ВЕСЁЛЫЕ ГУСИ Украинская народная песня
Жили у бабуси Два весёлых гуся: Один серый, Другой белый— Два весёлых гуся. | Руки, согнутые в локтях, поднимаем вверх, пальцы собираем в щепоть (большой палец противопоставлен остальным) — это «головы гусей»; наклоняем вперед левую руку; наклоняем вперед правую руку; выпрямляем обе руки, раскачиваем ими из стороны в сторону. |
ПО МАЛИНУ В САД ПОЙДЁМ Сл. Т.Волгиной
По малину в сад пойдём,
В сад пойдём, В сад пойдём.
Плясовую заведём.
Заведём.
Заведём.
Припев:
Солнышко на дворе.
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя.
Весело идем, размахивая прямыми руками (можно с подскоками); кружимся на месте сначала в одну
сторону, потом в другую; стоим на месте, хлопаем в ладоши;
Ягодка малинка! ПИРОЖКИ Сл. Н.Кукловской Муз. А. Филиппенко |
«едим ягоды» — «берем ягоды» с ладони и кладем в рот.
Я пеку, пеки, пеку
Деткам всем по пирожки.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка.
Вкусные два пряничка.
А ребяток позову
Пирожками угощу. «Лепим пирожки» — ладони горсткой, смена положений ладоней
(сверху-снизу); протягиваем вперед обе руки (даю-
щий жест), ладони горсткой; хлопаем в ладоши; зовущий жест «сюда»;
«раздаем пирожки» — дающий жест
«на» (можно повторить несколько раз).
ЦЫПЛЯТА
Сл. Т.Волгиной Муз. А. Филиппенко Вышла курочка гулять.
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко. Лапками гребите.
Зернышки ищите!»
Съели толстого жука.
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
ДЕД МОРОЗ
ХОДИМ, руки за спиной; присаживаемся на корточки, пальцами «щиплем травку»; бегаем, «машем крылышками».
«грозим» указательным пальчиком правой руки;
руки перед грудью, «гребем»; присаживаемся на корточки, щепотью правой руки достаем из земли воображаемые зернышки.
складываем ладони вместе; указательными пальцами закручиваем спиральки; губки вытягиваем,
втягиваем воздух; руки вытягиваем вперед, соединяем вместе ладони.
Сл. Т.Волгиной Муз. А. Филиппенко
Дед Мороз, Дед Мороз Деткам ёлочку принёс. А на ней фонарики. Золотые шарики. | Хлопаем в ладоши; «несем елочку» на плече (можно использовать палку); делаем «фонарики» — поднимаем руки вверх, сгибаем пальцы внутрь ладони («шарики»), крутим кистями рук из стороны в сторону. |
ЛОЧКА
Сл. Р.Кудашевой Муз. Л.Бекман
В лесу родилась ёлочка. водим хоровод по кругу, поднимаем В лесу она росла руки вверх;
Зимой и летом стройная. останавливаемся, размыкаем руки,
Зеленая была кружимся на месте.
Водим хоровод по кругу, руки опу-
щены вниз;
ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА
Русская народная песня Во поле береза стояла.
Во поле кудрявая стояла.
Июли, люли, стояла,
Люли. люли. Стояла
Мелкими шажками идем в одну сторону (можно друг за другом); идем в другую сторону; кружимся на месте в одну сторону кружимся в другую сторону.
БАБУШКИН КОЗЛИК
Русская народная песня
Жил-был у бабушки Серенький козлик.
Вот как, вот как.
Серенький козлик!
Бабушка козлика
Очень любила
Вот как, вот как.
Очень любила
Делаем «рожки» — приставляем ко лбу указательные пальцы обеих рук; хлопаем в ладоши;
«гладим» козлика; хлопаем в ладоши.
МИШКА С КУКЛОЙ ПЛЯШУТ ПОЛЕЧКУСл. и муз. М.Качурбиной Мишка с куклой бойко топают. Прыжки на месте с подскоками; Бойко топают, посмотри! И в ладоши звонко хлопают. хлопаем в ладоши. Звонко хлопают раз, два, три! ПЕСЕНКА ЛЬВЁНКА И ЧЕРЕПАХИ |
Сл. С.Козлова Я на солнышке лежу.
Я на солнышко гляжу.
Все лежу и лежу И на солнышко гляжу.
Крокодил-дил-дил плывет.
Носорог-рог-рог идет.
Только я все лежу
И на солнышко гляжу.
Рядом львёночек лежит И ушами шевелит.
Только я все лежу
И на солнышко гляжу.
Машем головой из стороны в
сторону;
«плывем» — руками «загребаем воду»; идем вперевалку; машем головой из стороны в сторону; указательный жест; приставляем к ушам прямые ладони, шевелим ими из стороны в сторону; машем головой.
СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ
Сл. З.Петровой
Спят усталые игрушки, книжкиспят.
Одеяла и подушки ждут ребят Даже сказка спать ложится.
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай баю-бай.
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень. Скажем всем:
«Спокойной ночи». Глазки закрывай, баю-бай...
Рифмованные загадки
Выполняется стоя.
Сомкнутые прямые ладони
подкладываем под щеку;
... под другую щеку; поднимаем руки вверх, раскачиваем ими из стороны в сторону; движения
укачивания;
сомкнутые прямые ладони
подкладываем под щеку;
.. .под другую щеку; поднимаем руки вверх, раскачиваем ими из стороны в сторону; движения укачивания.
Принципы отбора загадок: краткость— загадки должны содержать не больше 2-4 строк; доступность содержания— смысл загадок должен быть доступен для понимания детей раннего возраста; наличие рифмы— отгадкой является последнее слово-рифма;
Итак, подбирая загадки, старайтесь, чтобы их содержание было доступно для детей. Если содержание загадки незнакомо малышам из опыта, необходимо предварительное объяснение с показом игрушки, предмета или картинки с изображением отгадки (такую работу можно проводить на занятиях по знакомству с окружающим миром). Из опыта работы были отобраны в основном загадки про животных.
Чтобы малышам легче было отгадывать загадки, вначале можно предъявлять игрушки-отгадки. На следующем этапе дети могут выбрать отгадку из набора игрушек и предметов. Помимо развития речи, ставится задача развития мышления малышей. Завершается работа отгадыванием уже знакомых загадок. Дети любят узнавать их и стараются быстро дать ответ (используется принцип повторяемости).
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую... (лису)
В лесу живёт,
Малину жуёт.
Весёлый топтыжка—
Кто же это?.. (мишка)
В норке живёт.
Корку грызёт.
Серая малышка—
Кто же это?., (мышка)
Очень тоненько поёт, Маму-курочку зовёт.
Жёлтенький ребёнок—
Кто это?.. (цыплёнок)
Громко лает,
Дом охраняет,
Большая забияка—
Кто это?., (собака)
«Как бы мне пошла кор-рона»,
Важно каркает... (ворона)
Прыгает далёко,
Плавает глубоко.
Весёлая квакушка—
Кто это?.. (лягушка)
В небе кружит,
Весело жужжит.
Приземлился на сук —
Кто же это?.. (жук)
На небе живёт.
Садится и встаёт.
Светит в оконце —
Что же это?.. (солнце)
Встает на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (петушок) Птица черная кружится, «Кар», — кричит она и злится.
Всем известная персона,
А зовут ее... (ворона)
Свернулся в клубочек
Пушистый комочек,
Розовый ротик—
Кто же это?.. (котик)
«И-го-го», — кричит ребёнок. Значит, это... (жеребёнок)
Вяжет мама
Длинный шарф,
Потому что сын... (жираф)
Пусть крыша течёт
И сломалась калитка,
Свой дом ни за что
Не покинет... (улитка)
Быстро прячется от страха
В панцирь твердый... (черепаха)
Куда ведёт подземный ход? Об этом знает только... (крот)
Он соло пел среди ветвей. Певца назвали... (соловей)
Почему-то не до игр,
Если рядом бродит... (тигр) Жарким летом по горам
В шубе бегает... (баран)
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, Чик-чирик, не робей! Я бывалый... (воробей)
Вместо носа—пятачок,
Вместо хвостика — крючок,
Голосок визглив и звонок,
Кто же это?., (поросёнок)
Только вышел из пелёнок—
Петушиться стал... (цыплёнок)
По реке плывет бревно — Ох и злющее оно!
Тем, кто в реку угодил,
Нос откусит... (крокодил)
«Ухвачу-ка! Проглочу-ка!», — Щёлкает зубами... (шика)
Прячьтесь, куры!
В небе ясном
Чёрной тенью
Кружит,.. (ястреб)
Апельсины и бананы
Очень любят... (обезьяны)
Как гора огромен он — Очень добрый, добрый,.. (слон)
Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром
Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром
Наша книга посвящена начальному этапу развития речи ребенка, а именно — пробуждению у детей речевой активности на основе потребности в общении.
Чтобы у ребенка появилась потребность в обращении к взрослому, необходимо пробудить у него интерес к общению с этим взрослым. Это достигается с помощью установления эмоционального контакта с ребенком, организации специальных игр, использования игровых приемов в ходе организации специальных занятий. Параллельно с развитием общения создаются предпосылки для дальнейшего развития речи: развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания и моторики рук, накопление пассивного словаря. Во всех перечисленных занятиях и играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении, демонстрирует детям образцы речи — подсказывает нужные слова и выражения, учит выражать просьбы, сообщения, извинения и т.д. Этот этап общения с неговорящим ребенком, когда он только начинает использовать активную речь, является очень непростым, весьма своеобразным, требует особого подхода к организации занятий, использования специфических приемов. Но вот, наконец, ребенок заговорил! Он делает первые попытки использовать активную речь в повседневном общении, во время игры, на занятии. Начинается следующий этап общения и развития. Что же следует делать дальше?
Цель данного раздела — обозначить дальнейшие направления работы с ребенком по развитию речи:
развитие активного и пассивного словаря; формирование словообразования; формирование словоизменения; развитие фонематического слуха; работа над звукопроизношением; работа над слоговой структурой слов; знакомство с составом предложения и пр.
Перечисленные направления работы по развитию речи касаются всех детей, как нормально развивающихся, так и малышей с нарушениями в речевом развитии. Как указывалось в самом начале книги, зачастую сложно сразу выяснить характер и степень нарушения речи у маленьких детей, так как разные по сложности проблемы выглядят одинаково — ребенок молчит. Тем не менее в ходе логопедической работы (а иногда и просто в ходе развития ребенка) одни дети быстро наверстывают упущенное и догоняют по речевому развитию сверстников, а у других трудности в развитии речи сохраняются на протяжении нескольких лет и требуют организации регулярных логопедических занятий. В этом случае работа по вышеперечисленным направлениям ведется с использованием специальных логопедических приемов. При этом развитию отдельных сторон речи приходится уделять особое внимание, посвящать каждой теме гораздо больше времени, чем в норме, разрабатывать специальные речевые игры и занятия.
Какими критериями мы пользуемся, подбирая для ребенка речевой материал? Конечно, это должны быть понятные и нужные слова и выражения, которые пригодятся ребенку в повседневной жизни, общении со взрослыми и сверстниками. Постепенно в речи ребенка появляются обобщающие слова, выражения с более условным, абстрактным значением, которые дают представления о мире, находящимся вне поля чувственного опыта ребенка.
Итак, материал для развития речи ребенка дает, прежде всего, знакомство с окружающим миром,причем в разных формах. Это, например: наблюдение; практическое знакомство с предметным миром и природой; чтение и обыгрывание сказок, стихов, песен, доступных пониманию детей; работа с картинками — рассматривание, называние предметных картинок,
составление рассказов по сюжетным картинкам и сериям картинок; просмотр мультфильмов, телепередач, слайдов и пр.; беседа, сюжетно-ролевая игра—расширение и уточнение представлений о
социальной действительности; экскурсии, посещение цирка, театра, кино; специальные занятия по развитию
речи.
То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет информация о мире, который окружает ребенка, во многом зависит от родителей и педагогов. В дошкольных учреждениях знакомство с окружающим миром проходит в форме специальных занятий по темам, перечисленным в программах. Вот основные из этих тем:
сезонные изменения в природе:признаки времен года, погода, наблюдение за объектами живой и неживой природы; овощи, фрукты, ягоды; растения:деревья, цветы, комнатные растения, полевые растения; грибы, орехи, семена; животные домашние и дикие; птицы домашние и дикие; насекомые; рыбы; дом, квартира, комната; улица, правила дорожного движения; город и деревня; одежда и обувь; мебель; посуда; транспорт; профессии и занятия людей; сведения о человеке:первоначальные сведения о себе и своей семье, и др.
Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире, который можно постоянно надстраивать — расширять и дополнять. Насколько обширны и разнообразны познания ребенка, во многом зависит от воспитания и образования семьи: беседуют ли родители с ребенком; учат ли наблюдать за миром вокруг; организуют ли поездки и путешествия; походы в театр, кино, цирк; какие книги покупают ребенку, какие телепередачи разрешают смотреть. Деятельность по развитию речи и знакомству ребенка с окружающим миром тесно переплетаются между собой. Советуем объединить усилия родителей и специалистов, и желаем успехов!