Классно-кабинетная, урочно-полиморфная
Система обучения
Идея классно-урочной системы обучения была сформулирована великим чешским педагогом Я.А. Коменским. Ее прогрессивный потенциал не исчерпан до настоящего времени. Классно-урочной эта система называется потому, что дети объединяются в возрастные группы, весь учебный материал с учетом возраста распределяется по классам и годам обучения, занятия ведутся поурочно в специальных рабочих помещениях, с определенным количеством детей, в течение оптимального для эффективной умственной и физической работы отрезка времени.
В современных условиях, под влиянием социального и научно-технического прогресса, развития педагогической науки и практики, классно-урочная система совершенствуется и трансформируется в классно-кабинетную, урочно-полиморфную. Эта теяденция активно проявляется в педагогическом творчестве таких учитедей, как Т.И. Гончарова, А.Б. Резник, Г.П. Гузик. Для обучения в условиях научно-технического прогресса характерно движение к оптимальному количеству учащихся в классе, превращение его в «учебную единицу», создающую возможность активного взаимодействия педагогов и школьников на сложной учебной материально-технической (ТСО, компьютеры, приборы) и производственной (станки, поточные линии) основе. Форма обучения в-современных условиях характеризуется не столько совместным пребыванием детей в одном помещении, сколько их познавательной деятельностью и обучающим взаимодействием в специально оборудованных предметных кабинетах. Кабинетная система позволяет оснастить учебный процесс современными техническими средствами. Переход учащихся из одного учебного кабинета в другой дает возможность быстро произвести психологическую перестройку в сознании учащихся, создать у них установку .на новый вид интеллектуального труда.
Учебный класс — группа — является одновременно объектом и субъектом обучения, основой обучающего взаимодействия учителя, коллектива и детской формирующейся личности. Класс как постоянная группа в системе обучения по мере расширения видов учебно-воспитательной деятельности и форм взаимодействия с обществом преобразуется в детский первичный воспитательный коллектив. С определенного момента в учебном процессе функционирует не просто класс-группа, «классно-кабинетная учебная единица», а качественно новое педагогическое образование — коллектив, усиливающий возможности эффективного обучения и воспитания.
Урок из фетишизированной и изолированной формы обучения, усвоения отдельных частей материала превращается в основу обучающей системы неразрывно и органично связанных, сопутствующих форм, обеспечивающих целостное постижение темы, раздела, теории. Это и делает систему обучения полиморфной, т. е. многоформенной, разнообразной и многообразной по формам. Она акцентирует внимание учителя не на отдельных «кусочках» материала, которые надо «пройти» за урок, а на крупных его обобщениях, изучаемых в целостной системе. Урок как ведущая форма обучения, благодаря органической, содержательной-связи с другими формами, образует вместе с ними эффективную полиморфную обучающе-воспитательную систему. Ее связующим смыслом, стержнем является идейное единое содержание, обеспечивающее систему знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников.
Становление классно-кабинетной, урочно-полиморфной системы обучения в условиях реформы школы диктуется прежде всего требованиями всестороннего развития детей. Специализацией современно оснащенных кабинетов обеспечивается многообразие видов деятельности школьников и глубина их индивидуального развития. Процесс обучения, наряду с учебной деятельностью, органично вобрал в себя труд, творчески-практические, спортивно-физкультурные занятия, обладающие специфической системой форм. Возрастает значение внеклассных мероприятий в развитии индивидуальности детей. Неизмеримо увеличилась информированность учащихся за счет средств массовой информации. Обогатились возможности оснащения учебного процесса разнообразными техническими средствами. Все это уже не укладывается в рамки отдельных классно-урочных занятий.
Необходимость полиморфности системы обучения обусловлена также и психологически, поскольку однообразие формы организации учебной деятельности утомляет, угнетает детскую психику, вырабатывает в сознании школьников вредные привычные стереотипы поведения, возбуждения и спадов внимания, притупляет свежесть и активность восприятия и мышления.
Существование и функционирование урока как единичной, универсальной и изолированной формы обучения в современных условиях исчерпало себя. Поиски его эффективности за счет внутренних резервов, структурной реорганизации не приносят сколько-нибудь значительного успеха. В практике учителей-мастеров урок становится логическим стержнем микросистемы форм. Вокруг него, как центра изучения темы, группируются другие (ведущие или сопутствующие, вспомогательные) формы обучения. Например, урок — практическое занятие — экскурсия — кружок — телеклуб. Информация всех других форм в конце концов концентрируется, обсуждается, усваивается на уроке. Создание учителем микросистем, состоящих из основной и дополнительных форм получения и усвоения школьниками целостной информации, составляет самую суть полиморфпости системы обучения. Конкретные микросистемы форм изучения целостного учебного материала — одно из важнейших направлений развития частных методик. В практике работы школы это потребует включения в расписание учебных занятий не только отдельного урока, но и других конкретных учебных форм, составляющих с ним единую систему изучения темы, раздела. -
Все дополнительные, связанные с уроком формы в усвоении материала учащимися выполняют функции ведущих, сопутствующих и вспомогательных, которые подразделяются на формы познавательной, трудовой и творчески-практической деятельности.
Ведущими являются такие формы обучения, которые выполняют главную обучающе-образовательную функцию, обеспечивают прочное усвоение учащимися основных знаний, умений и навыков. К ним, кроме урока, относятся лекция, семинар, домашняя работа, экзамен. В трудовой деятельности — это групповое обучение, УПК, учхоз, производственная бригада, стройотряд. В творческо-практической деятельности — лабораторная работа, практическое занятие, кружковые и секционные объединения.
Сопутствующими формами являются такие, с помощью которых дети приобретают дополнительные знания, умения и навыки, углубляющие познание основ наук, расширяющие кругозор, обеспечивающие более тесную связь с производительным трудом и практикой общественных отношений. К ним относятся производственная экскурсия, бригадно-лабораторные занятия, индивидуализированные занятия по продвинутым и вспомогательным программам, консультация, конференция. В трудовой деятельности — это семинары по обмену опытом, собеседования по теории, практические зачеты. В творческо-практической деятельности используются: защита положений доклада, ученический научный симпозиум, диспут по актуальной проблеме с привлечением самостоятельно добытой дополнительной информации.
Вспомогательными формами обучения являются те, которые обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению вперед успешно осваивающих программу школьников. К вспомогательным формам работы с отстающими относятся групповые и индивидуальные дополнительные занятия, группы выравнивания, репетиторство. По продвинутым программам организуются занятия в исследовательских группах, лабораториях «малых академий», на учебно-опытных участках и в экспедициях.
Вспомогательными формами трудовой деятельности являются объединения рационализаторов, кружки юннатов, техников, работа в экспериментальных цехах, заводских лабораториях и конструкторских бюро. Наряду с ними используется вспомогательная трудовая практика по отработке умений и навыков. В творческо-практической деятельности школьников вспомогательными формами являются различные объединения клубного типа, секции, студии, соревнования, конкурсы и олимпиады.
Важнейшими характерными чертами любой формы организации процесса обучения являются: ее сущность и конкретное назначение, соответствие возрастным особенностям детей и содержанию учебной деятельности, основные структурные элементы, возможности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся, взаимосвязь с другими формами обучения, противоречия формы, максимальные — обучающий, развивающий и воспитательный — результаты, достигаемые в рамках данной формы.