Принципы лечения заболеваний нервной системы, приводящих к нарушению речевой деятельности
Лечение неврологического дефекта, лежащего в основе нарушения _речевой деятельности, – обязательное условие нормализации речевой функции. Безусловно, такое лечение должно проводиться по назначению и под наблюдением специалиста-психоневролога, с учетом формы, стадии заболевания и обязательно быть строго индивидуальным. Здесь же излагаются только основные принципы, в соответствии с которыми должно проводиться лечение.
Не имея возможности коснуться даже в кратких чертах лечения отдельных заболеваний нервной системы, следует остановиться на лечении основных групп болезненных состояний: органических и функциональных заболеваний нервной системы.
При назначении лечения используются следующие мероприятия:
а) воздействие на основной процесс, приводящий к повреждению или нарушению функций нервной системы (этиологическое лечение);
б) воздействие на механизмы развития болезненного процесса – уменьшение тех реакций, которые способствуют усилению имеющегося дефекта, создание благоприятных возможностей для восстановления утраченных функций и их компенсации (патогенетическое лечение);
в) влияние на отдельные симптомы заболевания (симптоматическое лечение).
Применительно к тем заболеваниям, с которыми встречаются в своей повседневной деятельности логопеды, этиологическое лечение занимает весьма скромное место. Это связано с тем обстоятельством, что обычно исправление речи проводится у детей, которые много лет назад перенесли основной процесс, и к моменту логопедического вмешательства его лечение уже нецелесообразно. Вместе с тем при некоторых хронических заболеваниях нервной системы, а также при некоторых наследственно-семейных дефектах обмена очевидна необходимость антибактериальной терапии либо тех или иных вмешательств, направленных на корригирование нарушенного обмена.
Основное место занимает патогенетическая терапия. Как уже говорилось, целью ее является уменьшение тех механизмов, которые способствуют развитию патологического процесса, и создание благоприятных возможностей для восстановления утраченной функции и ее компенсации.
Факторами, способствующими развитию патологических процессов при остаточных явлениях перенесенного органического заболевания нервной системы, являются главным образом нарушения ликвородинамики и образующиеся после воспалительных, инфекционных и травматических заболеваний рубцовые и спаечные процессы. В связи с этим основными лечебными моментами, препятствующими влиянию указанных факторов на нервную систему, должны быть периодические курсы дегидрата-ционной терапии (уменьшение давления спинномозговой жидкости) и внедрение препаратов, способствующих рассасыванию свежих рубцовых процессов, – лидаза, тканевая терапия и т. д. Ликвидация гипертензионных факторов и рубцовых сращений приводит к улучшению кровообращения в головном мозге, улучшению нейродина-мики и т. д. Это создает в свою очередь благоприятные условия для развития процессов компенсации в различных отделах нервной системы. Как показано на огромном травматическом материале периода Великой Отечественной войны, восстановительные возможности при поражениях нервной системы чрезвычайно велики. Они складываются главным образом из двух групп факторов – восстановление утраченной функции путем восстановления работоспособности обратимо пораженных клеток нервной системы и принятия другими отделами нервной системы на себя функций, утраченных в результате поражения вещества мозга. Анализ течения черепномозговых травм и экспериментов на животных показал, что даже при массивных поражениях головного мозга удается в ряде случаев добиться полного восстановления функций. Причем в более ранние периоды после перенесенного острого процесса главенствующее значение имеют мероприятия, направленные на восстановление работоспособности пораженных участков мозга. К ним относятся систематическое введение средств, уменьшающих отек мозга, введение средств, необходимых для нормального питания нервной клетки (витамины, глюкоза и др.), назначение препаратов, способствующих улучшению одной из основных функций нервной клетки – проведения возбуждения на другую нервную клетку. Последнее достигается введением антихолинэстеразных препаратов (прозерин, нивалин и др.). Не следует недооценивать и роли упражнений нарушенных функций в восстановлении деятельности нервной системы – пассивные и активные движения в пораженных системах являются источником афферентной импульсации, необходимой для деятельности нейронных систем, обеспечивающих определенные виды деятельности.
В более поздние сроки после перенесенного заболевания доминирующее значение приобретает выработка новых функциональных систем, которые могли бы обеспечить выполнение пораженных функций взамен утраченных. На этой стадии решающее значение должно быть уделено назначению препаратов, способствующих облегчению выполнения двигательных актов: при повышении мышечного тонуса следует назначать препараты, его снижающие (мидокалм, тропацин, мелликтин и др.). При наличии насильственных движений – гиперкинезов следует назначать артан, паркопан, циклодол. Однако эти препараты лишь облегчают выполнение определенных двигательных актов. Медикаментозная терапия должна сочетаться с назначением специальных комплексов лечебной физкультуры, а при нарушении речевой деятельности – с комплексом логопедических упражнений.
Немаловажное значение на этой фазе восстановления функций может иметь также назначение психотропных препаратов, облегчающих прохождение нервных импульсов в определенных системах мозга и повышающих уровень активности корковых клеток. Как показано в экспериментальных исследованиях последних лет, назначение психотонических препаратов значительно сокращает сроки восстановления речевой деятельности при афазиях.
При проведении комплексного лечения, больных с остаточными явлениями органических поражений нервной системы следует учитывать следующее обстоятельство: проведение лечебных мероприятий не должно ограничиваться только упражнением пораженной функции, так как тренировка, казалось бы, отдаленной функции благоприятно сказывается на общем фоне деятельности нервной системы и, таким образом, оказывает благоприятное воздействие на основной очаг поражения.
Симптоматическое лечение при органических заболеваниях нервной системы, снимая отдельные отрицательно влияющие симптомы заболевания, также может способствовать восстановлению утраченной функции. В качестве примера можно указать на уменьшение слюнотечения при псевдобульбарных параличах, уменьшение выраженности болевого синдрома при некоторых поражениях мозга и т. д.
У больных так называемыми функциональными заболеваниями нервной системы лечение также проводится по принципу этиологических, патогенических и симптоматологических воздействий.
Выявление причин возникновения заболеваний, факторов, способствующих поддержанию нарушенной нервной деятельности, имеет в ряде случаев решающее значение. Это связано с тем обстоятельством, что неврозы возникают обычно как реакции на острые и длительно действующие на организм отрицательные экзогенные или эндогенные факторы, а чаще в результате их сочетания. Не случайно, как нам удалось выявить, неврозы, в том числе и заикание, у детей были результатом психотравм, которые часто вызывались неблагоприятными отношениями в семье. Не менее важное значение имеет перенапряжение нервной системы ослабленного ребенка, связанное с речевой перегрузкой. И, наконец, следует учитывать состояние здоровья ребенка, роль длительных инфекций и интоксикаций как фактора, ослабляющего нервную систему и способствующего возникновению невротических состояний. Систематически направленное влияние на все вышеперечисленные факторы – беседы с родителями, изъятие ребенка из травмирующих ситуаций, уменьшение нагрузки, лечение хронических заболеваний внутренних органов и общеукрепляющее лечение– непременное условие успешного лечения невроза.
Патогеническая терапия неврозов обеспечивается назначением препаратов общеукрепляющего действия и специфических нейротропных средств, нормализирующих нервную деятельность. К числу общеукрепляющих препаратов следует отнести комплексы витаминов В, С, Д, Р, препараты кальция, фосфора, железа и т. д. Значительный эффект достигается улучшением сна, пребыванием на свежем воздухе и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В книге изложены педагогические основы патологии речи у детей.
Отклонения в формировании речи рассматриваются авторами как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.
Большое значение придается системному подходу к изучению и преодолению речевых нарушений. С этих позиций вопрос о структуре различных форм недоразвития речи решается в зависимости от состояния трех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики. Широко представленное положение о взаимодействии этих компонентов речи является ведущим для построения коррекционного обучения.
Многообразие проявлений общего недоразвития речи оказалось в педагогических целях возможным разграничить по степени выраженности дефекта, характеризующего уровень недоразвитой речи детей.
В соответствии со взглядом на лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие как на взаимосвязанные проявления находится и методика, предусматривающая формирование словарного запаса и грамматического строя одновременно с развитием звуковой стороны речи.
Дети с глубокой степенью недоразвития речи неспособны к усвоению грамоты по обычной методике. Поэтому обучение устной речи строится с таким расчетом, чтобы в ходе его подготовлялись фонематические и морфологические обобщения, которые впоследствии облегчат детям усвоение письменной речи. Кроме того, описан ход специального обучения грамоте с учетом глубокого отставания детей в овладении звуковым составом слова.
У детей, более продвинутых в разговорной речи, на первый план выступают нарушения письма. Характеристика их, равно как и методы, которыми они преодолеваются и предупреждаются, не оставляют сомнений в речевой природе дефектов письма, что в корне опровергает понимание этих дефектов как следствия зрительной недостаточности.
Пособие имеет целью определить линию фронтальных методов специального обучения. В то же время большое значение придается разработке основ индивидуализации специального обучения, которое будет вытекать из данных дальнейшего изучения детей, страдающих недоразвитием речи.
Заикание освещается как расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции. Зависимость проявлений заикания от условий общения исследуется в секторе логопедии Института дефектологии АПН СССР в различных параметрах. В книге приводятся методические рекомендации по одному из них, а именно по формированию речевых средств, обеспечивающих нормальное протекание общения.
В тех случаях, когда заикание является результатом преждевременного, неподготовленного перехода к сложным формам контекстной речи, ребенку следует дать возможность восполнить имеющиеся пробелы и как бы заново пройти с ним путь систематического овладения ступенями коммуникативной функции речи.
Дальнейшие исследования в области заикания направлены на изучение внеречевых процессов, участвующих в акте общения. У заикающихся детей обнаружены определенные особенности произвольного внимания, темпа и устойчивости деятельности, оказывающие отрицательное действие на протекание речевого акта.
Наряду с непосредственным воздействием на речевую функцию будут разрабатываться методы коррекционно-воспитательной работы, призванной выровнять особенности психики, прямо или косвенно мешающие нормальному протеканию речевого акта.
В проблеме заикания также стоит задача найти педагогические критерии разграничения форм заикания в целях индивидуализации коррекционного подхода. Очевидно, характеристика ребенка, страдающего заиканием, должна будет включать в себя данные, касающиеся уровня речевых средств, а также состояния внеречевых процессов и взаимодействия между ними.
В книге получили освещение не все разделы логопедии. По ряду разделов в секторе логопедии накоплен обширный материал, подлежащий окончательной обработке и публикации. Таковы разделы, относящиеся к особым случаям речевых нарушений – сенсорной афазии, псевдобульбарной дизартрии, ринолалии и др.
При дальнейшем изучении вопросов логопедии мы возлагаем большие надежды на комплексные исследования с участием психологов, физиологов и психоневрологов. Лишь в тесном содружестве логопедии со смежными областями знания могут быть постигнуты сложнейшие законы аномалий развития речевой деятельности.
SUMMARY
The purpose of this book is to acquaint readers with the latest investigations of the childs speech pathology carried out by the collaborators of the Speech Therapy Department of the Institute of Defectology in Moscow. The book presents foundations of the pedagogical approach to children with abnormal speech.
Deviations in speech attainment are regarded by the authors as developmental disturbances which occur according to laws of relationship between primary and secondary abnormalities. A great emphasis is laid on the system approach to the study and overcoming of speech defects. In the case of the speech pathology it means consideration of the verbal communication system as a whole, including phonetic, lexic and spelling disturbances. In many cases, when the defect is obvious in only one of the above-mentioned components, other ones are or have been affected either.
Great diversity of manifestations of what we call the general speech underdevelopment can be categorized to three following levels according to the seriousness of the defect: 1) lack of any comprehensible speech; 2) existence of only initial forms of comprehensible speech; and 3) comprehensible speech with some phonetical, lexical and grammatical underdevelopment. Children whose speech underdevelopment is proved to be of the 1st or the 2nd level cannot be taught to read and to write by usual methods. In this book we discuss our teaching technique applied to children with severe retardation in acquiring the phonematic structure of words.
In cases of speech underdevelopment of the 3rd level writing defects are usually more obvious than those of oral speech. But it is proved here that writing defect must not be treated as sort of insufficiency of vision. Our recomendations on the prevention of writing disorders are based on the general statement that proper spelling is to be prepared by training on phonematic analysis.
Much space in the book is dedicated to stammering which is considered as a disturbance of the communicative function of speech. We have studied stammer in different conditions of verbal communication, and this has enabled us to elaborate a new pedagogical method of treating and preventing stammer.
Our correction technique is based on a step-by-step transition from situational to contextual speech. We start from the easiest situation when both objects and actions to be described by the child can be directly contemplated (accompanying speech). In this situation stammer can be easily avoided after several hours of training. Then the child is stimulated to speak about absent object and to describe his past actions. At the next stage the child discusses his intentions, plans, as well as his experience using more and more complex grammar and words whose meaning may be clear only from a verbal context. Such series of exercises clears ground for a well-planned and smooth speech.