Приемы посадки в дамское седло
Садясь на лошадь в дамское седло и сходя с нее, амазонка встречает некоторые затруднения и требует посторонней помощи. Существует несколько приемов этой помощи. Опишем два.
Рис.44
1. Всадница подходит к лошади на уровне левого крыла седла лицом вперед, плечи перпендикулярны лошади. Взяв свободно поводья в правую руку, упирается ею в верхний рожок, ставит левую ногу на скрещенные ладони помощника, лежащие на его правом колене, а свою левую руку кладет на его плечо. Затем амазонка отталкивается от земли правой ногой, выпрямляет левую и поворачивается спиной к лошади, упираясь левой рукой в плечо помощника, который при этом выпрямляется и тем самым помогает всаднице подняться выше седла и сесть в него боком. Помощник подает ей стремя, хлыст и поправляет платье. Всадница поворачивается правым плечом назад, перекидывает правое колено через верхний рожок, берет стремя, разбирает поводья, берет их в левую руку, а в правую берет хлыст. Чтобы действия амазонки и помощника совпадали, он считает и по счету «три» сажает амазонку в седло (рис. 44).
2. Посадка всадницы в седло с подставки осуществляется следующим образом.
Рис.45
Стоя на подставке, она вставляет левую ногу в стремя и, взяв в левую руку поводья, упирается ею в переднюю луку, а правой — в сиденье седла. Затем, отталкиваясь правой ногой, выпрямляет левую, поворачивается спиной к лошади, садится в седло боком и вынимает ногу из стремени. В дальнейшем поступает, как и при посадке с помощником (рис.45).
ТАНДЕМ
Рис.46
Тандем (школьный тандем) — номер высшей школы верховой езды, введенный в цирковой репертуар Парижским Олимпийским театром-цирком Лоренцо Франкони в конце 20-х годов XIX века. Демонстрируя тандем, артист руководит при помощи длинных лонж (вожжей) и фарпайча одной или двумя лошадьми, запряженными цугом, то есть одна за другой, сидя верхом на задней лошади. Подседельной лошадью управляют как обычной верховой (рис.46).
Тандем может быть двойным или тройным. Лошадей дрессируют как обычно для высшей школы верховой езды, но в дальнейшем из средств управления передними лошадьми исключается шенкель и уклоны корпуса. Для достижения этой цели дрессировщик в процессе обучения лошадей элементам высшей школы постепенно ослабляет давление шенкелей и уклонов корпуса и, доведя их до полной пассивности, действует только поводьями.
Можно передних лошадей с самого начала обучать «в руках», не садясь на них верхом. Для этого отрабатывают испанский шаг — сначала одной передней ногой, а затем другой — тушированием с одновременным нерезким натягиванием соответствующего повода (короткой лонжи), требуя при этом от лошади постоянного упора на повод. В этом случае очень полезен легкий посыл, производимый идущим сзади помощником. После того как лошадь начнет уверенно высоко и свободно двигаться испанским шагом (маршировать) «в руках», дрессировщик переходит на управление длинными лонжами, заставляя ее выше поднимать ноги, по необходимости усиливает действие поводьев тушированием и подкармливает за хорошую работу. Заставлять лошадь идти правильным пассажем на длинных поводьях трудней (в большинстве случаев), чем обучить испанскому шагу (хотя встречаются лошади, которые прекрасно «пассажируют» «в руках», поэтому обучение идет под верхом, с постепенным переходом на управление только поводьями. Добившись от лошади спокойного пассажа под воздействием только поводьев, переходят на управление с земли (на длинных поводьях).
Последующим этапом будет репетиция с двумя лошадьми, управляемыми с земли. Дрессировщик при этом держит в каждой руке по два повода. Как и в предыдущем случае, дрессировщику помогают помощники (берейторы). Основная задача дрессировщика при этом кроме поддержания четких, высоких движений испанского шага и пассажа добиться синхронности выноса ног обеими лошадьми, идущими испанским шагом. Синхронность при пассаже требует огромного труда и очень одаренных лошадей с одинаковым характером аллюра. Перемене ног на галопе всех лошадей тандема следует обучать под седлом. Наконец, работа по созданию школьного тандема заканчивается отработкой маневренных движений всех трех лошадей, управляемых дрессировщиком с седла своей лошади; это достигается в несколько этапов — репетируют последовательно со средней лошадью и головной рездельно, а затем объединяют всех трех вместе. Демонстрируя тандем, дрессировщик не имеет возможности применять при управлении передними лошадьми такие мощные условные раздражители, как шенкеля, шпоры и уклоны корпуса. В связи с этим особое значение имеет выработка стойких двигательных навыков, вызываемых поводьями. В связи с этим необходимо указать, что отличные результаты дает при обучении лошади испанскому шагу в руках (для тандема) применение стула с наклонным сиденьем, обитым войлоком. После того как лошадь при тушировании подняла переднюю ногу, помощник, идущий впереди, подхватывает находящуюся в воздухе ногу, ставит ее на стул и немедленно подкармливает лошадь. После того как лошадь спокойно (по требованию дрессировщика) ставит ногу на сиденье стула, помощник в момент подъема лошадью ноги относит его, добиваясь от лошади шага, чтобы достать стул поднятой ногой и выработать у нее условный рефлекс «погоню за стулом». В дальнейшем стул заменяют деревянной пластиной, шириной 20—25 см и длиной 70—80 см из толстой фанеры на древке. Пластину эту держит перед лошадью идущий сбоку помощник. Стараясь достать эту пластину, лошадь приучается двигаться, вперед испанским шагом, вынося ногу вверх и вперед.
Высота подъема передних ног лошадей при испанском шаге и рыси должна доходить до уровня ее плечевого сустава и выше. Описанные выше стул и пластину с успехом можно использовать, обучая лошадь испанской рыси.
Композиция движений лошадей (маневрирование) в тандеме, выбор школьных аллюров и их чередование (последовательность) всецело зависят от режиссерской изобретательности дрессировщика, его художественного вкуса, опыта и подготовленности лошадей. Примерная схема выступления хорошо отрепетированного тандема может быть следующая:
Выезд испанской рысью на середину манежа, остановка и салют, переход в рысь или пассаж, вольты и заезды в обе стороны. Шаг — первая лошадь по барьеру передними ногами, вторая лошадь — задними, или наоборот. Дрессировщик по первой или второй писте, галоп — перемена направления, заезды — переход в шаг, головная лошадь — переднее балансе, средняя и подседельная — заднее балансе. Уход с манежа — первая и вторая лошадь на «гох», подседельная — после пассажа. Конец каждой репризы можно отмечать салютом на середине манежа.
Очень зрительно выигрывает так называемый школьный парный тандем, исполняемый синхронно кавалером и амазонкой. Особое значение имеет в тандеме однотипность внешних форм лошадей, положение их голов. Масти лошадей могут быть контрастными: например, первая лошадь вороная, остальные серые или, наоборот, первая серая, остальные вороные; первая и подседельная серые, средняя вороная. Все лошади гнедые, серые или вороные. Следует избегать брать в тандем лошадей блеклых мастей: чалых, бурых, темно-рыжих. При парном тандеме желательно, чтобы у партнеров были лошади разных мастей. Например, у кавалера — вороные, у амазонки — серые, буланые и соловые, чубарые и пегие. Подседельная лошадь никоим образом не должна быть выше ростом остальных. Большое значение при демонстрации имеют костюмы артистов, сбруя и убранство лошади. Учитывая, что цирковая работа тандем восходит к старым временам, не следует лишать ее пышности и помпезности.
Догкарт (легкий двухколесный одноконный экипаж). Здесь цирковой номер высшей школы верховой езды, в котором артист (в большинстве случаев артистка), сидя в экипаже, управляет лошадью лонжами (вожжами) и бичом (фарпайчем). Школьную лошадь запрягают в догкарт при помощи изогнутого дышла, укрепленного шарниром к седелке (рис. 47). Такое крепление дает лошади свободу движения, не мешает производить повороты и боковые движения. Дрессировка лошадей для догкарта и техника управления ими не отличается от подготовки и управления лошадьми в тандеме. Запряженная в догкарт лошадь идет испанским шагом, испанской рысью, пассажем, двигается в два следа (боковые движения), исполняет салют, балансе и поклоны.
Рис.47
Значительные колебания тела галопирующей лошади передаются на экипаж, поэтому галоп в догкарте неприемлем. Эффектность догкарта на манеже во многом зависит от внешней декоративности и режиссерского решения. Как свидетельствует Е. М. Кузнецов, во времена увлечения этим номером «вожжи, сиденье и колеса догкарта разукрашивались цветочными гирляндами, костюм наездницы делался в тон и в стиль упряжки или, вернее, упряжь лакировалась и отделывалась «под костюм»; наконец, в номер вводились дрессированные собаки, которые шли между колес или на ходу лошади юлили у нее между копытами». Подготовка двойного догкарта (с двумя запряженными цугом лошадьми) требует от дрессировщика большого искусства, опыта и времени, что вполне оправдывается эффектностью этого номера.