Сущность диагностики, объекты и субъекты
Диагностирования
Диагностикой называют процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов. Диагностическая информация включает в себя сведения о состоянии объекта, степени его соответствия норме, тенденциях его движения, развития. Она делает возможным компетентное вмешательство в процесс с целью его торможения или ускорения, совершенствования или коррекции, обновления или оздоровления.
Термин «диагноз» пришел в педагогику из медицины, где означает установление сущности и характера заболевания. Однако в диагнозе и диагностике, в установлении качественного состояния нуждаются все явления, процессы общественной жизни, производства, объекты эксплуатации. Поэтому понятие диагноза получило широкое распространение в науке, технике, производственной практике. Диагностика стала неотъемлемым, органичным компонентом всех управляемых общественных, производственных, технологических систем и процессов, способом получения обратной информации об их действиях и качестве результатов. Получаемая политическим руководителем, ученым, экономистом, инженером, конструктором, оператором, врачом; педагогом обратная информация дает возможность принятия обоснованных оптимальных решений; своевременного установления отклонений от нормы, дефектов, нарушений; внесения необходимых'коррективов; включения в процесс дополнительных ресурсов; оценки качества конечных продуктов.
В педагогическом процессе диагностика используется не разово я не одномоментно, потому что он представляет собой живую ткань человеческого взаимодействия, деятельности, общения, отношений, отражения, усвоения, творчества, развития организма и психики, формирования свойств личности, воздействия. Педагогу важно не только знать об общих конечных результатах этого сложного действа, но и просматривать, прощупывать, прослушивать, диагностировать самодвижение тончайших отношений, повседневное состояние духовно-нравственного и эстетического здоровья участвующих в нем людей. В соответствии с этим объекты диагностики в педагогике не только социальная среда, целостный педагогический процесс, но и главнейшие его составляющие. В первую очередь объект — это дети. Педагогу необходимо глубокое знание возрастных, психофизиологических особенностей ребят. Он не может педагогически управлять развитием жизни без информации о степени успешности и" прилежания учащихся в различных видах деятельности; их склонностях, интересах, способностях и дарованиях; пристрастиях, психических комплексах и увлечениях; положении и моральном самочувствии в коллективе. А это влечет за собой необходимость обладания подробными сведениями о качественном состоянии, степени организованности и перспективах развития воспитательного коллектива, знания того, насколько он способен быть благоприятной средой обитания и всестороннего развития личности. В качестве самостоятельных объектов диагностического изучения рассматриваются и уровень воспитанности школьников, и результаты обучения, и состояние нравственного климата, взаимоотношений между детьми в коллективе, и уровень их интеллектуального развития, критичности мышления.
Объект педагогической диагностики и сам учитель. Повышение его профессионализма во многом определяется уровнем профессио нального самосознания, критической оценки, самоанализа и способности на этой основе самосовершенствования. Успех педагогического процесса в целом зависит не от усилий новаторов-одиночек, а от грамотной деятельности педагогических коллективов, стремящихся к высокому профессионализму, образующих гармоничное взаимодействие педагогического и ученического коллективов. Вот почему объектом диагностики является сам педагогический коллектив, состояние тех звеньев его жизнедеятельности, от которых зависит повышение уровня квалификации каждого учителя.
Объектом диагностики является и весь педагогический процесс как целостность. Учителям необходимо знать, все ли его ведущие компоненты приведены в действие, достаточно ли эффективно работают основные механизмы обучения и воспитания. Для этого нужны четкие критерии содержания, форм, методов обучения и воспитанности. Наконец, диагностическому постижению подлежат и такие важнейшие компоненты целостного педагогического процесса, каковыми являются родительский корпус и социальная среда. От них во многом зависит характер организации и корректировки учебно-воспитательной работы с детьми.
Субъектами процесса диагностики являются как специально подготовленные для этой работы социологи, врачи, психологи, так и непосредственно сами участники учебно-воспитательного взаимодействия. Специалисты добывают в основном информацию обобщающего характера. Они диагностируют общее состояние здоровья детей, изучают влияние организации учебно-воспитательного процесса на состояние нервной системы, раскрывают картину умственной одаренности детей, их способностей и дарований. В круг обязанностей диагностов-специалистов входит высвечивание морально-психологического климата в коллективе, эмоционально-психического состояния отдельных детей. Ими выявляется характер ценностных ориентации учащихся, идеалов и стремлений. Подобная информация помогает педагогу определять свои исходные позиции и одновременно постоянно учитывать ее в организации воспитательного взаимодействия и воздействия.
Участники же педагогического процесса — учителя, воспитатели, руководители кружков — с помощью диагностики стремятся получить текущую информацию, способствующую грамотной организации действий. Педагоги, руководители секций, студий, наконец, сами дети хотят знать, насколько качественно усваиваются знания, закрепляются умения и навыки, какие характерологические личностные качества формируются, как проявляются индивидуально-личностные особенности свойства учителей и учащихся, насколько эффективны используемые ими формы работы и жизни. Диагностическая информация делает педагогический процесс осознанным, понятным и управляемым извне и изнутри.