Приучение к распорядку дня, кормежке, водопое, чистке

На работоспособность лошади, ее уравновешенность, здоровье, а следовательно, и на способность к дрессировке, к лучшему восприятию ею требований дрессировщика и обслуживающего персо­нала оказывает прямое влияние хороший уход, то есть правильное своевременное и равномерное в течение дня кормление и водопой», согласованные с часами работы лошади на манеже; кормление добро­качественным фуражом; поение непереохлажденной водой; своевре­менная дача подкормки (моркови, хлеба, сахара); чистка лошади, чистота в стойле; спокойное, ровное и требовательное обращение. Нужно напомнить здесь еще раз о большом значении правильной чи­стки лошади, о важности своевременного частичного мытья и купа­ния лошади, внимательного ежедневного осмотра кожи, ног, копыт, чтобы немедленно принимать меры к лечению замеченных травм, ца­рапин, трещин в роге копыт, повреждения или загноения стрелок ко­пыт и т. д.

Глава 3. ОБУЧЕНИЕ

ОБЩАЯ НАЧАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА

Дрессировка лошадей для свободы включает на первой стадии общий дисциплинарный цикл, рассматриваемый в настоящем и предыдущих разделах, и дрессировку «на свободе» — обучение ло­шадей различным построениям, трюкам, фигурам, выполнению по­становочных композиций создаваемого конного номера, которым по­священ следующий раздел.

Общая начальная цирковая дрессировка включает отработку аллюров, скорости движения, остановки, подход к дрессировщику, пере­мены направления движения. Приемы обучения следующие:

Дрессировщик находится в центре манежа лицом к лошади, двигает­ся по небольшому кругу, все время следуя за лошадью, держит в ле­вой руке лонжу от лошади и в правой руке — шамбарьер. По команде «Шагом!» принуждает лошадь идти шагом по первой писте. При спокойном движении лошади шамбарьер направлен на гурту и держится напротив гурты, лонжа ослабляется. По команде «Рысью!» шамбарьер направляется на круп лошади и, когда лошадь пошла ровной рысью, шамбарьер опять переводится напротив гурты, лонжа свободна (не натянута). По команде «Галоп!» шамбарьер направляется на круп лошади и, когда лошадь пошла ровным галопом с выносом вперед левой ноги и нужной скоростью, шамбарьер переводится против гурты, лонжа свободна.

Таким образом, при необходимости ускорить ход шамбарьер направ­ляется на круп лошади. Если лошадь идет быстрее, чем нужно, шам­барьер находится перед лошадью, как бы преграждая ей путь. Когда лошадь идет требуемым аллюром и скоростью, шамбарьер держат направленным на гурту, лонжу свободно. При неправильном ходе лошади ее следует остановить с помощью лонжи. Переходя на галоп, лошадь должна всегда галопировать, вынося ле­вую ногу вперед. При выносе правой ноги на галопе, что называется «фальшь», дрессировщик немедленно должен придержать лошадь, занося шамбарьер вперед, дать команду «Фальшь!» и слегка одер­нуть лонжей. Когда лошадь исправила на галопе вынос вперед левой ноги и пошла правильным галопом, шамбарьер направляется против гурты, лонжа ослабляется. Если лошадь не исправит вынос ноги на галопе, нужно перевести ее на шаг и заставить с шага брать сразу правильный галоп без фальши.

В цирке следует учить всех лошадей (кроме лошадей, дрессируемых на высшую школу) галопировать с выносом вперед только левой ноги так, как на галопе с выносом вперед правой ноги. Это правило необ­ходимо соблюдать и при дрессировке лошадей для свободы. Постоянно нужно следить за тем, чтобы лошадь правильно держала первую писту, то есть шла не отходя от первой писты, около барьера. По команде «Стой!» дрессировщик направляет шамбарьер перед го­ловой лошади, лонжа натягивается. Останавливать лошадь следует, если нет определенного задания по композиции, преимущественно в первой четверти манежа, пройдя форганг. По команде «Ко мне!» дрессировщик сдерживает ход лошади и под­тягивает ее к себе за лонжу, повторяя команду, зовя по кличке, убрав шамбарьер за спину. Чтобы лошадь шла смелее, помощник мо­жет первое время слегка подгонять ее сзади. Подозвав лошадь, надо погладить, похвалить, дать подкормку. Перемене направления обучают в следующем порядке. Дрессиров­щик подзывает лошадь к себе, перестегивает лонжу за кольцо удил с правой стороны переходит на правую сторону от лонжи и направ­ляет ее движение по часовой стрелке по первой писте, двигаясь сам в том же направлении напротив лошади по маленькому кругу в цен­тре. В таком же порядке переводится движение лошади в обратном направлении.

По освоении лошадью аллюров и перемены движения лонжу снима­ют и регулируют движение при тренировках только перемещением шамбарьера, командой и движением самого дрессировщика. При обу­чении перемене движения после снятия лонжи дрессировщик, пере­водя шамбарьер в положение перед головой лошади, отступает шаг назад и возвращается на место в момент, когда лошадь повернулась уже к нему головой, заставляя ее своим движением закончить пово­рот и продолжать движение в обратном направлении, регулируя да­лее движение лошади действием шамбарьера. По мере отработки элементов не только снимается лонжа, но и по­степенно исключается помощь ассистентов дрессировщика, а пови­новение лошади доводится до максимально незаметных для окружа­ющих действий.

В процессе обучения необходимо чаще повторять соответствующие команды, спокойно обращаться с лошадью, говорить с нею, называть по кличке, в нужный момент поощрить за правильно понятые и ис­полненные команды, хороший аллюр, послушание; использовать влияние на лошадь повелительных, требовательных или ласковых интонаций голоса. Все это способствует усвоению лошадью требова­ний дрессировщика, создает условия для более быстрого достижения желаемых результатов в дрессировке. Моменты поощрения лошади в процессе обучения имеют очень боль­шое значение, особенно при тренировках сложных трюков. Во время представлений подкормка выдрессированных лошадей дол­жна совсем исключаться или сводиться к минимуму. Но после пред­ставления дрессировщик должен погладить, похвалить и поощрить, дав хорошую порцию подкормки. Дрессировщику необходимо изучать сложные процессы высшей нерв­ной деятельности, физиологические и биологические особенности ло­шади, чтобы сохранять ее нормальное здоровье и развитие. Обучая трюкам, стараются не превышать физических возможностей лошади во избежание травм. Чтобы успешно и правильно использовать в дрессировке рефлекторные раздражители, так называемые анализа­торы (подробно рассматриваемые в первой части), необходимо знать их особенности у лошади. Например, зрительный — лошадь при не­большом повороте головы видит кругом (впереди, сбоку, сзади себя), реагирует на малейшие изменения положений, движений предмета и человека; слуховой—чуткий слух—реагирует даже на незначи­тельное изменение тона голоса; вкусовой — повышенный по сравне­нию со многими другими животными; кожный — осязательный с вы­сокой чувствительностью тактильных ощущений; обонятельный — очень острое обоняние и т. д.

Суммируя понятие и определение профессии циркового дрессиров­щика, можно сказать, что его профессионализм слагается из совокуп­ности многих знаний, качеств и навыков, а именно: Артистизм и художественно-постановочные, режиссерские способ­ности. Знание физиологических и биологических свойств лошади. Овладение методикой дрессировки, правильным и четким примене­нием шамбарьера, голоса, команд и своих движений, в сочетании с правильным обращением с лошадью — ласковым, поощрительным, строгим и требовательным, соответственно необходимости. Примене­ние в крайних случаях, но как можно реже, болевых наказаний в момент упорного неповиновения или резкого проявления лошадью своего норова. Внимательное, доброжелательное отношение к лоша­ди со стороны дрессировщика и обслуживающего персонала. Обучение помощников также входит в задачу циркового дрессиров­щика. В круг его знаний и навыков входят и вопросы эксплуатаци­онной стороны производственного процесса — ухода и содержания лошадей, организации транспортировки, оказания ветеринарной по­мощи, выполнения мелких шорных работ, подгонки сбруи, проверки доброкачественности кормов, регулирования работы обслуживающе­го персонала (в больших номерах) и ряд других.

Наши рекомендации