Приучение к распорядку дня, кормежке, водопое, чистке
На работоспособность лошади, ее уравновешенность, здоровье, а следовательно, и на способность к дрессировке, к лучшему восприятию ею требований дрессировщика и обслуживающего персонала оказывает прямое влияние хороший уход, то есть правильное своевременное и равномерное в течение дня кормление и водопой», согласованные с часами работы лошади на манеже; кормление доброкачественным фуражом; поение непереохлажденной водой; своевременная дача подкормки (моркови, хлеба, сахара); чистка лошади, чистота в стойле; спокойное, ровное и требовательное обращение. Нужно напомнить здесь еще раз о большом значении правильной чистки лошади, о важности своевременного частичного мытья и купания лошади, внимательного ежедневного осмотра кожи, ног, копыт, чтобы немедленно принимать меры к лечению замеченных травм, царапин, трещин в роге копыт, повреждения или загноения стрелок копыт и т. д.
Глава 3. ОБУЧЕНИЕ
ОБЩАЯ НАЧАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА
Дрессировка лошадей для свободы включает на первой стадии общий дисциплинарный цикл, рассматриваемый в настоящем и предыдущих разделах, и дрессировку «на свободе» — обучение лошадей различным построениям, трюкам, фигурам, выполнению постановочных композиций создаваемого конного номера, которым посвящен следующий раздел.
Общая начальная цирковая дрессировка включает отработку аллюров, скорости движения, остановки, подход к дрессировщику, перемены направления движения. Приемы обучения следующие:
Дрессировщик находится в центре манежа лицом к лошади, двигается по небольшому кругу, все время следуя за лошадью, держит в левой руке лонжу от лошади и в правой руке — шамбарьер. По команде «Шагом!» принуждает лошадь идти шагом по первой писте. При спокойном движении лошади шамбарьер направлен на гурту и держится напротив гурты, лонжа ослабляется. По команде «Рысью!» шамбарьер направляется на круп лошади и, когда лошадь пошла ровной рысью, шамбарьер опять переводится напротив гурты, лонжа свободна (не натянута). По команде «Галоп!» шамбарьер направляется на круп лошади и, когда лошадь пошла ровным галопом с выносом вперед левой ноги и нужной скоростью, шамбарьер переводится против гурты, лонжа свободна.
Таким образом, при необходимости ускорить ход шамбарьер направляется на круп лошади. Если лошадь идет быстрее, чем нужно, шамбарьер находится перед лошадью, как бы преграждая ей путь. Когда лошадь идет требуемым аллюром и скоростью, шамбарьер держат направленным на гурту, лонжу свободно. При неправильном ходе лошади ее следует остановить с помощью лонжи. Переходя на галоп, лошадь должна всегда галопировать, вынося левую ногу вперед. При выносе правой ноги на галопе, что называется «фальшь», дрессировщик немедленно должен придержать лошадь, занося шамбарьер вперед, дать команду «Фальшь!» и слегка одернуть лонжей. Когда лошадь исправила на галопе вынос вперед левой ноги и пошла правильным галопом, шамбарьер направляется против гурты, лонжа ослабляется. Если лошадь не исправит вынос ноги на галопе, нужно перевести ее на шаг и заставить с шага брать сразу правильный галоп без фальши.
В цирке следует учить всех лошадей (кроме лошадей, дрессируемых на высшую школу) галопировать с выносом вперед только левой ноги так, как на галопе с выносом вперед правой ноги. Это правило необходимо соблюдать и при дрессировке лошадей для свободы. Постоянно нужно следить за тем, чтобы лошадь правильно держала первую писту, то есть шла не отходя от первой писты, около барьера. По команде «Стой!» дрессировщик направляет шамбарьер перед головой лошади, лонжа натягивается. Останавливать лошадь следует, если нет определенного задания по композиции, преимущественно в первой четверти манежа, пройдя форганг. По команде «Ко мне!» дрессировщик сдерживает ход лошади и подтягивает ее к себе за лонжу, повторяя команду, зовя по кличке, убрав шамбарьер за спину. Чтобы лошадь шла смелее, помощник может первое время слегка подгонять ее сзади. Подозвав лошадь, надо погладить, похвалить, дать подкормку. Перемене направления обучают в следующем порядке. Дрессировщик подзывает лошадь к себе, перестегивает лонжу за кольцо удил с правой стороны переходит на правую сторону от лонжи и направляет ее движение по часовой стрелке по первой писте, двигаясь сам в том же направлении напротив лошади по маленькому кругу в центре. В таком же порядке переводится движение лошади в обратном направлении.
По освоении лошадью аллюров и перемены движения лонжу снимают и регулируют движение при тренировках только перемещением шамбарьера, командой и движением самого дрессировщика. При обучении перемене движения после снятия лонжи дрессировщик, переводя шамбарьер в положение перед головой лошади, отступает шаг назад и возвращается на место в момент, когда лошадь повернулась уже к нему головой, заставляя ее своим движением закончить поворот и продолжать движение в обратном направлении, регулируя далее движение лошади действием шамбарьера. По мере отработки элементов не только снимается лонжа, но и постепенно исключается помощь ассистентов дрессировщика, а повиновение лошади доводится до максимально незаметных для окружающих действий.
В процессе обучения необходимо чаще повторять соответствующие команды, спокойно обращаться с лошадью, говорить с нею, называть по кличке, в нужный момент поощрить за правильно понятые и исполненные команды, хороший аллюр, послушание; использовать влияние на лошадь повелительных, требовательных или ласковых интонаций голоса. Все это способствует усвоению лошадью требований дрессировщика, создает условия для более быстрого достижения желаемых результатов в дрессировке. Моменты поощрения лошади в процессе обучения имеют очень большое значение, особенно при тренировках сложных трюков. Во время представлений подкормка выдрессированных лошадей должна совсем исключаться или сводиться к минимуму. Но после представления дрессировщик должен погладить, похвалить и поощрить, дав хорошую порцию подкормки. Дрессировщику необходимо изучать сложные процессы высшей нервной деятельности, физиологические и биологические особенности лошади, чтобы сохранять ее нормальное здоровье и развитие. Обучая трюкам, стараются не превышать физических возможностей лошади во избежание травм. Чтобы успешно и правильно использовать в дрессировке рефлекторные раздражители, так называемые анализаторы (подробно рассматриваемые в первой части), необходимо знать их особенности у лошади. Например, зрительный — лошадь при небольшом повороте головы видит кругом (впереди, сбоку, сзади себя), реагирует на малейшие изменения положений, движений предмета и человека; слуховой—чуткий слух—реагирует даже на незначительное изменение тона голоса; вкусовой — повышенный по сравнению со многими другими животными; кожный — осязательный с высокой чувствительностью тактильных ощущений; обонятельный — очень острое обоняние и т. д.
Суммируя понятие и определение профессии циркового дрессировщика, можно сказать, что его профессионализм слагается из совокупности многих знаний, качеств и навыков, а именно: Артистизм и художественно-постановочные, режиссерские способности. Знание физиологических и биологических свойств лошади. Овладение методикой дрессировки, правильным и четким применением шамбарьера, голоса, команд и своих движений, в сочетании с правильным обращением с лошадью — ласковым, поощрительным, строгим и требовательным, соответственно необходимости. Применение в крайних случаях, но как можно реже, болевых наказаний в момент упорного неповиновения или резкого проявления лошадью своего норова. Внимательное, доброжелательное отношение к лошади со стороны дрессировщика и обслуживающего персонала. Обучение помощников также входит в задачу циркового дрессировщика. В круг его знаний и навыков входят и вопросы эксплуатационной стороны производственного процесса — ухода и содержания лошадей, организации транспортировки, оказания ветеринарной помощи, выполнения мелких шорных работ, подгонки сбруи, проверки доброкачественности кормов, регулирования работы обслуживающего персонала (в больших номерах) и ряд других.