Ошибки при исполнении пассажа
ЛОШАДЬ ИДЕТ, НЕДОСТАТОЧНО СГИБАЯ ПЕРЕДНИЕ НОГИ.
Плавунец представляет собой нечто среднее между пассажем и испанской рысью.
Наиболее предрасположены к плавунцу лошади с низким настильным ходом, длинными подплечьями, низко расположенным запястьем и прямой лопаткой, а также обученные еще до начала пассажа испанскому шагу.
Вытянутый пассаж очень трудно сократить (укоротить), так как, укорачивая его, можно подавить пружинистость задней части лошади. На собранном пассаже от действия шенкелей лошадь еще больше сокращает движение вперед за счет более высокого подъема и сгибания ног. На вытянутом же пассаже усиление шенкелей побуждает лошадь к более быстрому стремлению вперед и выбрасыванию вперед передних ног.
Применение же диагонального воздействия шенкелей на собранном пассаже вызывает балансирующие движения задней части, тогда как на вытянутом пассаже от диагонального воздействия шенкелей лошадь склонна еще более выбрасывать вперед и вытягивать передние ноги и превращать этот аллюр в подобие испанской рыси. Посредством пиаффе можно заставить такую лошадь несколько больше гнуть ноги в запястных суставах. Хороших результатов можно добиться согласованной работой всадника, действующего поводом, с опытным помощником, производящим туширование по поднятой передней ноге лошади (в области пясти).
ЛОШАДЬ ВЯЗНЕТ ЗАДНИМИ НОГАМИ, ДЕЛАЯ ИМИ ШАГАЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ.
Вместо эластичного отталкивания задними ногами, огибая их во всех суставах, лошадь производит шагающие движения. Всадник при этом не чувствует пружинистых отталкивающих движений задними ногами лошади. Причиной этого обычно бывает:
1. Желание всадника слишком рано сократить пассаж.
2. Грубая рука всадника, подавляющая движение задних ног.
3. При обучении лошади всадник уделяет много внимания высоте подъема передних ног.
4. Лошадь в связи с раскрытыми углами скакательных суставов высоко несет переднюю часть на прямых задних ногах.
Из вышесказанного видно, что основная причина кроется в поводе. Исправление такого пассажа следует начинать с энергичной езды вперед, причем шенкель и шпора заставляют лошадь «сдать» на выдерживаемый повод. Поскольку пассаж сам содержит в себе элемент поступательного движения вперед, исправление этого недостатка будет легче, чем на пиаффе. Но это еще не есть конечная цель исправления. Чтобы из свободного и широкого темпа сократить пассаж, следует быть очень осторожным, чтобы снова не погасить движения задних ног. Как бы круто ни была собрана лошадь на пассаже, расстояние между задними и передними ногами не может интенсивно уменьшаться, а задние ноги не должны переступать через воображаемый перпендикуляр, опущенный от ягодиц через скакательный сустав. Задние ноги не столько подступают под корпус, сколько высоко поднимаются и сгибаются в суставах.
Повод всегда укажет нам границу наших требований. Прежде всего необходимо добиться горизонтального положения фигуры лошади, для чего надо снизить на первое время постав шеи и дать большой сбор в затылке. И действия шенкелей направлять больше не на посыл вперед, а на повышение задней части лошади (крупа) Этого повышения можно добиться за счет снижения передней части, делая упражнения на откидывание крупа и боковые движения внутрь круга. Полезно также производить балансирующие движения крупа из стороны в сторону с тем, чтобы придать ему большую подвижность и уменьшить напряжение суставов. Исправление этого недостатка может быть достигнуто и работой «в руках», при которой задние ноги не обременены тяжестью всадника, а под действием хлыста будут более склонны к энергичному сгибанию и поднятию.
ЛОШАДЬ ИДЕТ, ОБРЕМЕНЯЯ ПЕРЕДНЮЮ ЧАСТЬ И ВЫСОКО ПОДБРАСЫВАЯ КРУП.
Пассаж, при котором на задние ноги передана слишком малая часть тяжести, исполняется лошадью на прямых задних ногах. Лошадь низко работает передними ногами и, несмотря на то, что она как будто ищет упора в руке всадника, стоит за поводом. Прямые задние ноги, неэластично отталкиваясь, дают жесткие толчки, бросая всадника вперед. К такому пассажу будут склонны лошади с сильным крупом, прямыми раскрытыми скакательными суставами, жесткой поясницей, а также лошади перестроенные, то есть с низкой передней частью и прямой отвесной лопаткой. Однако этот вид пассажа гораздо легче исправить, чем предыдущий, так как при нем лошадь сама ищет упора на повод. Исправление должно производиться так, чтобы заставить лошадь энергично двигаться вперед при более высоком поставе передней части. Только тогда, когда всадник уверен в прочности этого стремления, он посредством набирания поводьев переносит тяжесть передней части назад и этим гнет задние ноги, не переставая побуждать их подступать под корпус. Постоянное проведение таких упражнений способствует постепенному установлению нового равновесия, при котором лошадь будет двигаться с опущенным крупом охотнее, и рука всадника, отягощенная вначале тяжестью повода, постепенно облегчается, и вся фигура лошади примет присущее нормальному пассажу положение.
ЛОШАДЬ РАСКАЧИВАЕТ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТЬЮ (БАЛАНСИРУЕТ).
При этом лошадь, обычно поворачивает голову и даже несколько изгибает шею в сторону, противоположную подъему передней ноги. Она это делает, во-первых, с целью облегчения подъема передней ноги, а во-вторых, такое раскачивание помогает ей держаться на коротком аллюре, не снижая высоты подъема ног. Это движение хотя и некрасиво, но не так уж вредно. Оно способствует некоторому балансированию движений лошади, так как задние ноги при этом имеют тенденцию к большему поступанию и сгибанию. Обычно такой ход свойствен лошадям с широкой грудью, но его может вызвать и сам наездник уклоном корпуса и действием поводьев.
Исправление этого недостатка заключается в движении с большим посылом, с более строгой постановкой в повод, под напором шенкелей, при спокойной мягкой руке и посадке.
ЛОШАДЬ РАСКАЧИВАЕТ ЗАДНЕЙ ЧАСТЬЮ.
Как на пиаффе, так и на пассаже лошадь прибегает к раскачиванию задней частью, чтобы избежать полного сгибания задних ног, а если этому еще ей помогает всадник путем попеременного прикладывания шенкеля или шпоры, то лошадь скоро привыкает к такому раскачиванию и начинает как бы балансировать. Однако между настоящим балансированием и этим искаженным движением пассажа огромная разница. При балансе мы видим усложнение пассажа путем понижения крупа в сторону поднятой и согнутой задней ноги, тогда как при данном раскачивании лошадь ставит ногу исключительно в сторону, уклоняясь от ее сгибания. Если на такое движение смотреть сзади, то лошадь можно сравнить с телегой, у которой задний ход шире переднего. Уклоняясь от сгибания задних ног путем раскачивания, лошадь этим облегчает себе сокращение аллюра и дает всаднику ложное ощущение энергичности. Воспрепятствовать такому раскачиванию можно (но далеко не всегда), дрессируя лошадь в непосредственной близости от барьера с помощником. Барьер будет препятствовать правой ноге отступать в сторону, а помощник добивается того же от левой ноги с помощью бича.
Но так как идущая таким пассажем лошадь наверняка будет иметь этот же недостаток и на рыси, то его исправление целесообразнее начинать на рыси. У нас нет средства гнуть обе ноги сразу, поэтому лучшим средством следует считать сгибание лошади во внутреннем боку и езда с «постановлением» во внутрь, то есть гнуть сначала одну, а затем другую ногу так, как это описано в разделе о сгибаниях лошади. Это очень длительная работа и требует от дрессировщика большого терпения. Но только она может привести к положительному результату.
СОРОЧИЙ СКОК.
Сорочий скок или прыгающие движения задними ногами приносят дрессировщику при обучении пассажу много хлопот. Сорочий скок иные лошади охотно вставляют вместо правильных темпов. Он заключается в том, что лошадь часто переносит на другую ногу работу, которую должна исполнять одна из задних ног. Таким образом, на некоторых темпах она держится не на двух ногах, а на трех. Для этого она делает короткие прыжки одновременно, двумя задними ногами, подобно прыжкам галопа. Нога, которая в данный момент должна бы нести тяжесть, ставится более вперед, а другая несколько сзади в виде вспомогательной подпорки, причем всадник часто не ощущает этих движений. Это движение становится заметным, если начать сокращать пассаж. Причиной этого может быть:
1. Излишняя горячность лошади.
2. Лень.
3. Слабость или болезненная чувствительность задней части.
4. Неумелое туширование при обучении лошади.
В первом случае это зло излечивается только особенно спокойной посадкой и очень мягким и осторожным (еле заметным) действием шенкелей и поводьев. Во втором случае шпора должна добиться более энергичной работы задних ног и не дать лошади уклониться от правильного их подступания. Если же причиной этого является слабость, болезненность задних ног, то сокращать движения пассажем у таких лошадей можно только после соответствующего лечения и работы основными аллюрами.
ЛОШАДЬ НЕ ИДЕТ НА ПОВОД.
Некоторые лошади охотно выполняют пассаж даже тогда, когда от них этого не требуется. Исполняя его, лошадь обычно становится за поводом, выходит из повиновения. Она начинает пассажировать при малейшем прикосновении шпор, и выслать ее вперед становится очень трудно.
Причиной этого бывает преждевременно начатый пассаж при особом расположении к нему лошади.
Если польщенный этим ранним предложением лошади дрессировщик еще поощрит ее, то попытка пассажировать будет предлагаться лошадью при каждом прикосновении шпор. Отучить от этого лошадь можно только работой на размашистых аллюрах, ведя лошадь все время в сильных шенкелях, совсем оставив на некоторое время сокращенные аллюры. Возвратиться к пассажу можно только тогда, когда у дрессировщика будет полная уверенность, что он в любой момент может послать лошадь вперед.
ЛОШАДЬ ДЕЛАЕТ ЗАДНИМИ НОГАМИ НЕРАВНОМЕРНЫЕ ШАГИ.
Известно, что у большинства лошадей от природы нет полной симметрии в движениях. Это обстоятельство учитывается еще при начале выездки, и вся работа строится так, чтобы гимнастическими упражнениями уравнять ход лошади, то есть гнуть ее больше на тугую сторону и этим добиться равных шагов и равного подступания ног. Если после такой предварительной подготовки на пассаже будет заметно, что лошадь недостаточно гнет одну из задних ног и ставит ее в сторону, то, значит, эта нога не выдерживает тяжелой нагрузки. Сгладить недостаток, конечно, можно путем работы на вольте на эту же сторону, но применять к ноге насильственных мер не следует, так как тут есть опасность окончательно расстроить ее механизм.
ЛОШАДЬ БРОСАЕТСЯ ОТ ШПОР.
Некоторые лошади совершенно не терпят шпор и при малейшем их прикосновении отбивают задней ногой или мгновенно останавливаются. Другие же, наоборот, от их прикосновения бросаются вперед сломя голову. Это случается:
1. С очень горячими и нервными лошадьми.
2. Когда в процессе выездки лошадь не была подготовлена к шпоре и правильной реакции на нее.
3. Когда дрессировщик в начале обучения пассажу слишком усердно применял шпоры и запугал лошадь.
Подобная вещь может быть только с неподготовленными, недовыезженными лошадьми, так как к моменту обучения пассажу лошадь должна быть настолько подготовлена, что будет понимать все оттенки действия шпоры. Но если мы уже стоим перед свершившимся фактом, то единственным средством, которым в данном случае может располагать дрессировщик, является отказ от действия шпорами или применение их с большой осторожностью. В таких случаях на шенкеля и колесики шпор одевают кусочки резиновых трубочек для смягчения их действия.
В ДВИЖЕНИИ ЛОШАДИ ПАССАЖЕМ НЕТ ВОЗДУШНОСТИ.
Некоторые лошади, усвоив движение пассажем, стараются идти по линии наименьшего сопротивления и находят такой темп, при котором меньше всего приходится тратить силу и энергию. Первое, что постарается сделать такая лошадь, это пониже поднимать конечности, и затем, сохраняя тот же ритм хода, уменьшить энергичное отталкивание диагонально расположенных ног, в результате чего пропадает воздушность (парящий характер) пассажа. Движения, несмотря на общий плавный вид, становятся вялыми. Дрессировщик, увлеченный только ритмом хода, иногда и не заметит сразу этого недостатка, так как, наоборот, ощущение, которое он будет испытывать от движения, еще мягче и эластичнее. Часто эта уловка лошади сходит ей безнаказанно, и даже поощряется дрессировщиком. Для исправления недостатка следует, прекратив на время работу пассажем, послать лошадь на энергичную рысь и больше работать. Только утвердив лошадь на этом энергичном движении, можно пробовать сокращать его до пассажа. Тряскость, ощущаемая всадником, будет верным доказательством воздушности этих шагов. Предрасположены к такому пассажу лошади неэнергичные, с тугой пристановкой головы и слабой поясницей.