Психологические основы воспитания.

Семинарское занятие № 1.

Психологическая сущность образования.

Теоретические вопросы

1. Образование и культура. Образование как социокультурной феномен.

2. Образование как система и процесс.

3. Современные модели образования.

Практическое задание

Проанализируйте: В каких аспектах может рассматриваться взаимосвязь образования и культуры, образования и социума?

Рекомендуемая литература

1. Вербицкий, А. А. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы : монография / А. А. Вербицкий, Н. В. Жукова. - М. : РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова ; Нижний Тагил : НГСПА, 2006. - 99 с

2. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие для студ., обучающихся по направлению и спец. психологии / С. Д. Смирнов. - М. : AcademiA, 2003. – 303с.

3. Шаров, А.С. Психология культуры, образования и развития человека: учебное пособие / А.С. Шаров.-Омск: Изд-во ОмГПУ,2013.-300 с.

4. Якиманская, И. С. Основы личностно-ориентированного образования : научное издание / И. С. Якиманская. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 220 с.

Семинарское занятие № 2.

Психодидактика образовательных систем

Теоретические вопросы

1. Психодидактика образовательной среды.

2. Образовательная среда как часть социокультурной среды.

3. Основные модели образовательных систем.

4. Проблема психологической безопасности образовательных систем.

Практическое задание

Проведение эвристической беседы, где предполагается обсуждение проблемы психологической диагностики и экспертизы образовательной среды.

Рекомендуемая литература

1. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. —СПб.: Питер, 2007. — 352 с.

2. Проблемы возрастной и педагогической психологии : избр. психол. тр. / Д. И. Фельдштейн. - М. : Междунар. пед. академия, 1995. - 368 с.

3. Шаров, А. С. Психология образования и развития человека : учеб. пособие для студентов педвузов / А. С. Шаров ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : [б. и.], 1996. - 150 с.

Семинарское занятие № 3.

Психологические основы воспитания.

Теоретические вопросы

1. Категория воспитания в психологии.

2. Социализация личности и воспитание.

3. Психологические механизмы воспитания.

4. Самовоспитание. Возрастные особенности самовоспитания.

Практическое задание

Проведение дискуссии по проблеме соотношение воспитания и социализации.

Рекомендуемая литература

1. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. вузов /Н.Ф. Голованова.-СПб.:Речь,2004.-268с.

2. Психология воспитания : пособие для метод., воспитателей дет. садов, учит. нач. кл., препод. и студ. пед. вузов, дет. психологов / Под ред. В.А.Петровского. - 2-е изд. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 152 с

3. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя : справочное издание / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Совершенство, 1998. - 432 с.

4. Шаров, А.С. Психология культуры, образования и развития человека: учебное пособие / А.С. Шаров.-Омск: Изд-во ОмГПУ,2013.-300 с.

Семинарское занятие № 4.

Психология семейного воспитания.

Теоретические вопросы

1. Семья как институт первичной социализации ребенка. Воспитание подрастающего поколения как важнейшая функция семьи.

2. Стиль общения и взаимодействия родителей с ребенком. Конструктивные и неконструктивные способы коммуникации с ребёнком.

3. Психологический смысл поощрений и наказаний.

4. Проблема дисгармоничного воспитания. Типы дисгармоничного воспитания.

Практическое задание

Проведение круглого стола по теме: «Наказание ребенка, и его последствия».

Рекомендуемая литература

1. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток практ. руководство для отчаявшихся родителей / Байярд Р.Т.; Р.Т. Байярд; Р.Т. Байярд; Перевод с англ. А.Б.Орлова. - М. : Просвещение, 1995. - 220с.

2. Бандура, А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М. : "ЭКСМО-Пресс" : Апрель Пресс, 2000. - 509 с

3. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие для студ. вузов / О. А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2005. - 319 с.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся на фак. педагогики, психологии и соц. работы / Е. И. Артамонова ; под ред. Е. Г. Силяевой. - 4-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2006. - 192 с.

5. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений: научно-популярная литература / Н. Ю. Синягина. - М. : Владос, 2005. - 95 с.

Семинарское занятие № 5.

Психология самовоспитания.

Теоретические вопросы

1. Проблема самовоспитания. Воспитание и самовоспитание.

2. Цели и задачи самовоспитания.

3. Основные методы и приемы самовоспитания, этапы самовоспитания.

4. Особенности самовоспитания в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.

Практическое задание

Проведение круглого стола по теме: «Роль учителя в самовоспитании ребенка».

Рекомендуемая литература

1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества : научное издание / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1988. - 236 с.

2. Зюзько, М. В. 5 шагов к себе : о самовоспитании: Кн. для учащихся / М. В. Зюзько. - М. : Просвещение, 1992. - 173 с

3. Как построить свое "я": научное издание / Под ред. В.П.Зинченко. - М. : Педагогика, 1991. - 136 с.

4. Ковалев, С.М. Воспитание и самовоспитание : научное издание / С. М. Ковалев . - М. : Мысль, 1986. - 287 с.

5. Кочетов, А. И. Как заниматься самовоспитанием : научно-популярная литература / А. И. Кочетов. - 3-е изд., доп. и перераб. - Минск : Вышэйш. шк., 1991. - 287 с

6. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности : кн. для учителя / Ю. М. Орлов. - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.

7. Рувинский , Л. И Самовоспитание личности : научное издание / Л. И. Рувинский . - М. : Мысль, 1984. - 140 с.

8. Шмаков, С. А. От игры к самовоспитанию : сб. игр-коррекций / С. А. Шмаков. - М. : Новая шк., 1993. - 80 с.

Семинарское занятие № 6.

Семинарское занятие № 7.

Семинарское занятие № 8.

Основные образовательные парадигмы.

Теоретические вопросы

1. Традиционно (объяснительно-иллюстративное) обучение, его особенности.

2. Виды программированного обучения, их существенные отличия.

3. Проблемное обучения, его особенности.

4. Знаково-контекстное обучение, его специфические особенности.

Практическое задание

Проведение круглого стола по теме: «Достоинства и недостатки основных типов обучения».

Рекомендуемая литература

1. Антилогова, Л. Н. Педагогическая психология в рисунках и таблицах : учеб. пособие / Л. Н. Антилогова, Е. М. Редько ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : ОмГПУ, 2005. - 216 с.

2. Габай, Т. В. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психолог. / Т. В. Габай. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2010. - 240 с.

3. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. Т.2 / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - 815 с.

Семинарское занятие № 9.

Развивающее обучение.

Теоретические вопросы

1. Проблема обучения и развития. Соотношение процессов обучения и развития.

2. Проблема обучаемости и ее критерии. Обучаемость и обученность.

3. Дидактические, психологические и психодидактические аспекты развивающего обучения.

4. Сущность развивающего обучения Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Практическое задание

Подготовьте фрагмент развивающего обучения по предмету, который вы будете преподавать.

Рекомендуемая литература

1. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения : сб. ст. Вып.13 / В. В. Давыдов ; Сиб. ин-т развивающего обучения. – Томск, 1995.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А.Смирнова. - М. : AcademiA, 1998. - 510 с.

3. Педагогические технологии : учеб. пособие для студ. пед. спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков ; Под общ. ред. В. С. Кукушина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : МАРТ ; Ростов н/Д. : МарТ, 2006. - 333 с.

4. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение : психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. - М. : Столетие, 1994. - 192 с.

Семинарское занятие №10.

Семинарское занятие № 11.

Учебная мотивация.

Теоретические вопросы

1. Мотивация как психологическая категория. Учебная мотивация, ее особенности.

2. Учебные мотивы, виды учебных мотивов.

3. Методы изучения учебной мотивации.

4. Методы формирования учебной мотивации.

Практическое задание

Разработайте систему мотивирующих факторов по предмету, который вы будете преподавать.

Рекомендуемая литература

Маркова, А. К. Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М. : Просвещение, 1990. - 192 с.

Семинарское занятие № 12.

Семинарское занятие № 13.

Семинарское занятие № 14.

Психология личности учителя.

Теоретические вопросы

1. Я - концепция личности учителя

2. Структура субъективных качеств личности учителя.

3. Педагогические способности. Виды педагогических способностей.

4. Профессиональный стандарт педагога.

Практическое задание

. На основании проведенных психодиагностических методик составьте программу саморазвития.

Рекомендуемая литература

1. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей : научное издание / Н.А. Аминов; под ред. М.Р.Гинзбурга ; Моск. психолого-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 80 с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Психология" / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. - 240 с.

3. Личность и профессия: Психологическая поддержка и сопровождение : Учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Л. М. Митиной. - М. : AcademiA, 2005. - 335 с.

4. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы : научное издание / Л. М. Митина. - М. : Дело, 1994. - 215 с.

Семинарское занятие № 15.

Семинарское занятие № 16.

Педагогическое общение.

Теоретические вопросы

1. Педагогическое общение и его функции.

2. Модели педагогического общения.

3. Барьеры педагогического общения.

4. Конфликты в педагогическом общении.

Практическое задание

Проведение тренинга: «Стили педагогического общения».

Рекомендуемая литература

1. Белухин, Д.А. Учитель: от любви до ненависти... :Техника профессионального поведения : кн. для учителя / Д. А. Белухин. - М. : Нар. образование, 1994. - 144 с.

2. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В. И. Журавлев. - М. : Рос пед. агентство, 1995. - 184 с.

3. Крупенин, А. Л. Эффективный учитель : практическая психология для педагогов / А. Л. Крупенин, И. М. Крохина. - Ростов н/Д. : Феникс, 1995. - 480 с.

4. Никишина, Г. В. Педагогическое общение : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. В. Никишина, А. М. Соломатин ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : [б. и.], 1995. - 80 с.

Семинарское занятие № 1.

Психологическая сущность образования.

Теоретические вопросы

1. Образование и культура. Образование как социокультурной феномен.

2. Образование как система и процесс.

3. Современные модели образования.

Практическое задание

Проанализируйте: В каких аспектах может рассматриваться взаимосвязь образования и культуры, образования и социума?

Рекомендуемая литература

1. Вербицкий, А. А. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы : монография / А. А. Вербицкий, Н. В. Жукова. - М. : РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова ; Нижний Тагил : НГСПА, 2006. - 99 с

2. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие для студ., обучающихся по направлению и спец. психологии / С. Д. Смирнов. - М. : AcademiA, 2003. – 303с.

3. Шаров, А.С. Психология культуры, образования и развития человека: учебное пособие / А.С. Шаров.-Омск: Изд-во ОмГПУ,2013.-300 с.

4. Якиманская, И. С. Основы личностно-ориентированного образования : научное издание / И. С. Якиманская. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 220 с.

Семинарское занятие № 2.

Психодидактика образовательных систем

Теоретические вопросы

1. Психодидактика образовательной среды.

2. Образовательная среда как часть социокультурной среды.

3. Основные модели образовательных систем.

4. Проблема психологической безопасности образовательных систем.

Практическое задание

Проведение эвристической беседы, где предполагается обсуждение проблемы психологической диагностики и экспертизы образовательной среды.

Рекомендуемая литература

1. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. —СПб.: Питер, 2007. — 352 с.

2. Проблемы возрастной и педагогической психологии : избр. психол. тр. / Д. И. Фельдштейн. - М. : Междунар. пед. академия, 1995. - 368 с.

3. Шаров, А. С. Психология образования и развития человека : учеб. пособие для студентов педвузов / А. С. Шаров ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : [б. и.], 1996. - 150 с.

Семинарское занятие № 3.

Психологические основы воспитания.

Теоретические вопросы

1. Категория воспитания в психологии.

2. Социализация личности и воспитание.

3. Психологические механизмы воспитания.

4. Самовоспитание. Возрастные особенности самовоспитания.

Практическое задание

Проведение дискуссии по проблеме соотношение воспитания и социализации.

Рекомендуемая литература

1. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. вузов /Н.Ф. Голованова.-СПб.:Речь,2004.-268с.

2. Психология воспитания : пособие для метод., воспитателей дет. садов, учит. нач. кл., препод. и студ. пед. вузов, дет. психологов / Под ред. В.А.Петровского. - 2-е изд. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 152 с

3. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя : справочное издание / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Совершенство, 1998. - 432 с.

4. Шаров, А.С. Психология культуры, образования и развития человека: учебное пособие / А.С. Шаров.-Омск: Изд-во ОмГПУ,2013.-300 с.

Семинарское занятие № 4.

Наши рекомендации