Активизация речевого подражания
Методические указания. Ответственным моментом в логопедической работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому логопеду необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Так, например, по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных и птиц: "ам", "му", "ко-ко" и т.д.; цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: "ам-ам-ам" (подражает лаю собаки) или "ко-ко-ко" (подражает кудахтанью курицы)[1].
В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме.
Неправильно было бы пытаться "перескочить" этот естественный период в развитии детской речи и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательным будет логопед.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: "Сделай, как я делаю". Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например, игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы ("Полетели, как птички"; "Постоим на одной ножке" и т.п.). Свои действия и действия детей логопед сопровождает словами, желательно в стихотворной форме.
Особенно усердно советуем развивать подражание движениям кистей рук (развитие подражания движению рук, а не развитие мелкой моторики рук).
Задание 14[2]Научить ребенка класть кисти рук на стол таким образом, как кладет их взрослый.
Приемы к выполнению задания.
Логопед предлагает положить ладони на стол так, как он показывает. Вначале дети выполняют только одно движение обеими кистями рук (например, кладут руки на стол
ладонями вниз). Выполнив это движение по подражанию за взрослыми, дети убирают руки со стола, кладя их себе на колени. Затем им предлагается попеременно положить руки ладошками вверх, поставить их на ребро, зажать в кулачок и т.п. После того как ребенок научится воспроизводить всего одно движение кистями рук, ему предлагается соединить два движения (например, положить кисти рук ладонями вниз и здесь же их поставить на ребро, а затем уже убрать со стола). Отрабатывая репродукцию двух попеременно сменяющихся поз кистей рук, дети постепенно овладевают серией движений, которые логопед может сопровождать коротким четверостишием:
Ладошки вверх, ладошки вниз, а теперь их на бочок и зажали в кулачок.
Задание 15. Провести дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.
С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д.; потянуть звуки "а-а-а-а" (девочка плачет), "у-у-у" (труба гудит), "ау" (заблудились дети), "и-и-и" (плачет мышонок), "уа" (плачет Ляля), "ой-ой, аи-аи" (укусила оса).
Задание 16. Провести упражнения для губ (например, сделать трубочку, остановить лошадку ("тпру"), попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы).
Задание 17. Провести упражнения для языка (например, облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать "уколы" в каждую щеку; "почистить" зубы языком; пощелкать языком).