Агрикола, Х. Вивес, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский, Т. Мор).

3. Учебные заведения 15-17 веков (Витторино да Фельтре и его «Дом радости», французские коллежи, «паблик скулз»).

4. Иезуитская система воспитания и образования.

Литература

Основная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.

2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.

3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.

4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. - Т. 1.: Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2006.

Дополнительная

1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. М., 1994.

2. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989-1990. Вып. 1. Ч. 1-2.

3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

4. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1991.

5. Монтень М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн. М., 1979.

6. Мор Т. Утопия. М., 1953.

7. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М., 1991.

Занятие 40.

Тема: Педагогическая система Я.А. Коменского

Вопросы для обсуждения

1. Эпоха, жизнь и деятельность Я.А. Коменского.

2. Характеристика мировоззрения Я.А. Коменского.

3. Основные принципы организации системы образования.

4. Классно-урочная система.

5. Дидактические принципы и правила.

6. Цель, задачи, средства нравственного воспитания.

7. Я.А. Коменский и современность.

Литература

Основная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.

2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.

3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.

4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.

Дополнительная

1. Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. 1993, № 5, с.86-88.

2. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика. 1992. № 5-6. С. 81-85.

3. Коменский / Сост. И.Д. Чечель. М., 1996.

4. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.

Занятие 41.

Тема: Педагогическая мысль эпохи Просвещения XVIII века.

Теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

Вопросы для обсуждения

1. Эпоха французского Просвещения и проблемы места и роли воспитания в становлении человека (К.А. Гельвеций, Д. Дидро).

2. Ж.-Ж. Руссо о свободном и естественном воспитании.

3. Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждом из возрастных периодов.

4. Роль воспитателя в педагогической теории Ж.-Ж. Руссо.

5. Влияние теории свободного воспитания на развитие современной педагогической мысли.

Литература

Основная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.

2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.

3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.

4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.

Дополнительная

1. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.

2. Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б.Корнетов. М., 1995.

3. Литература Французского Просвещения / Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо. М., 2009.

4. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В двух томах. М., 1981.

5. Руссо Ж.-Ж. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. 224 с. (Антология гуманной педагогики).

Занятие 42

Тема: Педагогическая теория И.Г. Песталоцци

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая деятельность и мировоззрение И.Г. Песталоцци.

2. Теория элементарного образования.

3. Гуманистический подход к личности воспитанника - основа нравственного воспитания.

4. Соединение обучения с производительным трудом в педагогических учреждениях И.Г. Песталоцци.

Литература

Основная

1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.

2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.

3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.

4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.

Дополнительная

1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981, с.280-304.

2. Кларин В.М. И.Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика, 1996, № 1, с. 50-60.

3. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.

4. Песталоцци И.Г. Лебединая песня / И.Г. Песталоцци. СПб: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.

Занятие 43

Наши рекомендации