Классификация лиц с нарушениями слуховой функции
Проведенные в различных странах исследования показали, что 4 — 6% от всего населения планеты имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. Из этого числа 2 % людей имеют двустороннее снижение слуха и воспринимают разговорную речь на расстоянии менее 3 м, а 4% — выраженную одностороннюю тугоухость.
Большое значение, для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуха, для своевременной диагностики и организации их обучения и воспитания, в частности для определения типа учреждения, в котором должен учиться ребенок, имеет классификация таких детей. Проблема дифференциации лиц, имеющих нарушения слуха, интересовала как врачей, так и педагогов.
Существует медицинская классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом (1961). Если нарушение слуха распространяется на диапазон частот, относящийся к разговорной речи (от 500 до 3500 Гц), то ее восприятие становится невозможным.
По длительности течения выделяют:
• внезапную (развивается в течение нескольких часов в большинстве случаев во время сна или обнаруживается тотчас после пробуждения);
• острую (развивается постепенно в течение нескольких суток);
• хроническую тугоухость (стабильная и прогрессирующая стадии).
По уровню повреждения:
• периферическое поражение (сенсорные структуры внутреннего уха);
• центральное поражение (на уровне VIII черепного нерва, проводящих путей в стволе мозга или коры головного мозга).
По времени наступления:
• прелингвальная (наступает до развития речи);
• постлингвальная ( проявляется после появления нормальной речи).
По степени снижения слуха выделяют четыре степени тугоухости и глухоту:
• I степень (легкая) - 26-40 дБ;
• II степень (умеренная) - 41-55 дБ;
• III степень (умеренно тяжелая) - 56-70 дБ;
• IV степень (тяжелая) - 71-90 дБ;
• глухота - более 90 дБ.
Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха. В нашей стране наибольшее применение находит психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис. Ее основу составляют положения теории компенсации психических функций Л. С. Выготского, в частности положение о сложной структуре нарушения. Р. М. Боскис предложила новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха:
1. Степень потери слуха;
2. время возникновения нарушения слуха;
3. уровень развития речи.
В соответствии с названными критериями выделяют следующие группы.
Первая — глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.
Вторая — позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» (Р. М. Боскис, 1971) — те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений (Р. М. Боскис, 1971).
Третья — дети с частичной потерей слуха — слабослышащие (тугоухие). В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха.
Вопросы и задания
1. Назовите предмет и задачи сурдопсихологии.
2. Перечислите причины нарушений слуха.
3. На основании, каких критериев проведена психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха?
Рекомендуемая литература
- Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] - М., 2006.
- Боскис, Р.М.Учителю о детях с нарушениями слуха. [Текст] – М., 1987.
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.В.Кузнецова, Л.И., Переслени, Л.И. Солнцева и др.; По ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.
- Психология глухих детей [Текст] / Под ред. И.М. Соловьева. - М., 1971.
- Специальная психология в практике образования: Учебное пособие / Конева Е.В., Пережигина Н.В., Резниченко М.Ю., Солондаев В.К. Под общ. ред. В.К. Солондаева. Ярославль, 2007.
- Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие. [Текст] – М., 2005.