Занятие 11. Число и цифра 4 (закрепление)
Цель: закрепить знания о числе и цифре 4; научить писать цифру 4; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; учить соотносить последнее числительное ко всей перечисленной группе; развивать тактильные ощущения.
Оборудование: карточки с изображением цифр; трафареты цифр; предметные картинки; рабочие тетради.
Ход занятия
I. Организационный момент. Введение в тему.
Ну что – же будем продолжать путешествовать дальше по нашей стране «Математике». Вот нас встречают её жители. Назови их.
Перед ребенком лежат карточки с цифрами 1, 2, 3, 4 в произвольном порядке.
- Выложи карточки, так что – бы получился цифровой ряд от одного до четырёх. (Педагог следит за тем, чтобы цифры выкладывались слева на право).
II.Задания в рабочей тетради. Письмо цифры 3.
- Педагог прикрепляет к магнитной доске карточку с цифрой 4 и стилизованное изображение стула.
- Цифру четыре легко написать,
Если ты сможешь стул рисовать.
Стул кверху ножками,
Спинка, сиденье –
Это не цифра, а загляденье.
а) Письмо цифры 4 в воздухе.
б) Письмо цифры 4, используя трафарет.
в) Обводка цифры 4 по тонким линиям и опорным точкам.
III. Итог занятия. Цифровой диктант.
Перед ребенком лежат карточки с цифрами 1, 2, 3 (по три – четыре штуки). Взрослый в произвольном порядке называет предметы и его количество. Например: «Две морковки, три яблока, одна елка» и т.д. Ребенок выкладывает соответствующие цифры. Взрослый следит, чтобы карточки выкладывались слева направо.
Занятие 12. Различение цифр 1 – 2 – 3- 4, соотнесение их с количеством
Цель: закрепить знания о числах и цифрах 1, 2, 3 и 4; закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить умения написания цифр 1,2,3 и 4 используя трафарет; учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки; познакомиться с загадками и пословицами в которых встречается цифры 1,2,3,4
Оборудование: карточки с цифрами и предметными картинками; муляжи овощей и фруктов; емкость с фасолью, желудями, каштанами; поднос; рамки – вкладыши «цифры»
Ход занятия
I.Организационный момент. Введение в тему.
Сегодня мы с тобой повторим цифры и числа, которые изучали на прошлых занятиях.
Послушай пословицы о числах, подбери соответствующую картинку с цифрой.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Двух зайцев гонять – ни одного не поймать.
Хвастуну – цена – три копейки.
На все четыре стороны.
Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
II.Повторение и закрепление изученных цифр.
1.Выложить на подносе изученные цифры из фасоли, желудей, каштанов.
2.Тактильные цифры.
3. Рамки – вкладыши.
III .Выполнение заданий в рабочей тетради.
1. Догадайся, какие цифры прячутся за облачком. Соедини линией с нужной цифрой.
2. Соедини каждый прямоугольник с цифрой, соответствующей количеству предметов в ней.
IV. Итог занятия.
Прочитайте ребенку загадки о цифрах 1,2.3 и 4
Ни журавль то, ни синица
А всего лишь …….
С легким росчерком пера
Появилась цифра …….
Эта птица просто чудо.
У неё родня повсюду.
Даже в алфавите есть.
У неё сестра – близнец.
То ли цифра, то ли вилка,
То ли двух дорог развилка.
В ученической тетради
Знаю точно все ей рады.
Занятие 13. Счет до пяти
Цель: обучить счету до пяти; закрепить навыки порядкового счета; развивать тактильные ощущения; закрепить навыки согласования числительных с существительными; научить составлять группы из четырех предметов; познакомить с образованием числа четыре от предыдущего числа; обучить соотнесению символов и количества предметов; развивать конструктивный праксис; развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.
Оборудование: фланелеграф; карточки с изображением предметных картинок; рабочая тетрадь; цветные карандаши; счетные палочки; матерчатый мешочек; дощечки с приклеенными пуговицами.
Ход занятия
I.Организационный момент. Введение в тему.
Взрослый читает стихотворение, прикрепляя к фланелеграфу изображение на картинке замка, речки, Иванушки, пяти льдинок.
- В королевстве за рекой
Потеряли все покой.
На реке ломает лед
С громким треском ледоход.
Вот Иван идет к реке,
Видит льдины вдалеке.
Он решил их посчитать:
(ребенок считает вместе с педагогом)
- Одна, две, три, четыре, пять
II.Практическое обучение счету в пределах пяти.
1. Счет предметов в окружающей обстановке (книги на полке, цветочные горшки на подоконнике, ручки на столе и т.д.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
а) Покорми цыплят.
б) Обведи в облачко предметы, которых по пять.
III. Итог занятия.
1.Складывание без опора на образец разрезной предметной картинки их 5 частей.
2. Согласование числительных с существительными. Развитие тактильных ощущений.
На столе перед ребенком лежит матерчатый мешочек, в котором находится дощечки с различным количеством пуговиц, прикрепленных на них. Взрослый предлагает ребенку определить количество пуговиц на ощупь.
Занятие 14. Число и цифра 5
Цель: закрепить навыки счета до пяти; познакомить с образованием числа 5 из двух меньших чисел; научить сравнивать две совокупности, состоящих из двух, трёх, четырех и пяти элементов; научить соотносить число и количество; познакомить с цифрой 5.
Оборудование: фланелеграф; карточки с различным количеством точек; набор силуэтных картинок или реальных предметов к рассказу: пять цветочных горшков, пять блюдец, пять луковиц; наборы предметных картинок для определения количества предметов; конверт с разрезными картинками из пяти частей; рабочие тетради; простые и цветные карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент. Введение в тему.
На столе перед ребенком лежит набор карточек Взрослый читает рассказ, прикрепляя к фланелеграфу изображения предметов, упоминаемых в тексте.
Даша решила посадить тюльпаны. Она приготовила цветочные горшки с блюдцами ( к фланелеграфу прикрепляются изображения 4 цветочных горшков 4 блюдец) и пакет с луковицами тюльпанов. Когда она открывала пакет, одно блюдце упало и разбилось (изображение одного блюдца снимается с фланелеграфа). Даша разложила луковицы на столе ( к фланелеграфу прикрепляется изображения пяти луковиц). Девочка увидела, что луковиц оказалось больше, чем горшков.
На фланелеграфе картинки: пять луковиц, под ними четыре цветочных горшка, под которыми - три блюдца.
Педагог предлагает ребенку сосчитать, сколько луковиц тюльпанов у Даши, и положить соответствующую карточку перед собой. Затем ребенок считает цветочные горшки, находит нужную карточку и выкладывает её ниже первой.
- Чего больше, луковиц или горшков?
- что нужно сделать, чтобы их стало поровну?
Взрослый прикрепляет к фланелеграфу еще один горшок, а ребенок добавляет карточку, обозначающую «единицу».
Ребенок при помощи взрослого делает вывод: если к четырем прибавить один, то получится пять.
Взрослый предлагает ребенку сосчитать блюдца и выложить соответствующую карточку. Ребенок выполняет задание.
- Чего больше горшков или блюдец?
На сколько?
- Как сделать, чтобы их стало поровну?
Взрослый прикрепляет к фланелеграфу два блюдца, а ребенок выкладывает соответствующую карточку.
Ребенок при помощи взрослого делает вывод:
«Если к трем прибавить два, то получится пять».
II. Выполнение заданий в рабочей тетради.
1.Дорисовать такое количество ягод, чтобы на каждой веточке их было по 5.
2. Раскрась цветными карандашами, те геометрические фигуры, у которых 5 углов.
Итог занятия. Разрезные картинки
Складывание без опоры на образец разрезной предметной картинки из пяти частей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|