Народ как творец педагогической культуры
Анализируя состояние педагогической культуры, следует всегда помнить о той питательной среде, которая вскормила ее, которая подготовила ее возникновение, развитие и расцвет - о народе. Индивидуальное творчество любого из деятелей культуры развивается всегда на базе тех достижений, которые были завоеваны народом и человечеством в целом до него. Прежде чем он начнет развивать культуру своего народа, он должен усвоить то, что создано его народом за многовековую историю труда и борьбы, что создано другими народами, всем человечеством до него. Только совокупное духовное богатство народа и человечества может послужить реальным фундаментом созидательного творчества конкретных деятелей культуры.
Гениальный поэт, философ, педагог, народный просветитель Гете писал: «Что такое я сам сделал? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость - все принесли свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд - труд коллективного существа и носит он имя Гете». То же самое могли бы о себе сказать Коменский и Ушинский, Макаренко и Сухомлинский, Гогебашвили и Насыри, Абовян и Ахундов и многие другие великие педагоги. Гениальность и величие любого из педагогов измеряется близостью к педагогической культуре народа, способностью максимально глубоко проникать в глубины его духовных сокровищ.
До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания и песни - замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Велика созидательная роль народных масс в развитии духовной культуры. Исследователи творчества Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайковского, Глинки и др., убедительно показывают, какое влияние на них оказало устное народное творчество. Основа и корни великого искусства всегда народны. Массовая культура - явление временное, неспособное оставить заметный след в жизни народов, ибо нищета духа ее создателей так или иначе не замедлит проявить себя.
Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий, получили отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке. Однако до сих пор в историко-педагогической науке очень мало места отводится исследованию вопроса о воспитании детей трудящихся масс. Много говорится об афинском и спартанском, римском воспитании детей, воспитании детей светских феодалов и в иезуитских орденах и т.п. О воспитании детей рабов и крепостных крестьян, составлявших большинство в рабовладельческом и феодальном обществе, сохранилось, к сожалению, очень мало сведений. Рабы не принимались ни в какие школы, для крепостных крестьян были закрыты двери даже цифирных училищ. Но на основе этого было бы нелепо делать вывод о том, что рабы и крепостные крестьяне не воспитывали своих детей.
Школьное воспитание, как указывал К.Д. Ушинский, далеко не составляет всего воспитания народа, причем только народное воспитание, по мнению великого русского педагога, является живым органом в историческом процессе народного развития. Классовая борьба, борьба с рабовладельцами, борьба с помещиками, с царизмом - это не только дни поражений и побед, но это и дни морального и духовного роста масс, творящих историю, дни роста каждой отдельной личности. Спартак, Мюнцер, Пугачев, Разин были не только вождями, но и народными учителями, воспитателями. Народ сложил о них песни, легенды, в которых проповедовались освободительные идеи, любовь к родине. Имя Пугачева и после его смерти продолжало воспитывать крестьянские массы. То же самое можно сказать и о других борцах против тирании и угнетения. Тенденциозное искажение их образов - явление временное и объясняется попытками сегодняшних хозяев жизни заставить забыть историю борьбы с угнетателями.
История - одно из мощных средств народной педагогики. Оценка и характеристика исторических уроков, содержащиеся в устном народном творчестве на протяжении многих веков, оказывали влияние на духовно-нравственное формирование будущих поколений народных борцов. На примерах участия народных масс в исторических движениях воспитывались трудящиеся, не имевшие доступа к просвещению и образованию. В произведениях устного народного творчества содержится полный нравственный кодекс человека: в них говорится о любви к родителям, о верности и справедливости, о любви к труду и презрении к бездельникам и лентяям, о ненависти к угнетателям, о бесстрашии перед врагами и грозными силами природы, о любознательности, о чутком и вежливом отношении к старым и старшим и т.д. В памятниках народной педагогики, созданных сотни, быть может, и тысячи лет назад, уже определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. В них рассказывается о приучении детей к труду, детских орудиях труда, детских праздниках, песнях и музыкальных инструментах, о моральном кодексе детской среды, эстетических идеалах молодежи и т.п. Изумительны старинные русские игрушки, хранящиеся в Музее игрушек. Они - свидетельства педагогической мудрости народных масс, высокой педагогической культуры народа. Как поразительно глубоко знали педагоги из народа психологические особенности детей! Какое тонкое проникновение в духовный мир детства! Представители господствующих классов, не занимавшиеся воспитанием даже собственных детей, едва ли занимались изобретением игрушек и игр. «Первый воспитатель - народ» (К.Д. Ушинский), следовательно, и подлинным творцом общечеловеческой педагогической культуры являются народные массы.
Глубокий след в истории педагогики, бесспорно, оставили и спартанское, и афинское воспитание, и школы риторов, грамматистов, цифирные училища... Для совокупной педагогической культуры человечества не лишены интереса и духовные семинарии, и иезуитская система воспитания. Однако нельзя забывать, что в названных школах учились только дети эксплуататоров, и все эти системы воспитания принадлежали закрытой касте. Макаренко называл иезуитское воспитание «одной из самых сильных педагогических школ прошлого», в то же время он отмечал незначительность ее социального эффекта. Антинародный характер монархического, например, воспитания тоже приводил его к ничтожным результатам. Провал многих педагогических начинаний был обусловлен прежде всего их враждебностью к народным традициям и интересам.
В свою очередь народ создавал свою систему воспитания. Приведем известный пример. В древней Греции совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево. В результате этого в Греции выросли оливковые рощи. Но было бы неверно думать, что эта оригинальная система трудового воспитания пошла от патрициев, презиравших физический труд. Несомненно, это - достижение народной педагогики.
Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Возьмем, например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков и др. Пряли - пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели... Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика.
Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали и любовно отделывали орудия труда. Эти орудия должны были быть не только удобны, но и настолько красивы, чтобы радовать глаз, поднимать настроение. Украшения орудий труда, таких, например, как упряжь, сани, телега, веретено, прялка, гребень, мялка и т.д. и т.п. носили характер массового всенародного художественного творчества. Народ искал радость в труде. В подневольной работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней.
Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Взять также деревянную резьбу, которой щедро убирали избы - оконные наличники, ставни, карнизы напоминали искусную вышивку. Этот художественный вкус воспитывался веками. Следовательно, источники педагогической культуры нужно искать не только в самом процессе воспитания, но и во всем образе жизни народа. Красота, создаваемая трудящимися, - это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений педагогической культуры.
Столь же высокая, как эстетика быта, была нравственность у простого народа! Самоотверженная любовь к родине и ненависть к угнетателям - характерная черта морального облика трудящегося человека. Ушинский восторгался высокими моральными качествами трудящихся и с презрением клеймил низкую мораль богатых американцев, так называемых «благовоспитанных» немцев и русских «благородного происхождения». Нравственное воспитание детей народа проходило в труде и борьбе.
Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых - умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.
Народная педагогика не обходила также вопроса и о физическое развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная борьба, скачки и другие народные виды спорта. У многих народов ежегодно проводились национальные праздники с обязательным включением в их программу спортивных состязаний. В произведениях устного педагогического творчества всех народов отражена забота трудящихся о здоровье молодого поколения, в них воспевается физическая сила, неутомимость, выносливость, настойчивость и т.д. Результативность педагогического опыта классиков современной педагогики Макаренко, Шацкого, Сухомлинского прежде всего объясняется тем, что они гениально использовали обобщенный богатейший коллективный опыт народа и исходили из «педагогики общества». Заслуги их именно в том, что они глубоко поняли роль народа в развитии педагогической мысли, и в их трудах слились воедино научные и народные педагогические представления и воззрения.
Контрольные вопросы и задания
1. Подберите 3-5 пословиц на одну и ту же конкретную тему и порассуждайте на эту тему.
2. «Что хуже всего? Лень... Плохо - не слышать, хуже - не видеть. Плохо без ног, но гораздо хуже без труда. Зачем ленивому глаза и уши, руки и ноги? Зачем бездельнику ум?» Прокомментируйте раздумья сельской старушки.
3. Последнее из семи чувашских свадебных благопожеланий родителей жениха звучит примерно так: «Счастливый муж добр, ласков, верен, здоров, трудолюбив, основателен, справедлив, живет он долго, но умирает раньше жены. Будь счастливым мужем»... Что могли бы вы сказать об этом благословении? Попытайтесь переделать его в соответствии со своими представлениями.
4. Судьбу каждого человека и любого народа в конечном счете решают три любви - любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. Продолжите высказанную мысль.
5. Каждый рождается внуком, умирает дедом. Порассуждайте по поводу этого изречения в связи с темой преемственности поколений.
6. В «Тихом Доне» умирающая Ильинична в полусне видит своего Григория грудным ребенком в поле. Давняя картина предстает перед нею в полной ясности. Перед смертью она молится не Богу, а сыну.
- Гришенька! Родненький мой! - помолчала и уже другим низким и глухим голосом сказала: Кровинушка моя!..
Что вы можете сказать по поводу этого отрывка?
7. М.А. Шолохов много писал о детях, об их воспитании, об улучшении работы сельской школы, сам был тружеником ликбеза, учителем начальной школы. Куда отнести его творчество - к педагогике народной или профессиональной? «Педагогическая поэма» - художественное произведение. Как вы считаете, А.С. Макаренко - педагог или писатель?
ГЛАВА 4
НАРОДНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА