Переход на принимание с одной стороны на другую

Правильность перехода на принимание с одной стороны на другую зависит от исключительно точной перемены всадником средств управления в момент, согласованный с движением лошади. Так при переходе от принимания направо к приниманию налево всадник делает короткую полуодержку в момент выноса левой передней ноги и в момент наивысшего подъема этой ноги подает поводья влево, заставляя лошадь, не переступая этой ногой через пра­вую, сделать шаг влево. В этот же момент изменяется и действие шенкелей. Перемена средств управления не должна быть резкой и вне­запной. Собираясь переменить направление движения, всадник зара­нее готовится к этому, улавливая момент в движениях ног лошади, когда он должен изменить действие шенкелей и поводьев. Для этого он наблюдает за движением левой передней ноги. Если всадник пропустит момент подъема левой передней ноги и по­действует поводом, когда левая нога коснется земли, то лошадь за­путается передними ногами и правильного перехода не будет. Если всадник подействует поводом раньше, чем левая нога успела подняться, то произойдет задержка и также нарушится темп движе­ния. Кроме наблюдения за движением передних ног всадник должен, еще ощущать и движение задних ног лошади. Слишком крутое «постановление» тормозит движение и не позволя­ет правой передней ноге забирать большое пространство в сторону движения. При обратном «постановлении» лошадь пойдет без сгиба в боку и правую заднюю ногу будет отставлять в сторону.

Глава 9. ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ВЕНСКОЙ ШКОЛЕ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Большой интерес для цирковых выступлений представ­ляют элементы испанской школы верховой езды, культивируемой в Вене и Париже (Сомюрская кавалерийская школа). В программах конных номеров исполнение элементов испанской школы проходит неизменно успешно.

В Вене школа испанской верховой езды находится в центре города, рядом с дворцом президента Республики. Она основана в 1572 году и называлась «Испанская верховая конюшня», а в 1735 году получи­ла наименование «Испанская высшая школа верховой езды». Рос­кошное здание школы выдержано в стиле барокко и построено (1729—1735) известным архитектором Иозефом-Эмануэлем Фише­ром. Длина манежа — 55 м, ширина — 18 м, высота помещения — 17 м. Свое название «испанская» школа получила от испанских ло­шадей, предков современных липпицианских жеребцов. Комплекту­ется школа молодыми липпицианскими лошадьми преимущественно из австрийского конного завода «Пибер». Вся деятельность школы сведена к пышным театрализованным представлениям, на которых берейторы демонстрируют элементы высшей сложности: пиаффе, пассажи, пируэты, перемены ног на галопе, работу лошадей «в ру­ках», школьные прыжки, курбеты, каприоли, пезады, левады, ланса­ды, круппады и баллотады, работу лошади на длинных поводьях (лонжах) без всадников, большую школьную кадриль и па-де-де. Перед описанием названных элементов и приемов тренировок надо сказать, что фигуры высшей школы, особенно прыжки над землей, требуют длительной, упорной работы. Лошади для этой цели долж­ны быть отобраны не только по своим физическим данным (хорошо поставленные конечности, благоприятные для прыжков углы сочле­нений, крепкие спина, поясница и круп), но и отличаться от осталь­ных лошадей своими природными способностями к школьным прыж­кам, короче говоря, быть «одаренными». Считают, что жеребцы липпицианской породы наиболее способны к школьным прыжкам. В венской школе для обучения лошадей широко применяются пиляры.

ПИЛЯРЫ

переход на принимание с одной стороны на другую - student2.ru Рис.41

В прошлые времена способ обучения лошадей в пилярах был очень распространен в России. Работа лошади в этом при­способлении достигала большой тонкости. Совершенно неправильно критикуя пиляры, некоторые называют их орудием пытки. Ни од­но из исторических сочинений не рекомендовало при выработке ло­шади в пилярах прибегать к жестокости, а наоборот, все прежние мастера, в том числе русский полковник Бобинский (начало XIX ве­ка), рекомендуют предпочесть ласку и совершенно не применять в пилярах никакого наказания. По своему принципу при обучении ло­шади пиляры играют такую же роль, как в балетных школах станок для балерин, то есть значительно облегчают исполнение трудного упражнения, помогая равновесию.

Пиляры представляют собой два крепких круглых деревянных стол­ба высотой примерно 2,5 м, устанавливаемых на манеже (рис. 41). Расстояние между столбами составляет около 1,5 м. На внутренней стороне каждого столба прикреплено по шесть колец, нижнее от­стоит от земли примерно 1,2 м. Расстояние между отдельными коль­цами — около 15 см. К кольцам прикрепляются развязки, идущие к кольцам капцунга и по храпу лошади (пилярный повод). После то­го как лошадь прошла первоначальное обучение «в руках» и под всадником можно начать работать ее на пиаффе между пиляр, чем достигается более высокое поднятие ног, а следовательно, более эф­фектное пиаффе.

Лошадь ставят в пиляры, и если она не обнаруживает беспокойства, то ее развязывают за боковые кольца капцунга. Однако в основном первый урок не проходит так гладко. Как правило, лошадь проявля­ет беспокойство и страх. В таких случаях берут помощника, кото­рый предварительно проводит лошадь «в руках» между столбами, после чего ее развязывают, а помощник становится впереди лошади и свободно держит третий повод, прикрепленный к среднему (перед­нему) кольцу капцунга.

Дрессировщик, стоя позади лошади и легко тушируя ее хлыстом, по­буждает к боковым движениям. Так работают несколько дней, за­ставляя принимать то влево, то вправо. Лошадь, до этого работав­шая «в руках», обычно под воздействием туширования в области плюсны без сопротивления сделает несколько темпов пиаффе. Этим следует удовлетвориться и поощрить (подкормить). В даль­нейшем работу можно проводить без помощника и, усилив действие побуждающих средств, достичь высокого пиаффе. Работа под всадником в пилярах служит началом подготовки к вы­полнению элементов испанской школы верховой езды (левада, пезада, круппада, каприоль), в основу которой положено пиаффе с хорошо подведенными задними ногами. Всадник шенкелями добивается пол­ного сбора лошади, посылая ее вперед на пилярный повод (не свя­занный со ртом лошади и проходящий по храпу), работа шенкелем при этом должна полностью соответствовать тушированию лошади. Условно-рефлекторное побуждение хлыстом и шенкелем не так труд­но перевести на пощелкивание языком. Следует иметь в виду, что некоторые лошади в начале обучения могут подбрасывать заднюю часть, высоко поднимать переднюю или подпрыгивать. За это нака­зывать лошадь не следует, а внимательно замечать, к каким упраж­нениям испанской школы имеет склонность лошадь. Работать в пи­лярах со слишком темпераментными и нервными лошадьми не сле­дует, так как это грозит несчастными случаями — лошадь может, бросившись вперед, порвать поводья, опрокинуть пиляры, опрокинуться назад и даже перевернуться через голову. В целом упражне­ния в пилярах проводятся с целью необходимого сгибания в тазобед­ренных и скакательных суставах, выгибания позвоночника и одно­временного сгибания и подтягивания передних ног.

Уже во время начальных уроков «в руках» и пилярах опытный дрес­сировщик получит представление, к каким упражнениям имеет спо­собность и склонность та или другая лошадь. Большинство лошадей встают на задние ноги, пытаясь сделать пезаду. Если же лошадь при прыжке оторвет от земли все четыре ноги и сделает это не по злой воле, а от избытка энергии или от воздействия бичом, ее следует поощрить.

Пытаться обучить одну лошадь всем прыжкам не следует, это неосу­ществимо, универсальных лошадей но может быть, надо усовершен­ствовать то упражнения, к которым показывает свои способности лошадь и на которых она выглядит более эффектно. Базой испан­ской школы является хорошее исполнение пиаффе, из которого вы­текают все фигуры и прыжки. Конечно, лошадь должна быть хорошо выезжена и уравновешена на обычной строевой езде.

Пезада — движение испанской школы верховой езды, при котором лошадь подбирает передние ноги. Лошадь должна спокойно поднять­ся на "гох" довольно высоко на полусогнутых задних ногах при по­добранных передних.

Работой в пилярах на пиаффе мы научили лошадь сбору, при кото­ром задние ноги значительно подведены под корпус, круп опущен, центр тяжести ушел назад.

Тушированием и голосовым воздействием надо послать лошадь впе­ред, заставив еще больше подвести задние конечности и упереться в носовой ремень пиляр. При поднятии хотя бы и не на полную пеза­ду, всадник сразу же оглаживает лошадь, подкармливает и прекра­щает работу.

Развязные ремни пиляр подгоняются в соответствии с телосложе­нием лошади с расчетом дать возможность поднятия передней части вверх. Правильное развязывание имеет большое значение во время работы в пилярах. Если первое время лошадь несколько опускает пе­редние ноги во время пезады, не следует тушированием заставлять ее их подтягивать, так как лошадь еще недостаточно сбалансирована и этим путем пытается помочь себе удержаться на задних ногах; со временем это пройдет. Можно лишь рекомендовать укоротить не­сколько развязки.

Лишь после того как лошадь освоится с тяжестью всадника и при­выкнет к воздействию шенкелей, побуждающих ее подняться на пезаду, всадник может набрать поводья и заставить ее выйти на пеза­ду нажимом шенкелей и пощелкиванием языком. Спустя некоторое время лошадь будет выполнять пезаду без пиляр по требованию всадника в любом месте манежа. Терпение и спокой­ствие, исключение какого бы то ни было переутомления (перенапря­жения) лошади является лучшим способом добиться желаемого — непринужденного поднятия на пезаду.

Левада фактически является разновидностью пезады, при которой задние ноги максимально согнуты в скакательных суставах, а тыловая часть путовых суставов почти касается земли. Передние ноги согнуты в запястьях, а копыта подняты к локтям. Лошадь как бы сидит. Эта фигура испанской школы является результатом длительной и тщательной работы в пилярах и под всадником. Так же как и другие фигуры, заставить лошадь выполнять леваду можно только из пиаффе. Степень подведения задних ног на леваде больше, чем на пезаде.

Усиление работы поводьями и укорачивание развязки не даст воз­можности лошади высоко подняться, ограничивая степень выпрям­ления корпуса по отношению к горизонту очень острым углом (20°). Огромное значение имеет абсолютно спокойная, глубокая посадка всадника, низкое положение его рук и очень тонкое действие шен­келей. Из положения левады лошадь не должна быстро «ронять» пе­редние конечности на землю, а медленно опускаться так, чтобы по­пасть передними копытами точно в следы, из которых она поднялась в леваду.

Если удается добиться того, что лошадь, встав на землю, начнет не­медленно пиаффировать, а затем, вновь выполняя требование всад­ника, поднимется на леваду, то это будет лучшим подтверждением хорошей выездки. Если лошадь осаживает и становится за повод, это считается ошибкой и может явиться результатом чрезмерного набора поводьев при недостаточной работе шенкелей. Лошадь должна быть выпрямлена и равномерно упираться в оба повода, только в этом случае можно избежать вращения корпуса лошади на задних ногах и потерю сбора во время левады. Иногда всаднику может показаться, что лошадь опустила одну из передних ног, это не ошибка, а просто попытка лошади восстановить равновесие.

ШКОЛЬНЫЕ ПРЫЖКИ.

Рис.42. 1 — пезада. 2 — курбет, 3 — левада, 4 — баллотада, 5 — круппада, в — каприолъ, 7 — лансада

переход на принимание с одной стороны на другую - student2.ru Во время выполнения прыжков высшей школы над зем­лей, к которым относится курбет, лансада, баллотада и каприоль, лошадь отделяется всеми четырьмя конечностями. Школьные прыж­ки исключительны по своей красоте и требуют большого искусства от тренера и смелости всадника (рис. 42). Вопреки мнению о чрезмерной искусственности школьных прыжков и утверждению, что они не присущи для лошади, позволим себе при­вести высказывание известного немецкого тренера Л. Зенера, приго­товившего к школьным прыжкам много лошадей: «Школьный пры­жок так же естествен для хорошо сложенной лошади, как и три ос­новных аллюра — шаг, рысь и галоп, и не следует боязливо избегать этих прыжков».

Лошадей, которые обладают сильной спиной, мощными задними но­гами с массивными скакательными суставами, можно начинать учить школьным прыжкам, лишь когда они полностью будут подчиняться шенкелю и поводу, легко выполнять пиаффе при хорошей работе суставов задних ног. Чрезмерно крупные и грузные лошади не годят­ся для школьных прыжков.

Курбет — школьный прыжок, при котором лошадь поднимается из пиаффе в пезаду, под действием туширования и голоса дрессировщи­ка делает прыжок вверх и вперед и приземляется на задние конеч­ности. Французское название этого приема означает прыжок по дуге. Так как лошадь во время курбета не только уравновешивает свою тяжесть и тяжесть всадника на задних ногах, но и отталкива­ется от земли, воспринимает эту тяжесть при приземлении и снова совершает прыжок, ее тазобедренные и скакательные суставы значи­тельно сгибаются, испытывая чрезмерное напряжение. Поэтому не рекомендуется слишком часто производить эти прыжки под всад­ником.

Курбет сначала отрабатывают «в руках». Лошадь, уверенно выпол­няющую пезаду, ставят в пиляры на развязку, а затем тушируют хлыстом по ее скакательным суставам, заставляя сделать прыжок вверх. После хорошего прыжка лошадь подкармливают и на этом заканчивают работу. Через некоторое время на лошадь можно поса­дить легкого и очень искусного всадника, который, сохраняя спо­койную посадку, не мешает ей при выполнении этого трудного прыжка.

Развязку следует пристегивать так, чтобы лошадь имела небольшой упор, соответствующий прыжку. При длинных развязках лошадь будет слишком высоко поднимать пе­реднюю часть и не сможет уравновеситься так, как это необходимо для отталкивания, или же сделает слишком длинный прыжок впе­ред, потеряет равновесие и ударится при опускании о пилярный но­совой ремень и потеряет уверенность. Слишком короткие развязки мешают лошади не только приподнять переднюю часть, но и совер­шить прыжок. Равномерность развязок обязательна, а при посыле вперед (тушировании) необходимо одновременно воздействовать на обе задние ноги, чтобы отталкивание произошло обеими ногами сра­зу. В противном случае лошадь может оттолкнуться одной ногой и получится косой прыжок. Лучше всего тушировать двумя хлы­стами.

Существует много лошадей, идеально выполняющих пезады и лева­ды п, следовательно, обладающих достаточной силой для выполнения курбета, однако лишь немногие лошади обладают не только силой, но и умением уравновеситься, что необходимо для курбета, а также лов­костью и смелостью.

Работы в пилярах не следует прекращать до тех пор, пока не появит­ся необходимая уверенность как у лошади так и у всадника при работе вне пиляр всадник из пиаффе поднимает лошадь на пе­заду, и когда она уравновесилась на пезаде, заставляет ее оттолкнуть­ся, усиливая нажим шенкелями, щелкает языком и опускает руки вниз и немного вперед, чтобы лошадь получила необходимую ей сво­боду повода для прыжка вперед.

Вначале курбет следует выполнять с помощником, который стано­вится сзади с бичом на некотором расстоянии от лошади. Он не до­трагивается до лошади, но его присутствие значительно облегчает задачу всадника. После удавшегося курбета всадник снова ставит лошадь на пиаффе и, если позволяет состоянию лошади, требует от нее выполнения еще нескольких курбетов. Заканчивая работу после курбетов, надо обязательно сделать не­сколько темпов пиаффе. При выполнении курбета следует обращать особое внимание на то, чтобы лошадь все время была в ровных шен­келях и поводьях, иначе она может неправильно (в одну сторону) оттолкнуться на прыжок и начнет «вращаться».

Лансада — так в езде высшей школы называется прыжок лошади вперед на передние ноги с хорошо согнутых задних ног. При обыч­ном движении горячая лошадь делает лансады, желая вырвать по­вод или сбить всадника.

Круппада — прыжок из пезады (на месте), при котором лошадь, отделившись от земли с подобранными ногами, опускается на то же самое место.

Лошадь побуждают совершить прыжок легким тушированием по крупу. При круппаде, выходя на прыжок, передняя часть лошади идет несколько выше, чем задняя. Лошадь подтягивает все четыре ноги под корпус, причем подковы задних ног направлены к земле. Корпус лошади в дальнейшем принимает горизонтальное положение, из которого она приземляется на все четыре ноги точно в то место, с которого оттолкнулась. Круппаде лошадь обучают в пилярах или «в руках». Вначале лошадь из пиаффе поднимают в пезаду, и в тот момент, когда она приготавливаете опуститься, ее слегка тушируют по крупу. Туширование в момент, когда она еще находится в стадии выпрямления, может привести к тому, что вместо круппады получит­ся левада. За правильное исполнение круппады лошадь следует по­ощрить и прекратить работу. Не надо забывать в момент туширования щелкать языком, это является условным раздражителем для лошади. После работы в пилярах под легким всадником можно пе­рейти к исполнению круппады без развязок, причем посыл шенкелями должен несколько опережать начало опускания лошадью перед­них ног и сочетаться с выдержкой поводом.

Баллотада. Этот школьный прыжок отличается от круппады только иным положением задних ног. В круппаде, находясь в воздухе, ло­шадь все четыре ноги держит поднятыми к животу, в баллотаде же задние ноги более разогнуты в путовых суставах, лошадь как бы по­казывает своп подковы и, приземлившись на все четыре ноги, пере­ходит в пиаффе.

Лошадь, имеющую способность к баллотаде, готовят по тому же ме­тоду, что и к круппаде.

Каприоль. Этот прыжок часто называют оленьим. На каприоли ло­шадь поднимается на пезаду, стремительно и сильно отталкивается от земли вверх и вперед. Это самый эффектный и в то же время самый трудный по исполнению школьный прыжок. Выполнить каприоль под силу лишь сильной, хорошо сложенной лошади, имеющей природную легкость движений, спокойный и в то же время энергич­ный характер и, самое главное, способность к школьным прыжкам. Лошадь в пилярах заставляют подняться сначала на высокую пезаду, а затем на баллотаду или круппаду (некоторые лошади перехо­дят в каприоль уже из пезады). Уловив момент начала опускания, тренер резким ударом по крупу заставляет лошадь лягнуть задними догами, причем, подчеркиваем, очень важно проделать это именно в момент опускания, в противном случае лошадь сделает только пры­жок вперед и каприоль не получится. И процессе работы в пилярах на лошадь сажают легкого, крепко си­дящего в седле всадника, сочетают посыл бичом, голосом и шенке­лем. В дальнейшем лошадь работает вне пиляр — под всадником и без него, на лонже. Помощник при этом находится позади на безо­пасном расстоянии и держит лонжу высоко и слегка натянутой. В момент, когда всадник вышлет лошадь на каприоль, помощник щелкает бичом, чтобы лошадь отбивала задними ногами. После того как лошадь начнет стабильно и без сопротивления исполнять каприоль на лонже, можно перейти к работе без нее. Первое время по­мощник, находясь позади с хлыстом, готов прийти в случае необхо­димости на помощь всаднику.

В дальнейшем переходят на одно воздействие (шенкель, голос, щел­чок) и считают лошадь готовой, если она выходит на каприоль толь­ко от щелчка языком.

Удержаться в седле во время каприоля дело непростое. Посадка всадника должна быть очень прочной, так как лошадь при отталки­вании и во время энергичного отбивания задними ногами создает сильные толчки, выбивающие из седла (у седла при исполнении ка­приоля отстегиваются стремена). Особенно важно знание всадни­ком особенностей своей лошади при каприоле. Желательно заставить лошадь пиаффировать перед каприолем в полном сборе и с предель­ным импульсом.

Наши рекомендации