Усвоение - центральное звено учебной деятельности.
Теоретические вопросы
1. Общая характеристика усвоения.
2. Сущность знаний. Определение понятия "знание". Функции знаний. Усвоение знаний.
3. Сущность умений и навыков. Уровни овладения умениями и навыками.
4. Применение знаний, умений и навыков.
Практическое задание
Проведение дискуссии по проблеме: «Эффективность усвоения знаний, умений и навыков».
Рекомендуемая литература
1. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В. В. Давыдов ; Психолог. ин-т. - 2-е изд. - М. : Пед. о-во России, 2000. - 479 с.
2. Кумекер, Л.. Свобода учиться, свобода учить : пособие для учителя: Перевод / Л. Кумекер, Д. С. Шейн. - М. : Нар. образование, 1994. - 160 с.
3. Полякова, А. В. Усвоение знаний и развитие младших школьников : методические рекомендации / А. В. Полякова ; ред. Л. В. Занков ; НИИ общ. педагогики АПН СССР. - М. : Педагогика, 1978. - 144 с.
4. Психологическая служба школы : учеб. пособие для студентов / М. К. Акимова [и др.] ; под. ред., авт. И. В. Дубровиной. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 222 с.
5. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний : научное издание / Н. Ф. Талызина. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 43 с.
Семинарское занятие № 13.
Неуспеваемость и психология педагогической оценки.
Теоретические вопросы
1. Проблема неуспеваемости школьников, ее психологические причины.
2. Возрастные особенности неуспеваемости.
3. Виды психологических оценок и отметок, их функции.
Практическое задание
Разработайте программу по профилактики и коррекции неуспеваемости.
Рекомендуемая литература
1. Гуткина, Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога : научно-популярная литература / Н. Н. Гуткина. - М. : Знание, 1991. - 80 с.
2. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. психологии / Е. И. Изотова. - М. : AcademiA, 2007. - 288 с.
3. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя : справочное издание / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Совершенство, 1998. - 432 с. :
4. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами : научное издание / О. В. Хухлаева. - М. : Генезис, 2008. - 191 с.
Семинарское занятие № 14.
Психология личности учителя.
Теоретические вопросы
1. Я - концепция личности учителя
2. Структура субъективных качеств личности учителя.
3. Педагогические способности. Виды педагогических способностей.
4. Профессиональный стандарт педагога.
Практическое задание
. На основании проведенных психодиагностических методик составьте программу саморазвития.
Рекомендуемая литература
1. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей : научное издание / Н.А. Аминов; под ред. М.Р.Гинзбурга ; Моск. психолого-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 80 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Психология" / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 240 с.
3. Личность и профессия: Психологическая поддержка и сопровождение : Учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Л. М. Митиной. - М. : AcademiA, 2005. - 335 с.
4. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы : научное издание / Л. М. Митина. - М. : Дело, 1994. - 215 с.
Семинарское занятие № 15.
Психология педагогической деятельности.
Теоретические вопросы
1. Характеристика педагогической деятельности.
2. Мотивация педагогической деятельности.
3. Стиль педагогической деятельности.
4. Проблема самоменежмента в профессиональной деятельности.
Практическое задание
Проведение круглого стола: «Эффективность педагогической деятельности».
Рекомендуемая литература
1. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова ; ред. А. С. Роботова. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2004. - 208 с.
2. Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Педагогика как практическая режиссура : пособие для учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов ; Моск. психолого-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 268 с.
3. Кривцова, С. В. Тренинг: Учитель и проблемы дисциплины : практ. руководство для шк. психолога / С. В. Кривцова. - М. : Генезис, 1997. - 288 с.
Семинарское занятие № 16.
Педагогическое общение.
Теоретические вопросы
1. Педагогическое общение и его функции.
2. Модели педагогического общения.
3. Барьеры педагогического общения.
4. Конфликты в педагогическом общении.
Практическое задание
Проведение тренинга: «Стили педагогического общения».
Рекомендуемая литература
1. Белухин, Д.А. Учитель: от любви до ненависти... :Техника профессионального поведения : кн. для учителя / Д. А. Белухин. - М. : Нар. образование, 1994. - 144 с.
2. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В. И. Журавлев. - М. : Рос пед. агентство, 1995. - 184 с.
3. Крупенин, А. Л. Эффективный учитель : практическая психология для педагогов / А. Л. Крупенин, И. М. Крохина. - Ростов н/Д. : Феникс, 1995. - 480 с.
4. Никишина, Г. В. Педагогическое общение : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. В. Никишина, А. М. Соломатин ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : [б. и.], 1995. - 80 с.