Курсовая работа дипломная работа
Тема
Осуществление принципа индивиду- Способы осуществления личност-
ализации обучения на уроках англий- но ориентированного подхода
ского языка к учащимся в процессе обучения
иностранному языку (на материа
ле преподавания английского
языка)
Объект
Процесс обучения английскому язы- Процесс личностно ориентирован-
ку с использованием индивидуально- ного обучения иностранному
го подхода к учащимся языку
Предмет
Индивидуализация как средство по- Индивидуальные формы работы
вышения эффективности процесса учителя с учащимися как способ
обучения английскому языку реализации принципов личност-
но ориентированного обучения. (Можно сформулировать предмет иначе, например: Границы применения учителем индивидуальных форм работы с учащимися в процессе личностно ориентированного обучения.)
2. Составление списка литературы по теме исследования.
3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.
4. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.
5. Составление плана дипломной работы.
6. Обоснование актуальности темы.
7. Написание раздела «Актуальность темы» с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т.д.).
8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.
9. Написание раздела «Анализ литературы по теме исследования», в котором представлены:
а) история исследуемой проблемы (идеи, вопроса);
б) общепедагогические положения и знания из смежных наук,
характеризующие объект исследования;
в) дидактические положения;
г) методические положения;
д) психологические положения.
10. Написание раздела «Выводы по результатам анализа литературы».
11. Разработка разных способов решения выделенной проблемы.
12. Определение оптимального пути решения проблемы.
13. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента {планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных мероприятий, дидактических тестов и т.д.)1.
14. Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.
15. Анализ результатов эксперимента; составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.
16. Написание раздела «Констатирующий эксперимент».
17. Подготовка к осуществлению обучающего эксперимента {планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений, и т.д.) с целью проверки предположения.
18. Проведение и анализ обучающего эксперимента {протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.).
19. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., формулирование выводов и рекомендаций {если позволяет материал) по данным обучающего эксперимента.
20. Написание раздела «Опытно-экспериментальная работа», в котором отражаются подготовка к осуществлению обучающего эксперимента, условия его протекания, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий {учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.
21. Повторное проведение обучающего эксперимента {если возникает необходимость).
22. Компоновка подготовленных текстов в главы.
23. Написание выводов к главам.
24. Составление заключения.
25. Составление списка литературы.
26. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т.д.).
27. Уточнение оглавления дипломной работы.
28. Оформление титульного листа.
Повторим еще раз: в целом дипломная работа рассматривается как логическое продолжение курсовой, основные идеи и выводы
1 Курсивом выделены пункты, относящиеся к таким работам (а их большинство), которые выполняются в области дидактики, теории воспитания, методики преподавания учебных предметов и носят прикладной характер.
которой заново осмысливаются, обогащаются новыми фактами, результатами наблюдений и опытов.
Вместе с тем дипломная работа — это результат самостоятельного исследования на фактическом материале, полученном в ходе нового педагогического эксперимента или дополнительного, более глубокого изучения и осмысления источников.
Сходство и различия курсовых и дипломных работ
Курсовые Дипломные
Объем
1 п. л. (24 страницы машинописного 2 п. л. (48 страниц машинописного
текста) текста)
План
Простой (выделение пунктов) Сложный (выделение глав, парагра-
фов)
Опытно-экспериментальная работа Констатирующий эксперимент (наб- Констатирующий эксперимент людение, описание, анализ и вы- Формирующий эксперимент воды) или фрагмент формирующего эксперимента
Анализ теоретических источников по теме исследования
Не менее 20 источников. Анализ Более 20 источников. Анализ обще-
общепедагогической, дидактиче- педагогической, дидактической, ме-
ской, методической литературы методической литературы и педа-
гогического опыта; анализ литературы по истории педагогики, психологии Изучение проблемы
Общие подходы к ее разрешению Характеристика общих подходов
и разработка конкретного решения
Выдвижение гипотезы
Описательная Объяснительная
Характер опытно-экспериментальной работы Подбор фактов для доказательства Подбор фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне гипотезы на теоретическом уровне
Уровень обобщения
Обобщение результатов непродол- Обобщение результатов длитель-
жительного наблюдения за школь- ных наблюдений за школьной жизнью,
ной жизнью (носит эмпирический результатов наблюдений за работой
характер) педагогов-мастеров
и результатов собственного опыта (носит более широкий, теоретический характер)
Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно и целесообразно проведение эксперимента, является организация опытно-экспериментальной работы. Для выполнения курсовой студент может ограничиться констатирующим экспериментом, он использует методы, связанные с опросом учащихся (анкетирование, интервьюирование, беседу), наблюдение и др.
При выполнении студенческих работ наиболее часто применяются методы наблюдения, анкетирования и эксперимент. Общее представление о них было изложено в главе 3. Целесообразно, однако, вернуться к ним в контексте учебно-исследовательской работы студентов. Важным и наиболее распространенным видом сбора информации является наблюдение. Наблюдение позволяет получить «срез» знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике. Наблюдение может быть различным: неструктурированное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуаций); структурированное (имеются детальный план наблюдения, инструкция, достаточная информация об объекте); системное, несистемное. Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или непосредственно участвует в ее жизни. Это, например, работа в летнем оздоровительном лагере, где исследование проводится в естественных условиях.
Выделяют следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения[17]:
- выбор объекта, определение цели наблюдения;
- составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и оборудования для наблюдений (аппаратура);
- сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);
- обработка и оформление результатов наблюдения;
- анализ результатов и выводы наблюдения.
Для того чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и позволяло делать заключения и выводы, результаты наблюдений следует фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитофонной или видеозаписи, дополнениях к конспекту уроков либо каким-нибудь другим образом. Форма протокола наблюдения может быть свободной, но в нем обязательно должны быть указаны: дата наблюдения, наблюдаемые объекты, учебное заведение, номер учебной группы или фамилия учащегося, а также преподавателя, тема урока, содержание и характер наблюдаемых действий, цель наблюдения. В протоколе отмечаются ход занятия, продолжительность его этапов, действия преподавателя, действия учащихся, замечания и комментарии.
Например.
Цель: определить активность учащихся на различных этапах урока.
Дата____________
Школа №______________ г.________________________________
Класс_________________ ученик (ученица)
Преподаватель__________________________________________
(Фамилия, инициалы)
Тема урока:______________________________________________
Этапы урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, инструктаж по домашнему заданию.
Активность учащегося на уроке: поднимает руку, чтобы ответить, внимательно слушает, тщательно выполняет задания, задает вопросы — уточняющие, проблемные.
Примечания.
Среди опросных методов наиболее распространено анкетирование. Оно предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое, очное и заочное анкетирование. Важным этапом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария и, в частности, анкет. Анкета — это объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, требующее профессиональных навыков. Только соблюдая определенные условия при ее составлении, можно получить объективные характеристики объекта исследования.
1. Вопросы анкеты следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам.
2. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы не превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемых; не вызывать отрицательных эмоций и не задевать самолюбия респондентов; не навязывать чужое мнение; не допускать слишком большой вариативности ответов.
Если анкета включает значительное количество вопросов, они группируются по тематическим блокам. Вопросы, различающиеся по содержанию:
а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений,
пожеланий, суждений, планов);
б) о фактах поведения (направленные на выявление поступ
ков, результатов деятельности, поведения);
в) о личности респондента («паспортичка», дающая характе
ристику личности респондента).
Вопросы, различающиеся по форме:
а) вопросы закрытые (дается перечень вариантов ответов);
б) открытые (вписать самостоятельно сформулированный от
вет);
в) полуоткрытые (возможность выбора предложенных вариантов ответа сочетается с возможностью свободно сформулировать и вписать ответ).
Полуоткрытые вопросы используются тогда, когда исследователь не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.
Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтернативными. Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентами только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую. Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа. Например: «Какой литературой вы пользуетесь при подготовке к семинарам: учебником, монографией, статьями журналов и газет, методическими пособиями, документами, касающимися образования?»
Вопросы могут быть прямыми и косвенными. Прямые вопросы требуют однозначного ответа, который, как предполагается, позволит судить о том, как относится респондент к чему-либо, например: «Нужны ли учителю общепедагогические знания в повседневной работе?» На самом деле с помощью подобных вопросов трудно выяснить истинное положение дел, поскольку в этом случае человек обычно дает, по его мнению, правильные ответы, которых, как он думает, от него ждут.
Истинное отношение с большей достоверностью можно выявить с помощью косвенных вопросов. Например: «На что вы опирались, преодолевая трудности, возникавшие в ходе педагогической практики?» И тут выясняется, что к общепедагогическим знаниям сам студент, выступая в роли учителя, не прибегал. Во многих случаях ответ на прямой вопрос не находит подтверждения в ответе на вопрос косвенный.
Вопросы различаются также по функциям. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы нацелены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторые из них. Контрольные вопросы применяются для проверки соответствия ответов действительности.
Для анкетирования важно и композиционное построение анкеты.
В первой ее части содержится обращение к респонденту, где должны быть ясно изложены цели и задачи исследования, объяснен порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, об этом сообщают респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. При этом в начале располагаются более простые, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшее их восприятие.
В конце анкеты, как правило, приводятся краткие сведения о респонденте. Принято также выражать благодарность ему за труд по заполнению анкеты.
Более полную информацию о методах эмпирических исследований можно получить в главе 4 этой книги, а также в следующих источниках: [3; 14; 15; 17].
В дипломной работе не всегда удается ограничиться констатирующим экспериментом. Чаще всего используется эксперимент формирующий. Суть его заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.
Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы.
1. Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач.
2. Создание программы эксперимента.
3. Разработка путей и способов фиксирования его результатов.
4. Осуществление эксперимента.
5. Количественная и качественная обработка результатов.
6. Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов.
Не останавливаясь подробно на всех этапах, обратим внимание на то, что вызывает особые затруднения.
Успех педагогического эксперимента во многом зависит от того, как разработана программа, насколько осознано педагогом то, что он собирается осуществить. Будущие учителя, осваивающие исследовательскую деятельность, могут взять за основу общую структуру программы эксперимента, разработанную А. С. Сиденко.
Программа эксперимента
Пуни-программы | Содержание | Вопрос для ответа |
1. Педагогическая цель | Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях, появившихся у учащихся благодаря экспериментальной разработке | Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в знаниях и умениях ученика намерены получить? |
2. Цель эксперимента | Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового | Что вы хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный про- |
Окончание табл.
Пункт программы | Содержание | Вопрос для ответа |
знания о педагогической действительности | цесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, концепция, методика и т.д.? | |
3. Гипотеза | Логически обоснованное предположение | Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели? Что будете проверять? |
4. Диагностический инструментарий | Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков | С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа задач или заданий для учащихся будет проверяться результативность эксперимента? |
5. Критерии оценки ожидаемых результатов | Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки | С помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как вы предполагаете их фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в сознании учащихся? |
Особые затруднения вызывает определение признаков, свидетельствующих об изменениях объекта исследования, способов их фиксации и применения.
Для изменения признаков, характеризующих изменения в изучаемом объекте, предлагаются следующие действия (см. [1]):
- принять некоторые теоретические положения измеряемого свойства и разработать соответствующие показатели;
- разработать методики сбора информации о проявлении данного свойства у каждого испытуемого;
- определить нормы первичной оценки по некоторой системе ранговых баллов;
- составить матрицы описаний (ранговые оценки или протоколы наблюдений).
Например:
№ п/п ученика | Оценки за выполнение творческих заданий |
Примечание:
2 — задание выполнено полностью; 1 — задание выполнено частично; О — задание не выполнено.
Протокол наблюдений может иметь и такой вид:
В этом случае признаку необходимо дать операциональное определение, тогда и протокол будет выглядеть так:
Полученные в ходе педагогического эксперимента данные подвергаются качественной и количественной обработке.
Подробнее смотрите в источниках: [1; 2; 5; 6; 16; 17].
Окончательно оформленная дипломная работа подписывается автором и консультантом и представляется студентом руководителю.
Желательно сделать это не позднее чем за три недели до начала
государственных экзаменов.
Дипломная работа вместе с отзывом руководителя передается заведующему кафедрой, который на основании этих материалов
решает вопрос о допуске студента к защите и делает об этом соответствующую пометку в тексте дипломной работы.
В Положении об итоговой государственной аттестации выпускников [18] отмечается, что к итоговому междисциплинарному экзамену и защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из программ и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные планом.
Дипломная работа, допущенная к защите, направляется на рецензию.
В рецензии на дипломную работу отмечаются:
- актуальность темы;
- полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы;
- эффективность использования избранных методов для решения проблемы;
-достижение поставленной цели;
- практическая ценность и возможность использования полу
ченных результатов.
Примерный порядок защиты дипломной работы выглядит следующим образом.
Студент делает краткое сообщение (не более 15 мин), в котором характеризует цель, задачи, предмет и методы исследования, а также его гипотезу и результаты, обосновывает выводы, отмечает практическую значимость своей работы.
Затем студент отвечает на вопросы, которые могут быть заданы не только членами комиссии, но и любым присутствующим на защите.
Зачитываются отзыв руководителя и рецензия. Автор дипломной работы дает разъяснение по поводу сделанных замечаний. После этого происходит обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие.
В заключение автор получает возможность в кратком выступлении дать необходимые справки, привести дополнительные материалы.
Решение государственной аттестационной и экзаменационной комиссий принимается на закрытом заседании простым большинством голосов участников заседания. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.
Литература
1. Битинас Б. Измерения в педагогическом исследовании // Советская педагогика. — 1972. — № 7.
2. Битинас Б. О многомерном подходе к анализу педагогических явлений // Советская педагогика. — 1970. — № 6.
3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И.Журавлева. — М., 1988.
4. Виноградова Н. А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. — М., 1998.
5. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.
6. Грабарь М.М., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.,
1977.
7. Дипломные работы: Метод, пособие / Отв. ред. С.А.Козлов. — М.,
1996.
8. Краевский В. В. Качество педагогики и методологическая культура
педагога // Магистр. — 1991. — № 1.
9. Краевский В. В. Научное исследование в педагогике и его основные
характеристики//Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.,1998.
10. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994.
11. Курсовые и дипломные работы по педагогике в педагогических институтах/ Науч. ред. Л.Я.Миерович. — М., 1973.
12. Курсовые и дипломные работы: Учеб.-метод, пособие для студентов факультета подготовки учителей нач. классов / Под ред. Ш. Ф.Жур-жиной, А.Л. Филоненко-Алексеевой. — М., 1992.
13. Курсовые работы по педагогике: Метод, рекомендации для студентов / Сост. Л. Д. Воронцова. — Магнитогорск, 1995.
14. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г.В.Воробьева. — М., 1979.
15. Миронов А. В., Панферов В. В., Субочев Н. С. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований // Социально-политический журнал. — 1994. — № 9, 10.
16. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. - М., 1987.
17. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М., 1998.
18. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации. Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. — 1994. — № 8.
21. Сиденко А. Как разработать программу эксперимента // Народное образование. — 1998. — № 4.
22. Сиденко А. Нужен ли эксперимент практику // Школьные технологии. - 1997. — № 1.
23. Сиденко А., Чернушевич В. Вы начали эксперимент... // Народное
образование. — 1997. — № 7, 8.
24. Сорокин И. А. Дипломные работы в педагогических вузах. — М., 1986.
25. Усачева И. В., Ильясов И. И. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. — М., 1980.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. Любое издание.
2. Бережнова Е. В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. — 1996. — № 4.
3. Бережнова Е.И. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. — М., 1999.
4. Герасимов И. Г. Структура научного исследования. — М., 1985.
5. Коршунова Н.Л. Зачем нужна однозначность научных понятий? // Педагогика. — 1992. — № 3, 4.
6. Краевский В. В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр. — 1991. — № 1.
7. Краевский В. В. Общие основы педагогики. — М., 2003.
8. Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. — 1997. — № 4.
9. Полонский В. М. Критерии актуальности педагогических исследований // Советская педагогика. — 1982. — № 5.
10. Полонский В.М. Методы определения новизны результатов педагогических исследований // Советская педагогика. — 1981. — № 1.
11. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 2000.
От авторов....................................................................................... 3
Глава 1. Научное познание и наука............................................. 6
1.1. Что такое наука и научное исследование.................... 6
1.2. Задачи педагогической науки............................................. 12
Глава 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики.......... 18
2.1. Единство и различия педагогической науки и практики 18
2.2. Педагогическая наука и практика как единая система 28
2.3. Связь науки и практики в движении............................ 34
2.4. Учитель и педагогическая наука......................................... 37
Глава 3. Методология педагогического исследования.............. 46
3.1. Понятие «методология педагогической науки».................... 46
3.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики 51
3.3. Логика педагогического исследования................................ 56
3.4. Методы исследования....................................................... 60
Г л а в а 4. Учебно-исследовательские умения студентов..................... 73
4.1. Учебно-исследовательская работа студентов как часть
их профессиональной подготовки.............................. 73
4.2. Способы получения и переработки информации................. 75
Этапы работы над учебным рефератом......................... 100
Примерная структура учебного реферата..................... 100
Критерии оценки учебного реферата.................... 101
Г л а в а 5. Как работать над курсовыми и дипломными работами....... 103
5.1. Курсовые работы............................................................ 103
5.2. Дипломные работы......................................................... 113
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы.................. 126