Три поколения под одной крышей
Воспитательный конфликт, как правило, возникает в семье после появления на свет внуков: молодые родители и старшее поколение могут иметь совершенное разное мнение насчет правильных методов воспитания ребенка и ухода за ним и оспаривать друг у друга право на авторитет в этой области. При этом, борясь за ребенка, обе стороны пытаются спасти его от негативного влияние друг друга. В результате таких семейных конфликтов страдают не только взрослые, но и ребенок.
Чтобы конфликт не зашел слишком далеко, молодые родители и представители старшего поколения должны установить перемирие и попытаться разобраться с понятиями собственности и ответственности, учитывая при этом, что главными для ребенка безусловно являются родители. В интересах ребенка, чтобы и родители и бабушка с дедушкой придерживались одних и тех же методов воспитания и были последовательными в своих требованиях к ребенку. В противном случае ребенок или станет нервным и неуравновешенным, или научится с выгодой для себя хитро и умело манипулировать старшими.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.
- оказывать детям поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам; чаще называть по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;
- нельзя предъявлять к тревожному ребенку завышенных требований, которые ребенок не в состоянии выполнить; желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное время;
- задавая вопрос, не следует торопить и погонять тревожных детей с ответом. Дайте ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или трижды;
- родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях;
- ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Требования всех членов семьи должны быть четко согласованы.
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Для этого:
· Слушайте своего ребенка;
· Проводите вместе с ним как можно больше времени;
· Делитесь своим опытом;
· Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка;
· Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности;
· Объясняйте, а не просто приказывайте и запрещайте.
Рекомендации по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Как показали наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственны зажатия мышц живота.
Чтобы помочь детям снизить напряжение мышечное и эмоциональное:
- можно научить детей выполнять релаксационные упражнения;
- рекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его, обнимать и т.д.;
- делать массаж. Даже простое растирание тела способствует снятию напряжения;
- полезно устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица старыми мамиными губными помадами. Все это помогает детям расслабиться.
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы и просто почаще выходить на природу.
Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК
Детская агрессия не считается нарушением психического развития. Она заложена в каждом человеке от природы, являясь инстинктивной формой поведения, в основе которого самозащита и выживание. Однако люди используют агрессию по-разному. Одни- чтобы созидать и защищать, другие – для разрушения и нападения. Задача родителей – научить ребенка конструктивным формам использования агрессии – для самозащиты, для защиты слабых и близких людей, для того, чтобы добиваться цели, разозлившись на самого себя, и т.д. Если родители сами ведут себя агрессивно по отношению к ребенку, постоянно применяя наказания, в том числе и физические, излишне контролируют все действия ребенка или, напротив, не обращают на него внимания, ребенок может решить, что единственный способ добиться того, что он хочет, - это агрессивное поведение.
· Установите в семье запрет на любое физическое наказание ребенка! Не бейте ремнем, не раздавайте подзатыльников. Подумайте: вы наказываете ребенка за то, что он бьет маленьких, а сами поступаете точно так же.
· Не учите детей агрессии. Например: мама или папа советуют ребенку ударить стул, подоконник или скамейку, о которые ударился ребенок. «У, какая нехорошая скамейка, - говорит мама. – Ударь ее за то, что она сделала тебе больно». Таким образом у ребенка вырабатывается стойкий рефлекс: если мне больно – надо бить. Немудрено, что таким родителям, возможно, вскоре придется обращаться к психологу с вопросом об излишней агрессивности ребенка.
· Помогайте детям освобождаться от излишней агрессии. Предложите смять бумагу, взбить подушку, несколько раз подпрыгнуть, помыть руки и т.д. Иногда достаточно потушить в ребенке первый импульсивный порыв, чтобы далее он отреагировал адекватно.
· Не скупитесь хвалить ребенка за добрые поступки. Не говорите просто: «Молодец»; лучше зафиксируйте еще раз вслух, что сделал ребенок: «Ты поделился с мальчиком игрушкой и предложил ему поиграть вместе. Ты поступил правильно. Я горжусь тобой».
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК
РЕЖИМ
· Гиперактивному ребенку, как никакому другому, требуется четкий режим дня, сбалансированная диета и обязательный дневной сон.
· В питании избегайте таких продуктов, как: шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы. Прием пищи должен проходить в четко определенное время, но соответствовать суточным биоритмам ребенка. Не позволяйте делать перекусы! Не перегружайте ребенка едой, не заставляйте съедать все до конца.
· При составлении распорядка дня уделите особое внимание прогулке. Ребенок должен находиться на улице максимальное количество времени. Гулять с ним надо в любую погоду. Пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка. Предоставьте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам, стучит палкой по столбу и т.д. Его энергия должна находить выход.
· Старайтесь составить расписание таким образом, чтобы активные и спокойные виды деятельности сменяли друг друга с частотой 15-30 минут. Исключение составляет только сон.
· Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2 до 4 часов. Постарайтесь выработать определенный ритуал отхода ко сну. Ему должен предшествовать прием теплой ванны с успокаивающими травами. Вода оказывает чрезвычайно успокаивающее действие на гиперактивных детей.
· Пока ребенок засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку, погладьте по руке. Можно сделать ему перед сном расслабляющий массаж.