Назначение и структура деятельности в учебном процессе

Функции школьного учебника

· Мотивационная — обоснование значимости изучаемого материала, оригинальные иллюстрации и др.

· Информационная — обеспечение необходимой информацией в рамках учебного предмета.

· Трансформационная — преобразование материала науки в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

· Систематизирующая — системное и последовательное изложение материала в логике учебного предмета.

· Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля — предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усвоенного материала.

· Координирующая — привлечение других средств обучения.

· Обучающая — развитие умений и навыков самообразования, конспектирования, обобщения, выделения главного и т. п.

· Развивающе-воспитательная — направленность на формирование определенных морально-ценностных установок.

Требования к учебнику

· Отражает содержание учебного предмета.

· Организует самостоятельную деятельность учащегося.

· Отражает логику науки и логику учебного предмета.

· Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

· Краток, лаконичен, конкретен.

· Доступен, ориентирован на особенности учащихся.

· Ясен и четок язык текста и формулировок.

· Увлекателен, с элементами проблемности.

· Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фотографии и другой иллюстративный материал.

· Оформлен в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологическими и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося.

· Продумана методическая организация текстового и вне текстового материала.

· Удобный формат.

(сами по своему предмету)

Понятие о методе обучения. Требования к методам обучения.

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.Справедливым будет и другое определение: методы – системы алгоритмизованных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели.Как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы. В связи с этим появляетсямножество классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Наиболее обоснованными являются следующие.Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, уточняется для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний. Таких источников три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод, и каждый из них имеет модификации — способы выражения (см. табл. 4). Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности ­ – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся.В данной классификации выделяются следующие методы:





— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

— репродуктивный (репродукция - абсолютно точное, аутентичное воспроизведение оригинала);

— проблемное изложение;

— частично поисковый (эвристический);

— исследовательский.

Если познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий исследовательский метод обучения.Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих признаках:

— знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

— учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

— учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:

— знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

— учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

— учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

— необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода, как и информационно-рецептивного, – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, и поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. Учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, тем не менее они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.Сущность частично поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих характерных признаках:

— знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

— учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

— учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель—учащиеся—учитель— учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть добывают учащиеся самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему:

— учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

— знания учащимся не сообщаются; учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

— деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

— учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Данный метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение метода требует высокого уровня педагогической квалификации.Достаточно широкое распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная акад. Ю. К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения (см. табл. 5):методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности.

В любом акте учебной деятельности одновременно сочетается несколько методов, они взаимопроникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие учителей и учащихся. И если мы можем в данный момент сказать об использовании определенного метода, то это лишь означает, что он доминирует на определенном этапе.Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения – в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности – в этом заключается его побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-коррекционная функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса, она изменяется от младших к средним и далее к старшим классам. Интенсивность применения одних методов возрастает, других снижается.

Назначение и структура деятельности в учебном процессе - student2.ru

Назначение и структура деятельности в учебном процессе

Назначение деятельности учителя в обучении. В процессе обучения органически сливаются преподавание и учение, т. е. деятельность учителя и учеников. Назначение деятельности учителя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Поэтому руководящая роль в учебном процессе принадлежит учителю. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Важно подчеркнуть, что в прошлом при характеристике процесса обучения деятельность учителя нередко сводили к передаче учащимся определенной суммы знаний и умений. При таком подходе преподаватель считался активным субъектом обучения, а ученик лишь пассивным его объектом. Современная дидактика считает, что учитель призван организовать активную деятельность самих учеников по усвоению новых знаний и умений, хотя это и предполагает наличие объяснения, изложения новой информации и пр.Каждый цикл любой управленческой деятельности включает в себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ ее результатов. Все эти элементы присущи и деятельности учителя.Планирование деятельностиучитель осуществляет посредством составления календарно-тематических и поурочных планов. Примерные календарно-тематические планы публикуются соответствующими методическими журналами, и учителю в них приходится вносить лишь некоторые коррективы, вытекающие из особенностей данной школы и класса. Разработке поурочных планов могут помочь специальные пособия по методике преподавания соответствующего предмета. В этих пособиях даются советы по характеру задач, которые надо решить в ходе урока, подчеркиваются особенно важные и трудные элементы содержания, рекомендуются наиболее ценные демонстрации, опыты, упражнения для закрепления, повторения и домашней работы.Текст плана зависит от педагогического опыта учителя. Начинающим учителям целесообразно на первом этапе своей работы планировать уроки несколько подробнее, указывая в них цель урока, объединяющую в себе основные задачи учебного, воспитательного и развивающего характера, кратко фиксировать основные вопросы, которые будут использованы при опросе, излагать план изучения нового материала, указывать номера упражнений для закрепления и применения знаний, содержание заданий для домашней работы, перечень оборудования, литературу. Опытные учителя уже не нуждаются в подробной записи цели и задач урока, тем более что их формулировки содержатся в пособиях по методике изучения соответствующего предмета.Планирование уроков должно служить целям повышения педагогического мастерства учителей, оказания им практической помощи. Все это требует творческого подхода к планированию, который проявляется не только в разной степени детализации плана, но и в преодолении шаблона в структуре.Организация учебной работы по выполнению намеченного плана подразделяется на подготовительный и исполнительный этапы.При подготовке к уроку учитель по возможности обеспечивает:

· подготовку необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов;

· предварительное проведение опытов, демонстраций, просмотр видеоматериала, чтобы предупредить возможные затруднения, выбрать наиболее важные моменты;

· привлечение учеников для подготовки предстоящих опытов, лабораторных работ и демонстраций;

· предварительное выполнение упражнений для закрепления, повторения и домашней работы, для того чтобы учесть возможные затраты времени на уроке и дома;

· подбор учебно-методической литературы, которая будет использована на уроке, снабжение ее закладками-указателями, чтобы быстро находить необходимые места.

По ходу предварительной организационной работы учитель вносит некоторые коррективы в план урока, детализирует его или снимает некоторые задания, которые могут вызвать затруднения у учеников.Организация преподавания на самом уроке предполагает, с одной стороны, организацию самих действий учителя и, с другой – организацию деятельности учащихся по усвоению учебного материала, стимулирование и мотивацию учения.Организация деятельности учеников включает в себя постановку перед ними учебных задач, создание благоприятных условий, при которых школьники принимают эти задачи, четкое распределение функций между учениками при организации практических работ, краткое и ясное инструктирование их о способах предстоящей деятельности, своевременное оказание помощи учащимся при выполнении учебных заданий.К сожалению, нередко организаторская функция учителя на уроке сводится лишь к постановке заданий и затем переходит уже в жесткий контроль их выполнения. Этапы инструктажа, оказания помощи, организация рациональной взаимопомощи нередко упускаются из виду, и в результате элемент организации оказывается недостаточным. Эффективность учения снижается.Стимулирование активности учениковв процессе обучения– одно из важнейших условийуспешного преподавания. Педагогикой накоплены многочисленные приемы и методы стимулирования активной учебной деятельности. Стимулирование может быть осуществлено как за счет привлечения внимания учеников к теме, возбуждения любознательности, любопытства, познавательного интереса, так и путем развития у учеников долга, ответственности, активизирующих учение, несмотря на отсутствие в данный момент занимательной ситуации, интересных фактов и т. д.Текущий контроль, регулирование, корригирование. Преподавание предполагает осуществление текущего контроля усвоения учебного материала. Осуществляется контроль путем наблюдений за деятельностью учеников, постановки контрольных вопросов, упражнений обычного и программированного типа, путем индивидуальных собеседований с отдельными учениками во время самостоятельной работы класса, просмотра письменных работ, тетрадей учеников во время прохождения учителя по классу и т. д.Текущий контроль позволяет выявить типичные недостатки и затруднения в деятельности учеников, своевременно обратить на них внимание и предупредить накопление пробелов, ошибочных действий. В результате текущего контроля учитель оценивает рациональность избранного им варианта организации учебной деятельности школьников, а также изложения учебного материала и других видов преподавания. Это позволит оперативно вносить коррективы в организацию преподавания и учения школьников, регулировать процесс обучения путем дополнительных разъяснений, постановки наводящих вопросов, организации взаимоконтроля учеников и разумной взаимопомощи при выполнении лабораторных и практических работ. В ходе контроля может возникнуть потребность в изменении темпа обучения – в замедлении его при наличии затруднений или ускорении, если найдены более удачные варианты учебной работы школьников. Текущий контроль требует соблюдения такта, внимания по отношению к ученикам.Завершает цикл преподавания анализ достигнутых результатов. Конечно, речь идет об анализе реально достижимых для данного этапа результатов.Во время анализа эффективности усвоения учебного материала на этапе, когда уже было проведено достаточно упражнений и домашних заданий, очень важно не только определить степень знания фактов и определений, но и попытаться установить уровень их осознанности, а также умение применить полученные знания для решения практических задач. Важнейшим элементом является также анализ причин имеющихся пробелов в знаниях и умениях. Эти причины могут зависеть от качества преподавания, от уровня дисциплинированности учеников, отношения их к учению, состояния здоровья, работоспособности и внимания, от степени сформированности навыков учебного труда, умения работать с книгой, развития темпа чтения и письма. Очень важно выявить весь возможный круг причин недостатков в обучении. Затем путем сравнительного анализа выделить из возможных причин самые основные, доминирующие и наметить меры, направленные на их устранение.Несмотря на целый ряд возможных подходов к характеристике процесса учебной деятельности, все же можно охарактеризовать некоторые типичные варианты действий учеников под руководством учителя и во время полностью самостоятельной учебной деятельности48.

Наши рекомендации