С недостатками слуха в других социалистических странах

Развитие стран социализма характеризуется грандиозными успехами в создании новой, социалистической экономики и культуры, подъемом образовательного уровня народных масс. Огромное значение для развития социалистических стран имеет опыт Советского Союза, вступившего в период развитого социализма и постепенного перехода к коммунизму.

В основе системы народного образования стран социализма лежат общие закономерности, свойственные всей социалистической системе, которые проявляются в каждой стране в соответствии с ее историей, сложившимися традициями, национальными особенностями.

В социалистических странах утвердились такие принципы ор­ганизации системы просвещения, как государственный характер школы, светскость образования, единство школьной системы, рав­ное право всех граждан на образование, всеобщее и обязательное бесплатное образование на родном языке.

Решающим условием, обеспечивающим фактическое право на образование, являются огромные ассигнования на просвещение и большой рост школьного строительства.

Цель учебно-воспитательной работы школы — формирование всесторонне образованного, политически сознательного и активного гражданина — строителя социализма и коммунизма.

В социалистических странах право граждан на образование гарантировано конституциями и законами об осуществлении всеобщего обязательного бесплатного обучения. Школа пол­ностью находится на государственном обеспечении и отделена от церкви.

Школы для детей с недостатками слуха в социалистических странах являются частью общей системы народного образования. Они находятся на государственном обеспечении, что создает необходимую материальную основу для непрерывного совершенствования сурдопедагогической практики и научных исследований в области дефектологии.

Остановимся на системе народного образования в отдельных социалистических странах.

В Народной Республике Болгарии в 70-х годах имелось восемь школ для глухих. Большинство из них было открыто в послевоенные годы. Наличие такого числа школ позволяет осуществлять в республике всеобщее обучение глухих детей.

Глухие дети в НРБ обучаются в специальной школе в течение восьми лет. В г. Гарна Ореховице осуществляется профессиональное обучение выпускников школ глухих. Срок такого обуче­ния — два года. В 60-х годах в Софии были открыты четырехгодичные курсы для молодежи, заканчивающей специальную восьмилетнюю школу. На этих курсах юноши и девушки получают знания в объеме неполной средней школы. Для глухих детей дошкольного возраста имеются детские сады. Созданы реабилитационные центры, которые проводят и отбор детей с недостатками слуха в специальные школы. Для взрослых глухих создан производственный кооператив. Союз глухих издает газету «Тишина».

Как неоднократно отмечали сами болгарские сурдопедагоги, принципиальные положения советской сурдопедагогической теории и опыт советской специальной школы оказали огромную помощь в преодолении распространенных ранее в Болгарии идеалистических взглядов на проблемы обучения и воспитания глухих.

Учебно-воспитательная работа в современных школах для глухих в НРБ строится на научных основах. Главное внимание в них обращено на развитие речи учащихся и их трудовое обучение. В школах для глухих и слабослышащих используется остаточный слух учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся в процессе их обучения и воспита­ния в специальной школе. В системе учреждений для детей с недостатками слуха в НРБ имеется и школа для глухих олигофренов.

В процессе строительства социализма в Венгерской Народной Республике были охвачены специальным обучением все глухие дети. Будапешт является главным центром научных исследований в области сурдопедагогики и подготовки специалистов-сурдопедагогов.

Обучение в школах для глухих делится на несколько этапов.

На первом этапе осуществляется преодоление немоты глухих учащихся. Первый этап длится два года (первый и второй приготовительные классы). Первостепенное значение в приготовительных классах придается занятиям по технике речи. Такая работа начинает проводиться уже в специальных детских садах. В детских садах много внимания уделяется «вызыванию» голоса и правильной постановке дыхания.

Второй этап обучения длится четыре года (I—IV классы). На этом этапе значительное внимание продолжает уделяться развитию речи глухих учащихся. Кроме того, учащиеся начинают заниматься географией, рисованием, физкультурой.

Третий этап тоже длится четыре года (V—VIII классы). В этих классах учащиеся получают систематическую подготовку по венгерскому языку. Они изучают историю своей страны, конституцию, географию, естествознание, физику, химию, математику.

Школы для глухих детей являются лечебно-педагогическими учреждениями.

В ВНР издается журнал «Дьодь педагогики» («Специальная педагогика»).

В 60-х годах в Германской Демократической Республике было восемь школ для глухих детей. В них учащиеся получали общеобразовательную и профессиональную подготовку. Уже в это время имелась сеть специальных молодежных профессиональных школ. В них глухие овладевали различными профессиями: зубопротезирование, швейное, столярное, ткацкое производство, малярное дело и др. Кроме того, глухие учащиеся получали подготовку по разным видам сельскохозяйственного труда.

В настоящее время в ГДР все глухие дети охвачены воспитанием и обучением с четырехлетнего возраста в специальных учреждениях. По достижении шестилетнего возраста они переходят в I класс. В школе дети учатся в течение десяти лет.

По окончании школы выпускники направляются в профессиональные технические школы с двух- или четырехгодичным сроком обучения.

В ГДР Обществом глухих издается журнал «Немецкий глухой». Значительную роль в развитии дефектологической науки играет специальный журнал «Зондершуле» («Специальная школа»).

Дефектологи ГДР проявляют все больший интерес к достижениям советской системы обучения глухих и слабослышащих.

В Корейской Народно-Демократической Республике за годы народной власти была создана система специально организованного воспитания и обучения глухих детей. Уже в 1960 году в КНДР было десять школ для глухих. В КНДР успешно осуществляется государственное обязательное обучение детей с недостатками слуха.

В Республике Кубадо революции были единичные небольшие частные школы для глухих. За годы социалистического строительства на Кубе создано восемь прекрасно оборудованных специальных школ-интернатов, в которых глухие дети находятся на полном государственном обеспечении.

В Польской Народной Республике за годы народной власти развернута широкая сеть учреждений для глухих и слабослышащих детей школьного и дошкольного возраста с общим количеством учащихся 4578.

Перед поступлением в школу осуществляется психолого-медицинское и аудиологическое обследование детей в пяти специально организованных научных центрах. В них используются новейшие методы сурдопедагогических исследований. В этих научных центрах работают квалифицированные специалисты (психолог, аудиолог, психоневролог, сурдопедагог и т. д.). Как правило, эти центры находятся на территории школ.

Научные исследования в области сурдопедагогики тесно связаны с практической деятельностью специальных школ. Научные работники входят в состав специальных комиссий, которые ведут наблюдения за физическим развитием детей, состоянием их здоровья, в частности органов слуха. Под руководством членов этих комиссий определяются уровень интеллектуального и речевого развития детей и особенности их характера. Результаты обследования учитываются при приеме детей в школу.

Во всех учебных заведениях для детей с недостатками слуха используются слуховые аппараты индивидуального и коллектив­ного пользования.

В Институте специальной педагогики (Варшава) разрабатываются вопросы обучения и воспитания детей с недостатками слуха. В этом институте ведется подготовка учителей для специальных школ. Институт издает журнал «Специальная школа».

В ПНР существует Союз глухих. Этот союз располагает семью­десятью клубами, в которых проводится разнообразная культур­но-просветительная работа среди взрослых глухих.

В 1959 году начал выходить журнал «Свет глухих».

В Социалистической Республике Румынии за годы народной власти осуществлено всеобщее обучение глухих. Дошкольным воспитанием охвачена значительная часть глухих детей.

В школе для глухих учащиеся обучаются в течение десяти лет. Выпускники школ продолжают обучение в профессионально-технических училищах.

Взрослые глухие имеют свой союз. Этот союз издает газету.

Успешно решаются проблемы сурдопедагогики в Чехословацкой Социалистической Республике. В 70-х годах в ЧССР было одиннадцать школ и восемь дошкольных учреждений для глухих детей, а также пять школ и два детских сада для слабослышащих детей. Уже к этому времени в ЧССР практически была решена проблема раннего дифференцированного воспитания и обучения детей с недостатками слуха. Основными центрами разработки теории сурдопедагогики и подготовки дефектоло­гических кадров являются Прага и Братислава. В ЧССР издается журнал «Отазки дефектологии» («Вопросы дефектологии»).

В Социалистической Федеративной Республике Югославии в 1960 году было создано два типа школ для глухих: с десяти- и восьмилетним сроком обучения. В стране имеются профшколы с трехгодичным сроком обучения. К середине 60-х годов в СФРЮ было шестнадцать общеобразовательных и двенадцать профессиональных школ для глухих. Кроме того, было семьдесят специальных классов при массовых общеобразовательных школах и двенадцать специальных классов при профессиональных школах. В СФРЮ начинает развиваться дошкольное воспитание глухих.

При крупных школах для глухих имеются классы для слабослышащих детей, но специальных программ для них нет. Для неграмотных глухих-переростков созданы специальные курсы ликвидации неграмотности. На этих курсах учащиеся обучаются до шестнадцати лет, а затем включаются в работу на производстве.

Кадры учителей для специальной школы готовятся в Высшей дефектологической школе Белграда, которая была открыта в 1962 году, в Высшей дефектологической школе Загреба, основанной в 1963 году, а также в Высшей дефектологической школе в Любляне. В Белградской и Люблянской школах срок обуче­ния — два года, а в Загребской школе — четыре года. Загребская школа готовит руководителей специальных школ.

Научно-исследовательская сурдопедагогическая работа ведется в созданном в 1951 году в Загребе Центре по восстановлению слуха у глухих, которым руководит Общество глухих. В последние годы в Центре по восстановлению слуха П. Губерина и его сотрудники разработали систему и методы использования остатков слуха. Занятия по югославской системе с детьми, имеющими недостатки слуха, дают положительные результаты. Подобные центры были организованы и в других странах Западной Европы. В их создании непосредственное участие принимал П. Губерина.

Во всех социалистических странах достигнут значительный прогресс в развитии теории и практики обучения и воспитания детей с недостатками слуха.

В настоящее время в социалистических странах открываются все более широкие возможности для дальнейшего совершенствования этой работы.

В тех социалистических странах, где еще не решена проблема дифференцированного обучения глухих и слабослышащих и их дошкольного воспитания, ведется работа, направленная на ее решение. В социалистических странах продолжается работа по дальнейшему укреплению материальной базы специальных школ, совершенствованию учебников, учебных пособий, дидактических материалов. Школы оборудуются все более совершенной акустической аппаратурой.

Советский Союз оказывает социалистическим странам большую помощь в решении теоретических и практических вопросов сурдопедагогики. Советские ученые-дефектологи часто выезжают в социалистические страны для оказания непосредственной помощи в решении проблем обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Ряд научных исследований выполнен дефектологами социалистических стран под руководством советских ученых. На дефектологических факультетах высших учебных заведений Со­ветского Союза учится много студентов из социалистических стран. Дефектологи многих социалистических стран сотрудничают с крупнейшим советским издательством «Просвещение». В ходе такого сотрудничества было осуществлено совместное издание пособия для глухих учащихся первых классов.

Вопросы

1. Какие общие принципы положены в основу деятельности специальных школ в социалистических странах?

2. Что сделано в последнее время в социалистических странах по осуществлению всеобщего обучения детей с недостатками слуха?

3. В какой мере в социалистических странах решены вопросы дифференцированного обучения детей с недостатками слуха?

4. Какое значение имеет советская сурдопедагогика для развития теории и практики обучения и воспитания детей с недостатками слуха в социалистических странах?

1См: Хрестоматия по истории педагогики. М., 1938, т. 1 с 64.

2Хрестоматия по истории педагогики. М., 1938 т. 1, с. 65.

3Вальтер Э. История обучения глухонемых. Билефельд и Лейпцинг, 1882, с. 12 На немецком языке

4Вальтер Э. История обучения глухонемых. Билефельд и Лейпцинг, 1882, с. 12. На немецком языке

5Это описание дано в книге Р. А. Сикара «Курс обучения глухонемого от рождения». Париж, 1814. На французском языке.

6Рау Ф. Ф, Устная речь глухих. М., 1973, с. 178.

7Цит. по кн.: Общие основы педагогики \ Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана. М., 1967, с. 332.

8См.: История СССр с древнейших времен и до наших дней М., 1966, т. 1 с. 344-345.

9Подробнее об этом см. в кн.: Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.,1957, с.83-85.

10Академические известия, 1780 ч. VI,т. 2 Кратценштейн Х. Т. Опыт решения задачи, предложенной С-Петербургской академией на 1780г. ( О сделании инструмента , чтобы подражать человеческому голосу) с. 182-252.

11Керестури Ференц – венгр по происхождению. Медицинское образование получил в Москве, где жил и работал до самой смерти

13Радищев А. Н. О человеке, о его смертности и бессмертии. – Избр. философ. соч. М.,1949, с. 290

14 Устав С.-Петербургского училища 1865 г.

15Преображенский С.С. Меры борьбы с глухонемотой. Клиника для глухонемых. – Русская отоларингология, 1924, № 4.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Маркс К. Критика Готской программы. — Маркс К. и Эн­гельс Ф. Соч., т. 19, с. 29—31.
  2. Маркс К. и Энгельс Ф, Манифест Коммунистической партии. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 440—447.
  3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 177.
  4. Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К. и Энгельс Ф.Соч., т. 20, с. 345—346, 508.
  5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,т. 20, с. 16.
  6. Ленин В, И. Перлы народного прожектерства.— Поли. собр.соч., т. 2, с. 471—504.
  7. Л е и и н В. И. К вопросу о политике министерства народного просвещения. —Поли. собр. соч., т. 23, с. 125—135.
  8. Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде по просвеще­нию 28 августа 1918 г. — Поли. собр. соч., т. 37, с. 74—78.
  9. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи (Речь на III Всерос­сийском съезде Российского Коммунистического Союза Молоде­жи 2 октября 1920 г.). — Поли. собр. соч., т. 41, с. 298—318.
  10. Ленин В. И, О пролетарской культуре. — Полн. собр. соч., т 41, с. 336—337.
  11. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.
  12. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 года. М., 1983.
  13. О согласовании функций народных комиссариатов просвеще­ния и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья де­фективных детей. Из постановления СНК 10 декабря 1919 г. — Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа. ^ Сборник документов 1917 — 1973 гг. М., 1974.
  14. Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отста­лых детей и подростков. Из постановления СНК РСФСР 23 нояб­ря 1926 г.—Там же.
  15. О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обуче­нию умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подрост­ков. Из постановления СНК РСФСР 9 августа 1927 г.— Там же. О сроках обучения в общеобразовательных школах для слепых, слабовидящих, тугоухих и глухонемых детей. Постановление Совета Министров РСФСР 24 сентября 1960 г. — Там же.
  16. Об основных направлениях деятельности Академии педагоги­ческих наук СССР. Постановление ЦК КПСС 21 февраля 1969 г. (Изложение).— Там же.
  17. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Приняты на шестой сессии Верховного Совета СССР. М., 1973.
  18. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания уча­щихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. По­становление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. М., 1978.
  19. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., 1984.
  20. Басова А. Г. Очерки по истории сурдопедагогики в СССР. М., 1965.
  21. Басова А. Г., Назарова Н. М. Задания для самостоятель­ной работы студентов по курсу «История сурдопедагогики». М., 1980.
  22. Беккер К. Разработка теоретических вопросов реабилитации аномальных детей в ГДР.— Дефектология, 1973, № 2.
  23. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
  24. Власова Т. А. Государственная забота о воспитании и обу­чении аномальных детей и пути развития советской дефектоло­гии.— Дефектология, 1970, № 2.
  25. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской де­фективности.— В сб.: Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924.
  26. Гилевич И. М., ТиграноваЛ. Н. Педагогические чте­ния.— Дефектология, 1979, № 6.
  27. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М., 1957.
  28. Дьячков А. И. Системы обучения глухих детей. М., 1961.
  29. Еременко И. Т. Отражение ленинской идеи гуманизма в со­ветской специальной педагогике.—Дефектология, 1970, № 2.
  30. Живина А. И. Основные этапы развития системы подготов­ки учителей-дефектологов в СССР.— Дефектология, 1974, № 2.
  31. 3ыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу фор­мирования речевого общения. М., 1961.
  32. 3ыкова Т. С., Колтуненко И. В. Страна, где учатся все.-В едином строю, 1977, № 8.
  33. ИваницкийА. И. Из истории обучения глухих детей в Мол­давской ССР.— Дефектология, 1971, № 2.
  34. Касымов С. А. Развитие сети специальных школ в Азер­байджанской ССР.— Дефектология, 1970, № 4.
  35. Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников. М., 1960.
  36. Красновский А. А. Из истории методов обучения глухоне­мых.—Известия АПН РСФСР, 1947, вып. 9.
  37. Лубовский В. И. Обучение детей с недостатками слуха в США.— Специальная школа, 1968, вып. 2.
  38. МанасянА. М. Обучение и воспитание аномальных детей в Армянской ССР.— Дефектология, 1970, № 1.
  39. Масюнин А. М. 150 лет школьного обучения глухих в Поль­ше.— Специальная школа, 1968, вып. 2.
  40. Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. М., 1949.
  41. Р а у Ф. Ф. Обучение глухонемых произношению. М., 1960. Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. М., 1973.
  42. Савич Л. Система специального образования в Югославии.— ц Специальная школа, 1968, вып. 85 (138).
  43. Сурдопедагогика / Под ред. А. И. Дьячкова. М., 1963. Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России. М., 1949.
  44. Хрестоматия по истории дошкольного воспитания глухонемых детей. М., 1958.
  45. Цукерман И. В. Положение глухих в Англии и Италии.— Специальная школа, 1967, вып. 5 (125).
  46. Цукерман И. В. Обучение глухих в странах Среднего Восто­ка.— Специальная школа, 1967, вып. 5 (125).
  47. Шаабдурасулова М. Н. Обучение аномальных детей в Дании.— Дефектология, 1973, № 2.
  48. Ярмаченко Н. Д. Ленинские идеи о народном образовании и их воплощение в сурдопедагогике.— Дефектология, 1970, М 2.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………….. 3

Наши рекомендации