Сопоставление грамматических форм слов
Методические указания. К работе по сопоставлению различных слов рекомендуется приступать в том случае, если в активном словарном запасе детей имеется достаточное количество названий предметов (не менее 100-150 су-
ществительных) и названий действий (не менее 20-40 глаголов). Весь речевой материал логопед подбирает с учетом возможностей каждого ребенка. В итоге проделанной работы дети должны научиться изменять существительные, используя окончания единственного (-у, -а, -е(-и), -ом, -ой) и множественного числа (-ы(-и), -ов, -ах, -ами), а также иметь следующий запас глагольных форм:
1) повелительное наклонение 2-го лица единственного числа;
2) инфинитив;
3) изъявительное наклонение настоящего времени (3, 1, 2-е лицо единственное число; 3, 1-е лицо множественное число);
4) прошедшее время 3-го лица единственного и множественного числа. (На данном этапе обучения совершающиеся действия не сопоставляются во времени.)
При подборе глаголов нужно учитывать чередования в основах. Если чередование стойко не усваивается, следует взять в работу только формы, доступные для усвоения.
Задание 15. Предложить детям подобрать к картинке, изображающей один предмет, картинку с изображением нескольких таких же предметов, после чего правильно назвать пары отобранных картинок и сказать, чем они отличаются.
Например: шар — шары мяч — мячи муха — мухи
Задание 16. Предложить детям назвать картинки и сказать, чем они отличаются:
дом — домик мяч — мячик шар — шарик еж — ежик
ягода — ягодка лопата — лопатка стол — столик стул — стульчик
нос — носик — носище
глаз — глаза — глазищи — глазки рука — руки —• ручищи — ручки нога — ноги — ножки — ножищи
кот — слон — рот — ротик —
котик слоник ротище
Задание 17. Провести занятие на сопоставление сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов:
а) 2-е лицо единственного числа повелительного наклонения;
б) 3-е лицо единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения;
в) 1-е лицо единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения:
лежи — лежит — лежу сиди — сидит — сижу пиши — пишет — пишу неси — несет — несу дыши — дышит — дышу пей — пьет — пью лей — льет — лью лепи — лепит — леплю
иди — идет — иду беги — бежит — бегу спи — спит — сплю шей —шьет — шью читай — читает — читаю рисуй — рисует — рисую бей — бьет — бью мой — моет — мою
Задание 18. Научить детей изменять формы глаголов, используя сюжетные картинки с конкретным изображением действий. Игровой прием: "Догадайся, что сказала мама дочке и что та ответила":
На сюжетной карЧто сказала мама Ответ
тинке: дочке: девочки:
Девочка спит. Спи. Я сплю.
Девочка пьет. Пей. Я пью.
Девочка идет. Иди. Я иду.
Девочка сидит. Сядь. Я сижу.
Девочка ест. Ешь. Я ем.
Девочка стоит. Стой. Я стою.
Задание 19. Научить детей одни и те же предложения употреблять в утвердительной и отрицательной форме.
Я пойду гулять. — Я не пойду гулять.
Он поедет на машине. — Он не поедет на машине.
Дети пойдут в лес за грибами. — Дети не пойдут в лес за грибами.
Замечание к проведению задания. Это задание лучше проводить в форме вопросов к детям. Один ребенок должен ответить на вопрос утвердительно, а другой отвечает на этот же вопрос отрицательно.
— Петя, ты хочешь пить?
— Да, хочу.
— А ты, Вова, хочешь пить?
— Нет, не хочу.
Задание 20. Научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица един-стенного числа этих же глаголов.
Вова идет. — Я иду. Таня читает. — Я читаю.
Нина шьет. — Я шью. Катя бежит. — Я бегу.
Таня пьет. — Я пью. Толя рисует. — Я рисую.
Вова льет. — Я лью. Оля ест. — Я ем. Катя спит. — Я сплю.
Задание 21, Научить детей одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного числа (можно без местоимений).
Я пью. — Я гуляю. —
Мы пьем. Мы гуляем.
Задание 22. Научить детей видоизменять глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени в инфинитив с помощью вопроса что делать!
Предлагаемый лексический материал
Дети собирают грибы. И нам надо (что делать?)... (собирать грибы).
Мальчик копает песок, и нам надо ... (копать песок). Мальчик убирает комнату, и нам надо ... (убирать комнату).
Девочка моет руки, и нам надо ... (мыть руки). Мальчик пьет чай, и нам надо ... (пить чай).
Ната шьет платье, и нам надо ... (шить платье). Вова идет в школу, и нам надо ... (идти в школу).
Задание 23. Сопоставить глаголы единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м1.
Я пью. — Ты пьешь —
Он пьет.
Я ем. — Ты ешь. —
Он ест.
Я иду. — Ты идешь. —
Он идет.
Я несу. — Ты несешь. —
Он несет.
Я стою. — Ты стоишь. —
Он стоит.
Я сплю. — Ты спишь. —
Он спит.
Я иду гулять. — Ты идешь гулять. — Он идет гулять. Я мою руки. — Ты моешь руки. — Он моет руки. Я строю дом из кубиков. —
Ты строишь дом из кубиков. —
Он строит дом из кубиков.