Основные работы с шамбарьером и его назначение
Прежде чем работать с лошадьми, дрессировщик должен научиться в совершенстве владеть шамбарьером, который служит дрессировщику инструментом для регулирования движения лошади и исполнения ею трюков, но не средством наказания животного. Владеть в совершенстве шамбарьером — это значит попадать, касаться лошади концом ударника шамбарьера или, как профессионально называют в цирке, тушировать лошадь по определенному месту ее корпуса. Кроме того, шамбарьер в руках дрессировщика в различных положениях, как и передвижение самого дрессировщика на манеже, служат также регулированию и направлению движения лошадей и выполнению ими трюковой работы. Дрессировщик, приучая лошадь к точным и одинаковым для каждого значения действиям шамбарьера, вырабатывает у лошади определенную необходимую для работы реакцию — условный рефлекс. Использование шамбарьера, движения и жесты самого дрессировщика подробно разбираются дальше применительно к конкретным описаниям работы с лошадьми по обучению их нужным аллюрам, трюкам, различным переменам движения, построениям и перестроениям.
Определяя производственное назначение шамбарьера как инструмента (средства, прибора), помогающего в дрессировке, следует одновременно предостеречь от неправильного использования его, обратить внимание на недопустимость непроизводственного, нехудожественного применения шамбарьера только для бесцельных шумовых эффектов. Дрессировщик не имеет права выполнять на манеже сам и шамбарьером ни одного бессмысленного, лишнего движения, не служащего определенным целям управления и постановочно-художественного решения.
Будет уместным провести параллель между артистом-дрессировщиком большой группы лошадей «на свободе» и дирижером оркестра. В руках первого — шамбарьер, у второго — дирижерская палочка служат управлению ансамблем. Цирковому дрессировщику необходимо также достигать высокого профессионализма, мастерства, художественной выразительности, чтобы иметь право называться артистом, творить и доставлять людям радость искусством циркового конного жанра.
Научиться в совершенстве владеть шамбарьером, то есть точно, свободно и красиво применять его в работе, можно только в результате упорных, длительных и правильных тренировок. Основные рекомендации по освоению работы с шамберьером, приводимые с учетом последовательности обучения и тренировок, следующие:
Первое — необходимо научиться правильно держать шамбарьер. Для этого надо взять его за ручку древка, зажать в руке так, чтобы конец ручки выступал из кулака на 1—2 см; вытянуть руку вперед, древко должно быть прямым продолжением руки, пальцы руки обращены вниз; из такого положения шамбарьера ударник забрасывается вверх назад и посылается вперед, как бы передавая посыл от руки к древку и от древка на конец ударника — на наконечник. Аналогия с легким броском камешка пальцами руки вперед. Когда такому посылу начнет подчиняться ударник и при этом он не будет захлестываться, задевать лошадь и находящихся поблизости людей и когда будет отработан точный посыл ударника вперед и щелчок наконечника, можно переходить к попаданию наконечником в определенные заданные точки.
Рис. 48
Тренировки для точности попадания могут проводиться сперва в любом подходящем месте, затем на манеже с различными предметами и вещами. Например, раскладываются для этого на полу, на барьере кусочки бумажек, палочки, мячики и т. д. Стоя от предметов на расстоянии длины шамбарьера (древка и ударника) и вытянутой руки, следует сбивать наконечником предметы в различном порядке (подряд, через один, по заказу, варьируя самым разнообразным образом). Добившись абсолютно точного попадания в разные предметы и в разных условиях, следует пользоваться шамбарьером в работе с лошадьми (рис. 48).
Использование шамберьера в редких случаях допустимо для вызова сильного болевого раздражителя в целях наказания лошади, при воздействии на нее только (подчеркиваем — только) в момент ее злобного, систематического неповиновения, неисполнения усвоенных трюков и движения, нарушения порядка, укуса других лошадей и т. д. Суровый окрик по кличке и сильный щелчок (удар) по корпусу, но не по голове, должны являться достаточным воздействием на лошадь. Приучая ее к повиновению, дрессировщик должен разумно регулировать силу щелчка шамбарьером, не забывая того, что наконечником ударника можно при сильном ударе рассечь кожу, как ножом. Таким образом, для дрессировщика является обязательным овладение и точностью и различной силы ударом наконечника, чтобы этот инструмент верно служил в его руках дрессировке и в нужных редких случаях — разумному своевременному наказанию, но не причинению травмы лошади.
ФАРПАЙЧ — МАЛЫЙ ШАМБАРЬЕР
Для дрессировки и регулирования движения и исполнения трюков дополнительно к шамбарьеру используется также другой вид хлыста, состоящего из гибкого древка длиною 1,8 м, но с наконечником длиною всего 30—40 см.
Профессионалы называют этот хлыст фарпайчем. Конкретное его назначение и применение будут подробно рассматриваться дальше.